Бугэй

В широком смысле бугэй («будзюцу» — «воинские искусства» или «буги» — «воинские приемы») обозначает совокупность всех сложившихся в различные исторические периоды воинских дисциплин: военной стратегии и тактики, систем рукопашного боя с различными видами холодного оружия и без него, стрельбы из лука, верховой езды, боевого плавания и т.д. вне зависимости от их сущности и целей: подготовка к войне, вид религиозной аскезы, практика самосовершенствования, спорт и др. В узком смысле это слово означает: самостоятельные, самоценные искусства, цель которых — достижение особых состояний сознания.

Впервые слово бугэй встречается в кодексе «Тайхо: рицурё:». В период государства Рицурё: солдат обучали верховой езде, стрельбе из лука, бою мечом. При императорском дворе регулярно проводились состязания по стрельбе из лука из положения стоя (дзярай) и с коня (нориюми), в которых принимали участие принцы и придворные выше 5-го ранга, а также по борьбе сумо. Однако аристократическая традиция бугэй была мало связана с боевой практикой. Боевые методы получили развитие среди самураев Канто:. Основу их подготовки составляли верховая езда, стрельба из лука, борьба в доспехах ёрои кумиути, фехтование мечом. В эпоху Камакура бугэй воинов Канто: распространились по всей стране. Особенно большое значение придавалось искусству стрельбы из лука, для тренировки широко использовались такие упражнения как ябусамэ, касагакэ, инуоумоно и др., зародились первые школы  стрельбы из лука с коня Огасавара-рю и Такэда-рю:. В начале эпохи Муромати господствующим направлением бугэй оставалась стрельба из лука, но позднее, в связи с изменением военной тактики, развитие получили стрельба из лука из положения стоя, приемы боя копьем, мечом.

В середине эпохи Муромати (1336-1568) возникли первые рю: — «школы» бугэй, аналогичные по структуре и сущности школам других традиционных искусств Японии. Появление школ обозначило новую тенденцию в развитии бугэй — превращение их в самоценное явление культуры. Целью практики становится обретение высшего индивидуального мастерства, связанного с достижением особых состояний сознания, характеризующихся ощущением следования естественному ходу вещей и понимания законов мироздания.

Преподавание бугэй превращается в профессию, но в этот период школы бугэй были лишь необязательным дополнением к рэмпё: — «воинскому тренингу», включающему обучение передвижениям и бою в построениях. В то же время большинство из них еще ориентировалось на применение на поле боя, практиковали приемы боя в доспехах, и представляли собой комплексные системы, объединявшие несколько дисциплин.

После появления в сер. XVI в. огнестрельного оружия японское военное искусство претерпело революционные изменения: произошел переход от стрел и лука к мушкетам, от господства кавалерии к господству пехоты, от индивидуального боя к организованному столкновению армий. К старинным бугэй прибавилось хо-дзюцу — искусство применения различных видов огнестрельного оружия и зажигательных средств.

После установления мира в начале эпохи Эдо уровень боевой подготовки самураев неуклонно снижался, занятия рэмпё: были свернуты. В этих условиях активизировались школы бугэй, которые подчеркивали свое неутилитарное, высшее предназначение, пропагандировали самосовершенствование через практику бугэй и казались буси более привлекательными.

Первая пол. XVII в. стала временем систематизации накопленного опыта и расцвета школ бугэй Под влиянием Дзэн-буддизма, неоконфуцианских учений Чжу Си и Ван Янмина складывается теоретическая база бугэй Возникают десятки конкурирующих школ стратегии и тактики (хэйхо), шпионажа и разведки (ниндзюцу), боя мечом (кэндзюцу), копьем (со-дзюцу), алебардой (нагинатадзюцу), шестом (бо-дзюцу), короткой палкой (дзё-дзюцу), стрельбы из лука (кю-дзюцу), огнестрельного оружия (хо-дзюцу), выхватывания меча из ножен (иайдзюцу), борьбы без оружия (дзю-дзюцу), связывания (ходзё-дзюцу), боевого плавания (суйэйдзюцу), верховой езды (бадзюцу) и др. Появляется множество новых дисциплин: искусства боя серпом (камадзюцу), железным веером (тэссэндзюцу), цепью (кусаридзюцу) и др. Большинство новых школ практиковали приемы боя без доспехов, не были рассчитаны на применение на поле боя и специализировались только в одном виде бугэй.

В условиях такой сверхспециализации составляются списки из 14, 18 и др. дисциплин, которыми в идеале должен владеть воин. Влияние школ бугэй возросло настолько, что они смогли практически полностью вытеснить и подменить рэмпё:, несмотря на критику специалистов, справедливо усматривавших в этом подрыв боеспособности войск.

На протяжении эпохи Эдо создается огромное количество трактатов и наставлений по различным аспектам теории, практики и истории бугэй. Наиболее важные из них — «Ко:ё: гункан», «Хэйё:року», «Фудо:ти симмё: року», «Тайаки», «Хэйхо: кадэн сё», «Горин-но сё», «Итто:сай сэнсэй кэмпо: сё», «Тэнгу гэйдзюцу рон», «Нинпидэн», «Бансэнсю:кай», «Сё:нинки», «Хонтё: бугэй сё:дэн», «Будзюцу кэйфу ряку», «Будзюцу рю:со: року», «Гэккэн со:дан» и др.

С середины эпохи Эдо после разработки защитного снаряжения начинают проводиться состязательные поединки на тренировочных мечах, копьях, алебардах, организуются соревнования по дзю-дзюцу по правилам, запрещающим использование опасных приемов. БУГЭЙ все более превращаются в виды спорта.

В конце эпохи Эдо новый импульс к развитию под влиянием контактов с Западом получают хэйхо, хо-дзюцу и бадзюцу, а после 1853 г. началось реформирование военной системы по европейскому образцу. БУГЭЙ окончательно утрачивают свою практическую ценность. После реставрации Мэйдзи БУГЭЙ на некоторое время приходят в упадок, изучение их продолжается лишь в полиции. Но уже в 80-е гг., претерпев серьезную трансформацию и превратившись в будо: — «воинские пути», рассматриваемые как национальные вида спорта и средства воспитания нации в духе доктрины кокутай, БУГЭЙ вновь набирают популярность. В 1895 г. для пропаганды будо: в массах при патронаже императорской семьи создается Ассоциация воинской добродетели (Бутокукай). В 1930-31 гг. несколько видов будо: были включены в программы средних школ. В 1935 г. возникло Общество содействия развитию старинных японских воинских искусств (Нихон кобудо синкокай).

(Информация взята на сайте http://www.kannagara-aikido.ru/)

Бугэй