Гейши — кто они?

Японцы, конечно, знают, кто такие гейши, но в жизни с ними дело приходилось иметь лишь единицам: их работа стоит очень дорого. За вечер, проведенный в обществе гейши, придется заплатить примерно четверть годового жалованья среднего служащего.

Большинство людей на Западе уверены, что гейши — это просто японские проститутки. Между тем это совсем не так. Рынок сексуальных услуг существует в любой стране, и работа в этой сфере везде примерно одинакова. Есть проститутки и в Японии — юдзе. Но гейши — другое дело. Даже если юдзе наденет кимоно и сделает прическу, она не станет гейшей.

Гейша (правильно «гейся», в силу отсутствия в японском языке буквы «ш») — профессия уникальная. Нигде в мире ничего подобного нет. Есть некое сходство с греческими гетерами, но все равно не то.

Слово «гейся» состоит из двух иероглифов: «ся» — человек, «гей» — искусно, изящно. Поэтому гейша — прежде всего человек искусства. Представительницы этой профессии специализируются на развлечении клиентов пением, танцами, игрой на трехструнном сямисене. В обязанности гейши входит поддерживать беседу и вообще сделать застолье приятным. Но главное — гейша, как никто, умеет с сочувствием выслушать мужчину, тонко польстить ему, создать у клиента ощущение собственной значительности. Гейши должны уметь хранить секреты — что бы они не услышали за столом, они хранят в себе. Поэтому часто их приглашают украсить банкет политиков и дельцов, которые в их присутствии могут, не стесняясь, обмениваться любыми секретами.

Для современного японца гейши — хранительницы традиционных ценностей.  Носят они только классическое кимоно (кстати, оно не кроится и не шьется — это цельный кусок драгоценной шелковой ткани, искусно поддерживаемый несколькими поясами), двигаются мелкими шажками, как было принято у красавиц былых времен. На ногах у гейши деревянные сандалии-гэта в виде небольших деревянных скамеечек. Волосы укладываются в замысловатую прическу, которую можно видеть на гравюрах Утамаро и Харонубу.

Первые гейши, как ни странно, были мужского пола. В «цветочных кварталах», где японцы проводили время, отдых заключал три составляющие: изысканный стол, светскую беседу и любовные утехи. Любовь обеспечивали юдзе, а культурную программу — гейся-мужчины. Они немного напоминали советских массовиков-затейников: пели, играли на музыкальных инструментах, рассказывали анекдоты для гостей чайных домиков и их подруг (в Японии было принято, посещая веселый квартал, заводить себе одну юдзе на долгий срок: смена партнеров не поощрялась). Первая женщина-заводила появилась в 1751 г., и после этого быстро потеснила мужчин в данном виде услуг. Главными достоинствами женщин-гейся было умение живо и остроумно поддерживать беседу. Они пели, аккомпанировали мужчинам, танцевали. Уже к началу XIX в. термин «гейся» стал обозначением исключительно женской профессии. Мало того: начав со скромной, незаметной роли при нарядных юдзе, гейши со временем превратились в воплощение женственности и утонченности, символ изящества и эротичности. В то же время интимная близость с гейшей была редким явлением. Чтобы стать ее любовником, мало было иметь толстый кошелек: нужно было обладать ики — быть элегантным и утонченным. Обычно постоянным любовником-покровителем гейши становился состоятельный и знатный человек. Такой союз заключался, как правило, по взаимному влечению, положение гейши было подобно положению второй жены.

В отличие от юдзе, которые не имели права покидать «веселый квартал», гейш часто приглашали в дома богатых горожан для участия в мужских вечеринках. Гейши жили общинами «ханамати». Выходя замуж, гейша оставляла профессию. Впрочем, гейши часто имели детей: внебрачный ребенок в Японии никогда не считался позорным явлением.

Наиболее популярной профессия гейши стал на рубеже XIX-XX вв. В это время правительство боролось с проституцией, но утонченные гейши отвоевали себе право на жизнь. Кроме того, к этому времени они стали совершенно необходимы при проведении банкетов. Услуги гейш в это время были необыкновенно популярны. Большую часть времени в «веселом квартале» мужчины посвящали не сексу, а застольной беседе, поэзии, пению и танцам. Гейши привносили в мужской досуг то, чего не хватало японцу дома: непринужденность, раскованность в атмосфере изысканности.

Профессия гейш зародилась в столице — тогда это был город Киото. Именно здесь они обслуживали высших чиновников империи. В 1870-е г. правительство переехало в Эдо (Токио), и гейши потянулись за своими клиентами в новую столицу. Но Киото до сих пор их главный город. Здесь находятся и школы будущих гейш. Раньше ученицы — майко — обучались с 7-8 лет. Теперь же, при обязательном среднем образовании, начинают с 15. Чтобы овладеть всеми тонкостями профессии, требуется 5-6 лет. Прежде всего майко постигают главные искусства: умение петь, танцевать и играть на сямисене. Им преподаются каллиграфию, рисование, искусство подачи напитков. Но это далеко не все: надо в совершенстве научиться накладывать традиционный грим, носить кимоно, изящно двигаться, проводить чайную церемонию. Но главное, что ценят японцы в гейше, — это умение свободно и остроумно, но при этом почтительно вести беседу на любую тему — от классической поэзии до современной политики. Учебный день для майко длится по 12 часов. Кроме того, гейша должна обладать эротическим обаянием. Но это не грубая сексуальность. Даже проводя с ней ночь, мужчина ищет прежде всего не сексуального удовольствия, а утонченной беседы, приобщения к искусству. На овладение мастерством уходят годы. Поэтому самые знамениты и искусные гейши немолоды. Украсить торжественный обед нередко приглашают даму весьма почтенного возраста.

Обучение стоит очень дорого. В прежние времена все расходы на учебу, приобретение одежды (стоимость кимоно равна цене дорогого автомобиля, а торжественное одеяние стоит не меньше лимузина) и поддержание соответствующего образа жизни брал на себя богатый покровитель. В наше время, в основном, девушки или их родители сами оплачивают обучение. Иногда в роли спонсоров школ гейш выступают крупные компании или дома якудза.

Тщательная, многолетняя подготовка, высокое мастерство — залог сохранения высокого статуса гейши в наши дни. Но это и причина умирания профессии: их услуги обходятся слишком дорого. В наши дни число гейш сократилось более чем в 30 раз по сравнению с началом ХХ в. Потеснили их на рынке развлекательных услуг популярные у молодого поколения девушки-барменши: они тоже способны поддержать беседу с клиентом, подбодрить его, а иной раз и оказать услуги интимного характера. Но гейши — символ красоты, утонченности и традиции — до сих пор незаменимы на торжественных мероприятиях. Быть приглашенным на банкет с гейшами — большая честь и для иностранца, и для японца.

(Информация взята из книги «100 великих тайн Востока»)