Основы буддистской мудрости

Представления китайцев о жизни и о месте человека в ней неразрывно связаны с буддизмом. В популярной в Китае легенде, которая называется «Путешествие на Запад», описаны странствия смиренного монаха в поисках драгоценных буддистских писаний. Монаха сопровождают два друга – обезьяна и свинья.

В пути они не раз встречались с демонами и искусительницами, которые безуспешно пытались отвлечь путешественников от их цели. Благодаря хитроумной обезьяне монах в конце концов воочию увидел Будду и был потрясен его состраданием. Получив от Будды писания, монах двинулся обратно в Китай, ревностно оберегая драгоценное учение. Но переходя через реку вброд, он споткнулся, и часть священных текстов бурные воды унесли в Таиланд, Камбоджу и Бирму.

Из-за этого кармического события до Китая дошли не все буддистские писания – по крайней мере, так гласит легенда. Этим же объясняется различие направлений буддизма, который исповедуют в Китае, Таиланде, Камбодже и Бирме. Но несмотря на внешние различия, основная мудрость учения Будды присутствует во всех ветвях буддизма.

Учения будды Шакьямуни

Будда Шакьямуни когда-то был сыном правителя маленького государства на севере Индии. Он был не богом, не мифическим героем, а человеком, хотя и удивительным человеком – одним из бесконечного множества просветленных.

Будда Шакьямуни учит, что вселенная не имеет времени, начала и конца. Жизнью и смертью всецело управляют законы кармы, существование человека – непрерывная цепь рождений, смертей и новых рождений (сансара).

Возрождения в одном из шести миров зависят от кармы, закона причинно-следственной связи. Таким образом, карма придает жизни нравственную основу. Буддизм призывает жить так, чтобы создать чистую карму.

В буддизме подчеркивается значение четырех состояний души. Эти состояния называют неизмеримыми:

— развитие неизмеримой душевной невозмутимости – сохранение спокойствия и отсутствие привязанностей;

— развитие неизмеримой любви и сострадания ко всем страдающим существам;

— развитие неизмеримой радости при виде счастья всех существ;

— развитие неизмеримого стремления к благоприятному перерождению для всех живых существ.

Буддисты не верят в сверхъестественные силы или всемогущего бога. Спасение происходит не по воле высшего существа. Вместо этого буддизм призывает сострадать и проявлять доброту ко всем живым существам, медитировать и обретать мудрость. Молитвы Будде – способ постичь истинный смысл сущего. Достижение просветления дарует вечное блаженство в моментальном сострадании.

Теравада и Махаяна

Существуют две основных школы буддизма – теравада и махаяна. В Китае преобладает махаяна, но обе школы верят в четыре благородных истины и восьмеричный путь. В тераваде акцент сделан на необходимость вырваться из колеса смертей и возрождений – «освобождение от сансары». Махаяна призывает как к освобождению, так и достижению просветления, чтобы помогать всем живущим существам. Она подчеркивать необходимость культивировать в себе благожелательное отношение ко всему сущему, проявлять сострадание и любовь, и это полное отсутствие своекорыстия и альтруизм – вершина, за которой открывается путь к просветлению.

Принято считать, что существует более 84 тысяч буддистских текстов. Сегодня буддисты всех школ стараются сохранить их, не допустить искажения оригиналов, написанных на санскрите. К примеру, тибетские буддисты особенно следят за тем, чтобы все слова Будды соответствовали источнику. Учения, переданные высшим учителям – таким, как тибетские ламы и настоятели в буддистских храмов в Китае, — ценятся чрезвычайно высоко, слова Будды бережно передают из уст в уста на протяжении веков. Как горящий светильник освещает нам путь в ночном мраке, так и слова Будды обещают счастье и вечное блаженство.

 

(Информация взята из книги Лилиан Ту «Китайская мудрость»)