Термин ушу переводится как «боевое искусство». Но это значение намного шире – это и система единоборства, и великолепная профилактическая гимнастика, а также способ познания окружающего мира и своей роли в нем. Ушу отражает в себе, как в зеркале, всю многогранность, продуманность и неоднозначность китайской культуры, истории, философии, по сей день являясь одной из самых эффективных систем физического и нравственного формирования личности.

Одним из старейших северокитайских стилей ушу является мэйхуацюань. Его история насчитывает более двух тысяч лет. Мэйхуацюань переводится как «Кулак Сливового Цветка».
Термин цюань, это сокращение от цюаньшу — «кулачное искусство», то есть вполне сформировавшаяся самодостаточная боевая система.

Почему «кулачное искусство сливового цветка»?

В древнем Китае насчитывалось более трех сотен направлений ушу, в названии которых присутствовал иероглиф мэйхуа. И хотя по характеру движений, техническому арсеналу и теории они разительно отличались друг от друга, но в них было что-то общее – это Дух мэйхуа.

Для нас, европейцев, мэй – это обыкновенная дикая слива. Но в Китае к этому дереву отношение было особое, трепетное. На заре китайской цивилизации художники и поэты воспевали ее внутреннюю красоту и изящество, скрытые за внешней непритязательностью. А мудрецы Поднебесной наделяли мэйхуа космическими принципами и философским содержанием.

Лепестки цветка сливы олицетворяли солнечное, мужские начало — Ян. Ствол и ветви, полные живительными соками земли, выражали женское начало — Инь.

В своих трактатах древнекитайские мудрецы подметили, что цветы сливы символизируют благородную чистоту, стабильность и жизнестойкость, так как дикая слива начинает зацветать ранней весной. «Красота и пышность цветов дикой сливы скрыта в зимних морозах», писал древний мудрец.

Когда заканчивается период цветения, лепестки опадают и, подхваченные порывом весеннего ветерка, совершают свой долгий и непредсказуемый полет, который, как ничто иное, отражает смысл этого стиля ушу – непредсказуемость, легкость, изящество.

Особенности стиля мэйхуацюань.

В мэйхуацюань, как и в большинстве северокитайских стилей ушу, поединок ведется главным образом на дальней и средней дистанции. Основные принципы ведения боя складывались из опыта схваток сразу с несколькими вооруженными противниками. Особое внимание уделяется изучению традиционного оружия ушу (цисе).

Мэйхуацюань, как боевой стиль, достаточно мобилен. Во время поединка смена позиции происходит естественно и живо. Боец стиля мэйхуацюань старается, чтобы противник не уловил его центр тяжести, так как это может дать ему преимущество в поединке. В то же время, определение нахождения центра тяжести оппонента является одним из основных факторов выбора времени атаки.

Как и в любой традиционной школе ушу, в мэйхуацюань есть разделы – Да, Ти, На, Шуай – удары руками и ногами, боевые захваты и броски.

На начальном периоде обучения стиля особое внимание уделяется «столбовому настаиванию» – Чёнбу, и базовой технике – мэйхуацзибэньгун.

Старые мастера наставляли, что «…суть стиля — в движении. Он выше форм, но, тем не менее, стиль неотделим от формы. Если форма усвоена неверно, то невозможно достичь успеха в работе с внутренними энергиями».

В мэйхуацюань гармонично сочетаются как мягкие, так и жесткие приемы. Работа руками насыщенная и многообразная. Часто ударная форма кисти напоминает стадии раскрывания цветка сливы. «Движение рук как соцветие мэйхуа». «Удар ногой подобен распрямлению лука». Удары ногами в основном являются типичными для северокитайского ушу. Стилевые связки ударов ногами выгодно отличают мэйхуацюань от других школ.

Кто может заниматься мэйхуацюань

В группу стиля мэйхуацюань набираются мальчики в возрасте от 10 лет.

Немного истории мэйхуацюань

В китайских боевых искусствах встречается одна особенность, которая важна для понимания внутренней жизни ушу: все стили традиционно привязывают к какой-либо яркой исторической личности.

В мэйхуацюань таким выдающимся человеком является Сунь Уцзи. Еще при жизни он прославился как величайшей стратег.

По происхождению Сунь У был уроженцем царства Ци. Предание гласит, что он был потомком наследника престола царства Чэнь, который в 672 г. до н.э., вследствие дворцовых интриг, был вынужден покинуть родину и перебраться в царство Ци.

Праправнук опального принца – Тянь Шу, прославился в войне с южным царством Чу (давним соперником царства Ци), за что получил от государя удел и фамилию Сунь. Сунь У был внуком знаменитого Тянь Шу.

О молодых годах Сунь У ничего неизвестно, кроме того он «жил в уединении, вдали от мира, и люди не знали о его талантах». Уже в зрелом возрасте Сунь У переселился в царство У. К этому времени он приобрел известность своими познаниями в военной стратегии, и даже составил свою знаменитую «Книгу в 13 главах».

Сунь У утверждал, что его военные методы позволяют сделать отличного воина из кого угодно – знатного человека, простолюдина и даже женщины. Согласно источникам, Сунь У удалось за короткий срок подготовить армию из наложниц принца Хэлюя, (правда, казнив при этом двух его фавориток).

Принц Хэлюй сумел по достоинству оценить полководческий талант Сунь У и поручил ему возглавить армию против западного соседа – царства Чу. За короткий срок Сунь У одержал решительную победу над вражеским войском и даже захватил столицу. Позднее он провел военную кампанию на север и нанес чувствительные поражения войскам царств Ци и Цзинь, за что заработал репутацию «полководца, не имеющего себе равных в целом мире».

Закончив карьеру, Сунь У, как и подобает «истинно возвышенному мужу», раздал пожалованное ему золото простым людям и навсегда ушел в горы.

Согласно традиции мэйхуацюань, Сунь Уцзи является не только основателем, но и покровителем стиля.

Мэйхуацюань получил дальнейшее развитие в армейских школах ушу, строго оберегаемый от посторонних глаз. Каждый мастер вносил свою лепту в эту систему знаний, основываясь на традициях, жизненных ценностях и личном опыте.

Современный мэйхуацюань – это демократичное боевое искусство, и, хотя им по-прежнему предпочитают заниматься в армии и в полиции, это уже не та закрытая боевая система. Миллионы учеников по всей Китайской Республике изучают мэйхуацюань в светских школах ушу.

В Ассоциации «Wu-Dao» мэйхуацюань развивается благодаря Вану Даке. Мастер Ван Даке является наследником истинной традиции стиля. Его имя занесено в генеалогическое древо школы, под номером 115.

Его учителями были известнейшие мастера Ши Гуй Минь и Коу Юнь Шин.

(Информация взята на сайте http://wushu-wudao.com.md)

мэйхуацюань