Мэйхуачжуан (столбы сливы мэйхуа),  (также носит название мэйхуацюань, сокращённое название от ганьчжи уши мэйхуачжуан  (стволы, ветви и пять форм на столбах сливы мэйхуа) — один из видов цюаньшу (кулачного искусства). История его начинается с эпохи Мин. У цветков сливы «мэйхуа» пять лепестков, и базовых форм, которые практикуют в Мэйхуачжуан, тоже пять, этим и объясняется название стиля — «пять форм на столбах мэйхуа». До эпохи Цин это искусство передавалось исключительно внутренним семейным путём. Позже, в годы правления императора Цянь Луна традиция начала переходить во внешние круги, что способствовало появлению большого количества мастеров – носителей традиции, таких как мастер Хань Цичан, до недавнего времени живший в провинции Хэбэй в уезде Луаньсянь.

Столбами мэйхуа называют деревянные столбы-сваи (чжуан) диаметром 3-5 цуней, нижняя половина находится под землёй, верхняя – возвышается над поверхностью на 3 чи* и 3 цуня. Во время тренировки в пяти статических позициях (даши, шуньши, жаоши, сяоши, байши), нужно ощущать «укоренение» и устойчивость, подобно врытым в землю столбам (чжуанам). Поэтому и сами позиции также называются столбы -«чжуаны».

Основное отличие мэйхуачжуан – тренировка статических позиций (чжуан) в начале обучения, и главная трудность заключается в высоте этих позиций и в устойчивости-укоренении. При правильном начале выстраивания тела рождается сила и мощь. Затем создаётся основа понимания и строгого следования правилам перемещения, движениям тела. В мэйхуачжуан лучше всего тренироваться совместно, допустим, от двух и более человек. Со стороны можно видеть, как группа людей в некоем круге вдруг размыкает его, затем смыкает, то растягивает, то сжимает, и делает это с большим задором. В комплексе «пхан цзя цзы», помимо тренировки прочных статических позиций, не дожидаясь идеальных форм, обязательно отрабатываются перемещения, подобные «движущимся облакам и потокам вод». Предвижения — метаморфозы  следуют определённому, установленному стилевыми особенностями, порядку.

Мэйхуачжуан разделяется на большую часть (дацзя, буквально, большая основа) и малую часть (сяоцзя). Типы стоек — столбов таковы:

— даши (большая позиция или даньфэн чжаоян,  Феникс смотрит на солнце),

— шуньши (позиция по ощущениям естественного выстраивания тела или дапэн чжаньши, огромная птица Пэн расправляет крылья),

— жаоши (позиция непокорности или Ерлан даньшань, Эрлан (миф) передвигает горы),

— сяоши (малая позиция или михоу паньчжи, обезьяна карабкается по веткам),

— байши (позиция отступления или баван сецзя, великий князь снимает доспехи).

Во время исполнения первая позиция переходит по определённой траектории во вторую, вторая – в третью, третья – в четвёртую, четвёртая – в пятую. Круговорот – бесконечен, перемещения – метаморфозы  — изменчивы.

Правила шага мэйхуачжуан говорят о «шаге восьми сторон» (бафанбу) и «шаге в движении» (синбу).

Бафанбу (ещё называется «шаги в толпе», цюньбу). Разделяется на большой (да), средний (чжун) и малый (сяо). Малый шаг – базовый шаг, движения следуют согласно удобству и скорости перемещения, что-то вроде «выискивания лазейки» в схватке, включая, если надо, повороты-вращения. Средний и большой шаги используются тогда, когда приходится преодолевать многообразные приёмы руками, работать на большой скорости, без сумятицы ориентируясь в пространстве, чередуя атаку и отступление. Атака и оборона следуют чувству, подъёмы и падения следуют форме, в метаморфозах есть правила, в спокойствии движения есть искусство.

Синбу обладает тремя основными правилами – байфа (раскачиваться), здесь нужно бросаться то влево, то вправо,  противник не должен понять, с какой стороны его будут атаковать, чжафа (бросаться,ринуться вперёд), тут нужно проскочить «вскользь» с противником, а оказавшись за спиной, развернуться на 180 градусов и атаковать сзади. Следуя канонам стиля, нужно запутать противника своими перемещениями, тот  «словно попадает в туман и не имеет выхода», чефа (отходить), в этом случае боец вдруг разворачивается и атакует, двигаясь спиной вперед.

В комплексах — таолу мэйхуачжуан с оружием используется алебарда (дадао).  Помимо комплекса с дадао, ещё можно упомянуть двенадцать дорожек с пикой (дацян шиэрлу), проникающие движения шестом (дагань пицыфа), работу с такими видами длинно-ручного оружия, как цзи (двузубая алебарда), гунь (палка), шо (секира), дан (трезубец), па (грабли), даогоумао (опрокидывающая пика с крюком), шаоцзыгань (шест лодочника) и другие. Ещё есть такие формы работы с мечами, как ляньхуаньдао (непрерывный меч – дао согнутый, как бы «большой нож»), цзянь (прямой меч), хутоугоу (крюк «Голова Тигра»), юэ-ягоу (серповидный крюк).

Тренируясь мэйхуачжуан, основное внимание уделяют постепенному проявлению силы в пяти столбах. Ещё большое значение имеет специфическое «распирающее» усилие, пронизывающее всё тело. Гунфу (мастерство) – это соединение ощущений плюс реальная сила, что позволяет почувствовать определённое желание «побиться» в самом хорошем смысле слова, то есть на тренировке во благо здоровья себя и окружающих. В физическом смысле, в столбах есть особенное «раскрытие» пахово – бёдерной области, что добавляет подвижности в тазобедренном суставе, повышает энергичность. Тренируя мэйхуачжуан, следует дышать носом.

Постоянная практика мэйхуачжуан позволяет обрести крепкие нервы и здоровое сердце, улучшить моторику, зрение, физическую силу.

(Информация взята на сайте https://meihuazhuang.ru)

Мэйхуачжуан