Мудрость йоги — физкультуры духа

Йога – учение, дошедшее до нас из глубины веков и упомянутое в самых древних источниках, учение, отголоски которого можно встретиться практически во всех религиях, ритуальных практиках и изотерических школах. Как утверждают некоторые историки, родина йоги – древнейшая на Земле цивилизация Арктида, которая процветала много тысяч лет назад на материке, соединившем Америку и Евразию. После глобальной катастрофы она исчезла в водах Северного Ледовитого океана. Уцелевшие жители Арктиды донесли йогу до жрецов и посвященных Хиттиды, Пацифидв и Атлантиды, а уже затем йога попала в Индию.

Археологические находки позволяют с определенностью утверждать, что учение йоги было известно уже в III тыс. до н.э.: изображения йогов в характерных позах найдены в раскопках древней культуры Мохенжо-Даро. Научная традиция приписывает выделение учения йоги как самостоятельной системы легендарному индийскому мудрецу Патанджали (III в н.э.). Он не претендует на авторство, а лишь собирает устные данные, дошедшие до него, и комментирует их в духе единого учения.

Согласно Йога-сутре Патанджали, йога подразделяется на восемь частей, называемые восьмеричным путем:

  1. Яма – ограничении во взаимоотношениях с людьми и природой.
  2. Нияма – предписания образа жизни.
  3. Асана – разнообразные позы и положения тела.
  4. Пранаяма – дыхательные упражнения, связанные с набором энергии.
  5. Пратьяхара – контроль и ослабление потока восприятия, психическая релаксация.
  6. Дхарана – концентрация мысли.
  7. Дхьяна – медитация, регулируемый поток сознания.
  8. Самадхи – измененное, экстатическое состояние сознания.

Можно видеть, что это учение охватывает три направления развития человека: этическую, нравственную сферу, физическое развития, совершенствование тела и развитие психических сил человека. Таким образом, развитие человека на восьмеричном пути носит всесторонний, гармонический характер и ведет к достижению удивительных способностей и особых состояний сознания. Последняя ступень восьмеричного пути – самадхи, творческое озарение, особое состояние тела и ума, когда перед человеком исчезают границы, отделяющие его от внешнего мира, духовное слияние со всем человечеством, всей природой, всем космосом. Некоторые авторы называют это состояние космическим сознанием. Испытавшие такое состояние, пусть даже считанные секунды, описывают его как лучшие, наиболее значимые мгновения своей жизни.

Йога учит сознательному достижению состояния самадхи. Не будет преувеличением сказать, что освоение людьми состояния самадхи способствует развитию человечества как вида, поэтому можно говорить о йоге не только как о системе личного оздоровления и самосовершенствования, но и как о системе эволюции человека.

Исторически сложилось так, что из единой некогда системы йоги выделилось несколько направлений, среди которых следует отметить следующие:

  1. Хатха-йога – работает с физическим телом, праной.
  2. Раджа-йога – охватывает все ступени восьмеричного пути.
  3. Карма-йога – интеграция и духовный путь личности посредством бескорыстных деяний.
  4. Бхакти-йога – йога самовверения себя и забвения себя ради Него.
  5. Джняна-йога – йога осознания и осуществления в духовном опыте тождества своего «я» с единым первоначалом будущего.

В настоящее время, говоря о йоге, чаще всего имеют ввиду хатха-йогу, связанную с физическими упражнениями. Согласно учению йоги, наше тело живет за счет потоков положительных «Ха» (Солнце) и отрицательных «Тха» (Луна). Если они находятся в равновесии, то можно говорить о здоровье и гармонии тела.

Основу физических упражнений в йоге составляют асаны – специальные положения тела, предназначенные для сохранения здоровья и достижения высшего уровня сознания. Согласно легенде, бог Шива открыл и дал их человеку. В классической литературе упоминаются 8400000 асан. Из них лишь менее сотни используются йогами в настоящее время, 20-30 считаются наиболее важными и достаточными для гарантии полноценного здоровья на всю жизнь.

Асаны – это преимущественно статические позы тела; напряжение мышц и раздражение мышечных нервов в этих позах оказывает воздействие на центральную нервную систему, а через нее – на работу сердца, органов кровообращения и дыхания. Это упражнения, связанные с медленными, умеренными движениями и состоянием покоя тела в сочетании с правильным дыханием и расслаблением. Асаны предусматривают концентрацию внимания на определенных участках тела, при этом умственное усилие согласуется с мышечной активностью. Они требуют особого рода дыхания: полного, ритмического, контролируемого и замедленного.

Известно, что имеется соответствие между психическими переживаниями и особыми субъективными ощущениями в определенных зонах. Переживание обиды или жалости к себе связано со щемящим ощущением в груди; ситуация опасности порождает неприятное, сосущее ощущение под ложечкой; размышление порой сопровождается напряжением и тяжестью в области лба. Эти ощущения телесных зон в связи с психическими переживаниями играют особую роль в йоге, тантре, дзен-буддизме и других восточных учениях. Они изучаются как особые центры тела человека – «чакры» — элементы своеобразной «психической анатомии» человека. Это психофизиологические механизмы, которые у большинства людей находятся в неразвитом, нерабочем состоянии. Каждой из чакр соответствуют символические изображения, помогающие в концентрации на них.

Научное объяснение феномена чакр между процессами в центральной и вегетативной нервных системах, представляет одну из проблем современной психологии и физиологии. Современные западные исследователи связывают активность чакр с циркуляцией энергии в каналах акупунктуры, в энергетических меридианах, и при этом они указывают на особую роль чакры, расположенной в области сердца.

Исследования, проведенные в США и Индии, показали возможности йогов произвольно изменять ритм сердечной деятельности и частоты пульса от 30-40 до 250-300 ударов в минуту. Зарегистрирована также возможность эпизодической остановки сердца до 17 секунд.

Результаты исследования медитации монахов буддийской школы дзен и индийских йогов показали, что при созерцании, направленном на внешний мир, привыкания альфа-ритма электроэнцефалограммы к звуковым раздражителям не происходит при сосредоточении на своем внутреннем состоянии, наоборот, даже достаточно сильные раздражители не могли блокировать альфа-ритм. Это свидетельствует о том, что йоги могут добиваться чрезвычайно высокого уровня внимания по отношению к событиям и глубоко сосредотачиваться на внутреннем, духовном труде.

Основной целью йоги, делающей ее привлекательной для широких слоев населения. Являются не сенсационные результаты, а здоровый образ жизни и развитие естественных качеств организма.

 

(Информация взята из книги «100 великих тайн Востока»)