Семь столпов дао

В даосизме «матерью» называется аспект дао, не имеющим формы, а словом «дитя» именуется вселенная с ее мириадами меняющихся форм. Таким образом, постичь одно из них – значит понять истинную сущность другого, и наоборот.

Пренебрегать «матерью» — значит цепляться за блага материального мира и быть болезненно привязанным к внешнему и поверхностному. При этом представления о жизни становятся неглубокими и не приносят удовлетворения, а это влечет за собой потерю смысла жизни. Игнорировать «дитя» — значит питать презрение к материальному миру, сосредотачивать внимание только на неосязаемом – при этом смысл и цель жизни опять-таки теряются.

 

Первый столп. Понятие формы и бесформенности.

Их можно уподобить матери и ребенку. Постичь мать и дитя – значит понять вселенную в целом и осознать, что дух и материя едины; едино все и всюду. Это понятие формы и бесформенности – первый фундаментальный столп дао. Понятие целостного, неосязаемого и свободного и в то же время охватывающего все, очень напоминает буддийское понятие пустоты, которое гласит, что форма есть пустота, а пустота – форма. Чтобы охватить его умом, нужна привычка к медитации в неподвижности. Для понимания базового постулата даосизма требуется много часов безмолвного созерцания.

 

Второй столп. Понятие инь и ян.

Даосизм считает все существующее в мире единым проявлением двух взаимодополняющих форм. Таким образом, все, что есть во вселенной, содержит изменчивые формы, возникающие в процессе взаимодействия двух противоположных сил, называемых инь и ян.

Эти силы, или энергии, следует четко различать, как две стороны одной и той же монеты, понимать, что в конкретный момент мы видим ее только с одной стороны, воспринимаем либо как инь, либо как ян.

Например, с проявлением инь и ян можно сравнить теневой и солнечный склон горы. Склон, находящийся в тени, — восприимчивая сторона феномена. Яркий, освещенный солнцем склон – созидательная, динамичная сторона. Вместе восприимчивое и созидательное придают форму пустоте, а именно форму горы. Ни одна из сторон не существует без второй. Только зная, что такое тень, мы можем отличить от нее свет (то есть место, где нет тени).

Следовательно, нет света (ян) без темноты (инь), нет дня без ночи, нет холмов без долин, нет движения без покоя, не плюса без минуса и нет мужского начала без женского.

Те же рассуждения справедливы для всех проявлений этого феномена. Инь и ян, представляющие собой противоположные силы, энергию и ци, повсюду присутствуют вместе. Невозможно найти одно из них в отсутствие другого просто потому, что каждое из них обязано второму своим существованием.

Таким образом, чистая энергия ян всегда содержит семя инь; чистая энергия инь всегда содержит зародыш ян. На приземленном уровне можно представить это как крохотную частицу мужского в каждой женщине и крохотную частицу женского в каждом мужчине. Только благодаря разнообразному взаимодействию инь и ян феномены мира отличаются друг от друга. Поэтому все люди, все места и события разные – в каждом по-своему сочетаются инь и ян. Задумавшись, вы поймете, что количество возможных вариантов сочетаний инь и ян практически бесконечно.

Инь и ян всегда должны пребывать в гармонии. Гармония исчезает при возникновении какого-либо дисбаланса, в результате которого феномен принимает другую форму. Этим объясняются жизненные спады и подъемы, удачи и неудачи, развитие и упадок, жизнь и смерть. Учение дао призывает старательно поддерживать равновесие инь и ян и невозмутимо воспринимать все случаи нарушения этого равновесия. Когда что-то нарушилось, просто начните сначала – ничто не кончается раз и навсегда.

 

Третий столп. Понятие непрекращаяющихся изменений.

Только одно во всей вселенной остается неизменным – перемены. Ничто не остается неизменным навсегда: каждую секунду, каждую минуту, каждый час вселенная меняется. Эта фундаментальная истина составляет ядро существования. Одна вся эта динамика, эта непрестанная деятельность не приводит к хаосу, поэтому непрекращающиеся изменения всегда остаются неизменными. Понимания этого мнимого противоречия ведет к познанию истинного пути дао.

Если рассматривать все явления как ряд циклических процессов, вы заметите, что одно из регулярных изменений – непрерывная смена дня и ночи. Она воспринимается как один бесконечный цикл изменений, существующих испокон веков. Тот же феномен изменений – смена времен года: за летом приходит осень, потом зима, весна и, наконец, снова лето. Проявления феноменов вселенной преображены регулярными циклами и процессами. Так Луна движется по земной орбите, так сама Земля обращается вокруг Солнца. Это было всегда. Применяя ту же теорию к людям, мы увидим цикл рождения, роста, старения и смерти. Все это неизбежно, мы рождаемся только для того, чтобы вырасти, повзрослеть, постареть и, наконец, скончаться.

Буддисты называют этот цикл рождений, смертей и новых возрождений кармическим циклом жизни, или сансарой. Они прилагают все старания, чтобы освободиться от сансары и просят будд даровать им блаженство такого освобождения.

Даосизм же, при всей своей глубочайшей духовности, не требует религиозного поклонения и строгого исполнения обрядов. Согласно дао, достаточно постигать, созерцать и медитировать на величественной и цикличной сущности метаморфоз или преображений. Мы с благоговейным трепетом взираем на эти метаморфозы, а потом медитируем на беспрепятственном процессе их достижения. Так мы познаем вселенское равновесие. Таким образом, даосский мудрец никогда не воздействует на вселенную, чтобы занять в ней свое место, а развивается духовно, чтобы гармонично вписаться в нее.

Одержав победу над корыстными стремлениями, привязанностями и эго, человек без усилий приближается к источнику всего сущего.

 

Четвертый столп. Пять элементов.

В попытке объяснить изменения во вселенной даосизм выбирает скорее научный, нежели божественный подход. Древние ученые-даосы искали научное объяснение взаимодействию сил природы – не только с точки зрения теории полярность инь и ян, но и пяти обширных групп сил, занятых взаимно созидательной и разрушительной деятельностью. По-китайски эти пять сил называют у-син, но теперь их чаще именуют пятью элементами, или, что точнее, пятью видами действий, производимыми пятью элементами.

Все существующее во вселенной относится к одной из этих пяти групп, каждый элемент принадлежит либо к инь, либо к ян, считается позитивным или негативным, малым или великим проявлением. Известно, что одно из самых серьезных испытаний для приверженцев даосизма – доказательство глубокого понимания взаимодействия пяти элементов, их влияния друг на друга и того, как они обуславливают сущность всех явлений и всех аспектов изменений. Так, в основе всех течений астрологии и предсказаний лежит толкование пяти элементов.

Эффективное применение фэн-шуй почти полностью зависит от понимания взаимодействия пяти элементов в домашней обстановке. При положительном взаимодействии возникает спокойная, благоприятная атмосфера. Чтобы обеспечить плавное продвижение по пути даосизма, все пять элементов вокруг вас должны способствовать гармонии и равновесию.

 

Пятый столп. Три сокровища.

Приверженцы дао должны ценить три сокровища жизни – сперму, дыхание и дух. Считается, что у каждого из них есть космический аналог, таким образом, взаимосвязанных сокровищ всего шесть. Создание, взращивание и взаимодействие этих сокровищ, которым приписывают «магические» свойства, прокладывают путь для возвращения к Источнику. В даосском толковании прослеживается сходство с тайными учениями Будды, так называемым тантрическим буддизмом – высшей мудростью, обещающей быстрое достижение просветления.  Можно лишь догадываться, что божественная магия даосских обрядов подобная чудесам йоги, которыми владеют индийские йоги и тибетские ламы высших рангов. Но утверждать это наверняка невозможно: такое знание держат в тайне, его получают только от гуру или ламы.

Обряды трех сокровищ исполняют под надзором опытного наставника, в них входят многочисленные клятвы и приготовления. Пытаться исполнить такой обряд самостоятельно, без помощи опытного гуру – значит подвергать огромной опасности свое душевное и телесное здоровье. Поэтому в даосских книгах редко говорится об этом предмете, ему нельзя научиться из книг или с помощью видео. Если вам повезет найти истинного гуру, который возьмет вас в ученики, считайте себя счастливейшим из смертных.

 

Шестой столп. Приверженность малой цели.

Поскольку достичь наивысшей цели – вернуться к Источнику – чрезвычайно трудно, многие даосы довольствуются малой целью: глубоким пониманием или интуитивным постижением истинной сущности жизни. Эти озарения почти всегда сопровождаются ощущением безграничного блаженства.

Озарения даруют не только мудрость, но и восхитительное ощущение радости и примирения с миром, поскольку приносят глубинное понимание смысла жизни, а также целое богатство благоприятных побочных эффектов – ощущение юношеской бодрости физического здоровья и силы, которые способствуют долгой и счастливой жизни.

Долголетию даосов неизменно сопутствует отменное здоровье, а также радостное спокойствие и безмятежность, благодаря чему ценной становится каждая прожитая минута. Это состояние радости выше любого другого, доставляющего материальное обладание. Высшая радость возникает из источника, таящегося глубоко в нас. Отыскав путь к нему, вы навсегда забудете о скуке и досаде, перестанете негативно реагировать на утраты, лишения, тревогу или страх. В итоге вы станете настолько приятным человеком, что окружающие невольно будут обращать внимание на вашу ауру внутренней радости.

При встречах с давними приверженцами даосизма, даже с отшельниками, невозможно остаться равнодушным к их умиротворенности и заразительной тихой радости. Зачастую эти люди обладают удивительными талантами поэта или живописца, занимаются гимнастикой цигун. Достижение внутреннего покоя, которое приводит к удивительным озарениям, имеет еще много преимуществ.

 

Седьмой столп. Возвращение к Источнику.

Наивысшая цель учения дао – подготовить нас к жизни после смерти, помочь вернуться к Источнику, а это выражение каждый понимает по-своему. Одно из определений Источника – достижение бессмертия, то есть превращение в духовное существо в духовном мире. Легенда называет рай владением царицы Запада; это недосягаемая страна изобилия.

Еще одно, возможно, более глубокое определение Источника гласит, что эта цель – такая высокая, что она превосходит все другие цели, которое человечество ставило перед собой с незапамятных времен. Невозможно описать словами состояние возвращения к Источнику. Достижение наивысшей цели настолько важное событие, заключенная в нем мудрость настолько божественна, что они затмевают все, что есть в мире.

 

(Информация взята из книги Лилиан Ту «Китайская мудрость»)