Считается, что стиль богомола (танлан-цюань) происходит от человека по имени Ван Лан, который был родом из провинции Шаньдун. Если верить историческим материалам, то Ван Лан родился в начале династии Цин, с раннего детства начал увлекаться боевыми искусствами. Легенда гласит, что он отправился в монастырь Суншань Шаолинь, но в поединке с монастырским монахом потерпел поражение и удрученно отправился странствовать меж четырех морей, изучая ушу. Однажды он случайно увидел, как мастерски богомол ловит цикаду, и тут его озарило, и он создал метод наступления с атакой и отхода с защитой, что неожиданно позволило ему добиться блестящих результатов в ушу. Позднее для сохранения памяти об озарении, вызванном с помощью богомола, этот стиль был назван «танланцюань».

Достигнув успехов в стиле богомола Ван Лан во второй раз посетил монастырь Шаолинь, и хотя ему не удалось сразиться с тем монахом, которому он проиграл бой прежде, но все монахи, с которыми он сражался в этот раз, признали себя побежденными. Позднее Ван Лан, обосновавшись в Шаньдуне, передал танлан-цюань даосам с гор Лаошань. От их учеников — даоса Шэньсяо и Ли Саньцзяна он непрерывно передавался до наших дней.

До XIX века стиль богомола не разделяли на отдельные направления. В XIX веке выделился люхэ танлан-цюань (кулак богомола шести координаций). Ныне этот стиль распространен в уездах Чжаоюань и Хуаньсянь провинции Шаньдун. Еще его называют «мягким богомолом». Основателем стиля является Линь Шичунь, который у своего деда изучил люхэцюань (кулак шести координаций), а у Вэй Шаня (Сяня) — стиль богомола. В настоящее время в этом направлении имеется шесть комплексов, взятых из стиля богомола, и один комплекс — из стиля шести координаций.

Позднее стиль богомола разделился на две большие ветви. Первой из них является цисин танлан-цюань (кулак богомола семи звезд). Его создание связано с учеником даоса Шэньсяо — владельцем охранного бюро Ли Чжичжанем (Саньцзянем). Ученик Ли — Ван Юнчунь — развил стиль дальше, и добавив методы из стилей боя на дальней дистанции получил то, что ныне называется цисин танлан-цюань.

Мэйхуа танлан-цюань (кулак богомола сливы мэйхуа) идет от мастера Ли Бинсяо, у которого учился Чжао Цилу. Ученик Чжао — Лян Сюэсян — и считается создателем мэйхуа танланцюань.

Один из учеников Лян Сюэсяна — Цзян Хуалун — до стиля богомола изучал также мэйхуацюань и стиль обезьяны. Позднее, будучи в Яньтае, он изучил тунбицюань у Ван Чжунцина, а также багуачжан и синъицюань у Чэнь Дэшаня. Добавив к приемам этих стилей методы боя с земли он создал бабу танлан-цюань (кулак богомола восьми шагов). Ядром стиля явились шесть комплексов бабу чжайяоцюань (избранная суть стиля восьми шагов), послужившие основой для создания новых комплексов и изменения «импортированных» из других систем. Ученик Цзяна — Фэн Хуанъи — продолжил формирование стиля, добавив приемы циньна из стиля когтей орла, а также броски из китайской борьбы шуайцзяо. Ученик Фэна — Вэй Сяотан (1901-1982) — распространил стиль, преподавая рукопашный бой в китайской армии. После 1948 года он бежал в Корею, а затем осел на Тайване.

Стиль чанцюань танлан (стиль богомола боя на дальней дистанции) связан с именем Ван Сунтина (1884-1964), который учился у Цзи Чжундэ, который в свою очередь учился у Хуан Юнкая. Хуан Юнкай изучал стиль богомола у Лян Чжунчуаня (сына Лян Сюэсяна). Ван Сунтин преподавал в Институте гошу в Циндао, он был в хороших отношениях с мастером цисин танланцюань Ло Гуанъюем и с его учеником Хуан Ханьсюнем. Преподаваемый им стиль — это мэйхуа танлан с примесью цисин танлан и большим количеством приемов боя на дальней дистанции. На Тайване преподаваемый им материал называли цисин танлан, а сам мастер Ван называл то, что преподавал, шуайшоу танлан-цюань (кулак богомола швыряемых рук).

Мимэнь танлан-цюань (кулак богомола тайных врат) был создан учеником ученика Ван Юйшаня. Ван Юйшань учился у Цзян Хуалуна и Сун Цзидэ. Его ученик Лю Досань обучил Чжан Дэкуя. Чжан впоследствии переехал на Тайвань, и там преподаваемый им стиль стали называть мимэнь танлан-цюань или бимэнь танлан-цюань (кулак богомола тесных врат). Фактически, этот стиль является версией мэйхуа танлан-цюань, в которой отсутствует часть комплексов, а позиции являются более низкими, движения — мельче и компактнее.

Тайцзи мэйхуа танлан-цюань (кулак богомола Великого Предела и сливы мэйхуа) происходит от Хао Ляньжу, который изучил стиль богомола сливы мэйхуа у Лян Сюэсяна и Цзян Хуалуна, и передал науку шестерым сыновьям. Его официальный преемник Хао Хэнлу завершил формирование стиля и официально присвоил ему название «кулак богомола Великого Предела и сливы мэйхуа».

Помимо вышеперечисленных, имеются и другие ветви стиля богомола, но ими занимается так мало людей, что о них почти ничего не известно кроме названий.

(Информация взята на сайте http://istina.rin.ru)

Источник 2

Цисин-танлан-цюань. Кулак семизвездного богомола.

Цисин-танлан-цюань считается самым старым из стилей богомола, техника которого легла в основу остальных стилей. Именно этот стиль преподавал Ло Гуань Юй, мастер четвертого поколения в знаменитом обществе «цзинь у», основанном мастером Хо Юань Цзя.

В цисин-танлан-цюань доминирует рационализм и отсутствие зрелищности в имитации богомола. Как говорили мастера: «тренируй искусство, а не имитацию», таким образом приучая ученика к условиям реального боя.

Характер стиля описывается как: «сила жесткая и звонкая, опутывание по горизонтали и удары по прямой линии».

«Опутывание по горизонтали» то есть это различные приемы ладоней, крюков и предплечий, предназначенные для защиты и сбивания атакующих рук противника, которые заканчиваются мощной прямой атакой с жестким выбросом короткого усилия — цунь цзинь. Характерной особенностью стиля является стремление выполнять длинные круговые движения по максимально узкой траектории, стремление избегать уязвимой позиции при широких замахах. Еще одна важная деталь стиля выражена в определении «ин чжэн цэ цзи» — «встречать прямо, удары наносить стоя боком», то есть стремиться атаковать встречными ударами и стараться не разворачиваться к противнику грудью, поворачивать тело боком.

В бою стремится наносить хлесткие и длинные удары, «бросить плечо, встряхнуть запястье». Импульс идет от поясницы, проходит плечо и проявляется рукой, еще говорят. что сила пронизывает три сочленения руки. Плечо — корень, локоть — среднее сочленение, запястье и кисть — кончик, острие.

Почти во всех стилях жесткого богомола присутствует развитый раздел дитан-цюань — техники боя на земле. Техника дитан-цюань считается полезным дополнением к боевому арсеналу, но не лежит в основе стиля.

Всего в стиле около 30 комплексов без оружия, много парных комплексов и комплексов с оружием. Оружие изучаемое в стиле: меч, сабля, пика, шест, алебарды дадао и пудао, костыли гуай, парные кинжалы бишоу, парные крюки, эмейские иглы, трехзвенный шест, металлический хлыст бянь, железный шар на веревке — «молот метеор».

Ми-Мэнь-Танлан-Цюань. Богомол тайных врат.

Говорилось, что именно эта школа практиковалась лаошаньскими даосами и ранее держалась в секрете.

В основе стиля лежит урезанная техника цисин-танлан-цюань. Эта манера выражена в более низких и собранных позициях — сюй бу, дин бу, бань мабу, а также в коротких, узкоамплитудных действиях руками.

Близкое родство с цисин-танлан-цюань подтверждается тем, что базовая техника стиля заключена в комплексах, практически идентичных цисин-танлан-цюань. Ключевым комплексом стиля считается комплекс «ба чжоу» — восемь локтей. Одно из названий этого комплекса «фэнь шэнь ба чжоу» — разделить тело восемью локтями, используя их в атаке и защите. Такое внимание к технике локтей говорит о стремлении максимально сблизиться с противником, чтобы не дать ему возможности использовать преимущество в росте и длине рук.

Особое место в теории стиля занимает концепция «бу лоу», где «бу» — заполнять или дополнять», а «лоу» — щель и просачивание. Эти смысловые варианты иероглифов используются для объяснения важных принципов стиля: «используя длинные движения — дополняй их короткими, в промежутке возникает щель — пустота, которую надо сразу заполнить, заполнение пустоты, просачивание в щель и есть лоу — просачивание (в оборону противника).

Хотя подобные принципы характерны и для других направлений танлан-цюань, в ми-мэнь-танлан-цюань они изначально формируют отношение к духу стиля и его особенностям.

Мэйхуа-Танлан-Цюань. Богомол сливового цветка.

Богомол сливового цветка имеет также название тайцзи-мэйхуа-танлан.

Мэйхуа-танлан-цюань имеет общие корни с цисин-танлан-цюань, и также относится к направлению жесткого богомола. «Изменения позиции рук слитны и многообразны как изменения инь и ян в великом приделе — тай цзи», «в одном движении содержится три изменения», «движения рук как соцветие мэйхуа».

От цисин-танлан-цюань этот стиль отличается большей мобильностью. Особое внимание уделяют тренировке шунь цзинь — продольного усилия в отличие от «поперечного опутывания», жоу цзинь— мягкого усилия и цяо цзинь — ловкого, легкого усилия.

Говорят, что корни цисин-танлан-цюань в шаолиньском стиле цисин-цюань — кулак семи звезд, мэйхуа-танлан-цюань в шаолинь мэйхуа-цюань, а стиль лю-хэ-танлан создавался под влиянием лю-хэ-цюань — кулака шести координаций. В комментариях к комплексу шаолинь-мэйхуа-шоу — «шаолиньские руки — цветы сливы» указывалось, что эта техника вышла из стиля богомола, и что монах Жу Цзин, который обучал этой технике, был родом из провинции Шаньдун, родины стиля богомола.

Стиль известен своей знаменитой техникой боя двуручным мечом — «Дамо цзянь», меч Боддхидхармы.

Ответвлением этого стиля считают шуай-шоу-танлан-цюань — машущие руки богомола, который также называют мэйхуа-удянь-шуай-шоу. «У дянь» — пять точек приложения силы и изменения усилий — цзинь в ударах рук: пальцы, кисти, запястья, предплечья и локти. Удары наносятся в основном круговыми движениями ладоней, самый характерный из них — удар тыльной стороной ладони (шуай-чжан).

Тунби-танлан-цюань.

Стиль создан на основе техники тунби-цюань, в которой главной особенностью является упругое усилие при ударах. Импульс удара, выходя из ног, формируется в пояснице, от которой мягко и упруго сбрасывается спиной в руки. Термин «тун» трактуется как «проникать, проходить сквозь» и поясняет основное требование тунби-цюань — сила должна проходить сквозь спину (тун бэй) и проникать в руки (тун би). Говорят:«если спина как у улитки, а грудь как пустая пещера, то руки удлиняются как у обезьяны».

В бою имитируется агрессивность и упорство богомола, каждое движение «будто рубишь гвозди и рассекаешь железо», но это говорится о духе стиля, а не о внешней форме.

Для тунби-танлан-цюань характерны собранные живые перемещения, часто используются заходы сбоку, что активно применяется в технике цисин-танлан и мэйхуа-танлан-цюань. Как особенность можно выделить «цяо бу» — воробьиный шаг, при котором одна нога опускается на землю с притоптыванием, а другая наносит низкий удар носком — «гоу ти». Удары в основном наносятся ладонью, суставами полусжатого кулака и тычками двух пальцев.

В наставлениях говорится «первый путь» — богомол разрушает великий предел (тай цзи), второй путь — отсекания богомола разрушают удары богомола», то есть использовать агрессивную и жесткую атаку против мягкой изменчивости и использовать точные отсекающие защиты для пресечения атаки богомола.

Тунби-цюань всегда был технически связан со стилем пигуа-цюань, основанном на размашистых рубящих движениях.

Теория сквозного усилия «тун цзинь» оказала заметное влияние на танлан-цюань в целом, позволив значительно смягчить жесткую манеру старых стилей. Особенно заметно это влияние в современных соревновательных таолу.

Лю-Хэ-Танлан-Цюань. Кулак богомола шести соединений.

Этот стиль является самым известным представителем направления «жоу-танлан» — мягкого направления в танлан-цюань. Другое его название «ма-хоу-танлан-цюань», кулак лошади, обезьяны и богомола. По легенде считается, что стиль создан шаньдунцем Вэй Санем по прозвищу «Утиная ладонь», от которого ведется генеалогия мастеров стиля. Линь Ши Чунь, первый ученик Вэя, изучал стиль лю-хэ-цюань — кулак шести соединений или шести координаций, теорию которого впоследствии использовал для кодификации своего стиля танлан-цюань.

Термин «лю хэ» — «шесть соединений», это три внешних соединения — кисть и ступня, локоть и колено, плечо и бедро и три внутренних соединения — сердце и мысль, мысль и энергия ци, ци и сила. Именно естественность и гармоничность этих соединений обуславливает эффективность техники.

«Изменение в мысли приводит к изменению в теле, мысль управляет — тело за мыслью, мысль не прерывается, ци не прерывается, жесткое, мягкое, явное, скрытое и скользящее, которое эти усилия связывает. В одном движении руки содержится пять усилий, которые проявляются в зависимости от ситуации: гоу-цзинь — усилие зацепа крюком, кань-цзинь — усилие резки, туй-цзинь — усилие толкания, я-цзинь — усилие прижимания, те-цзинь — усилие приклеивания. К сильной руке надо приклеиться кистью и плавно оттолкнуть, быструю руку зацепить крюком и добавить режущее воздействие кистью.

В теории стиля различают около двадцати видов усилий — цзинь, только усилий «наматывания шелковой нити» представлено 6 видов. Практически, вращение любого сустава соотносится чань-сы-цхинь — усилием наматывания шелковой нити. Кроме этого следует упомянуть фан сао цзинь — усилие сметающего ветра, проявляемое в различных круговых движениях рук в атаке и защите.

Базовая техника отрабатывается в стойке мабу, но в бою такая стойка считается неуместной из-за ее относительной малоподвижности и уязвимости. Стойки типа гунбу и мабу считаются стойками одного приема, стойками прочными, но прерывающими внутреннее усилие и не позволяющими применять непрерывную связь приемов и перемещений.

Удары руками стараются наносить по кратчайшим, но не обязательно прямым траекториям, что особенно заметно, когда защита и контрудар производятся одной и той же рукой. Часто используется выдвинутый сустав среднего пальца. Точечные удары кулаком в такой позиции называют чжуй-цзы-чуй — удар шила или тун-гу-чуй — удар, проникающий в кости. О технике говорят — «рука догоняет руку», кулаки бьют коротко, без замаха. Если одна рука наносит удар, другая рука уже у подмышки, откуда бьет быстро и скрытно. Такая маскировка подготовки к атаке называется «цветок, спрятанный среди опавшей листвы».

Большое внимание уделяется атакам в глаза и голову, говорят: «если бьешь змею — бей сразу в голову». Отсюда и требование надежной защиты головы: «руки не отходят от лица, не отдаляются от висков».

Тремя высшими методами лю-хэ-танлан-цюань считаются запечатывание — фэнь, представленное короткими экономными защитами, связывание — кунь, представляющее различные способы переплетения рук противника и просачивание — лоу, реализуемое в виде комбинаций кулачных ударов, огибающих защиту противника.

(Информация взята на сайте http://om-istina.ru)

танлан-цюань