Вин Чун

Система боевого искусства ВИН ЧУН, являющаяся одной из наиболее эффективных школ рукопашного боя зародилась около трехсот лет назад в Китае. У истоков создания стиля стояла монахиня Нг-Май, чье мастерство ведения поединка не было превзойдено ни одним бойцом ее времени. Исходя из своих знаний шаолиньского КУНГ ФУ, она разработала новый, продуманный метод самозащиты. Ученицей грозной монахини была девушка по имени Вань Вин Чун, которая за три года индивидуальных занятий овладела всей системой. Переработав стиль Нг Май Вань Вин Чун создала оригинальную технику боя голыми руками, которая в последствии стала называться ее именем. После смерти Вин Чун в середине XVII века развивать и совершенствовать стиль стал ее муж Ляп Бак Чан. Он обучил врача Лян Лэй Квая, который передал свои знания актеру китайской оперы и известному фехтовальщику на ножах-бабочках Ван Вэй Бо. Последнему мастер техники длинного шеста Лян Джи Тай предположил такой обмен: внести в стиль ВИН ЧУН свою технику шеста, а за это изучить стиль боя ВАН ВЭИ БО. Обмен состоялся и техника шеста, переработанная в соответствии с принципами ВИН ЧУН, была внесена в практику школы.

У Лян Джи Тая обучался врач Лян Ян, который в свою очередь обучил двух своих сыновей Лян Чуна и Лян Бака. Кроме сыновей Лян Ян передал знания о ВИН ЧУН еще одному человеку. Звали его Чан Ва Шун. У последнего было несколько учеников, среди которых оказались Нгуен Тэ Конг и Ип Мэн, с именами которых связывают дальнейшее развитие школы ВИН ЧУН.

Нгуен Тэ Конг после смерти Чан Вэй Шуиа уехал во Вьетнам, где открыл школу и стал обучать искусству ВИН ЧУН.

Ип Мэн не спешил с передачей своих знаний другим. Лишь в 56 лет, переехав на постоянное проживание в Гонконг, он стал обучать других технике ВИН ЧУН. Его первыми учениками были служащие ресторана, но по мере распространения славы росло и число последователей. Воспитанником Ип Мэна был знаменитый киноактер и боец Брюс Ли.

С раннего времени учитель передал ведение занятий своим старшим ученикам и поэтому следующие поколения мастеров были обучены преимущественно его помощниками. Благодаря этому, а также вследствие того, что ученики мало исправлялись Ип Мэном (китайский принцип обучения, ориентирующийся на внимательных и талантливых учеников) появилось множество модификаций стиля Вин Чуй, которые различаются не только написанием названия системы, но и техникой исполнения.

После смерти Ип Мэна в Гонконге была полная неясность в том, кого считать его преемником. Так как мастер не сделал перед смертью ясного распоряжения, то старшие ученики взяли руководство в семье Вин Чун в свои руки. При этом каждый из них основал свою собственную школу и собственные объединения, что привело к соперничеству и конкуренции, потому, что вес они преподавали в Гонконге. И по сей день не достигнуто единства этих бывших учеников, причем отзываются они друг о друге весьма негативно. Как бы там ни было, но именно благодаря их стараниям система ВИН ЧУН не только не угасла, но и получила известность и признание во всем мире.

В настоящее время существует два крупных направления стиля ВИН ЧУН — Китайское (Гонконговское) и Вьетнамское. Первое связывают с именем Ип Мэна, второе с уже упоминавшемся выше Нгуен Тэ Конгом. Несмотря на сходство в базовых принципах и манере ведения поединка они отличаются набором формальной техники.

Прежде всего необходимо сказать, что ВИН ЧУН — это техника боя на ближней дистанции, в которой важнейшую роль играют руки. Однако не следует думать, что работе ног в школе уделяется мало внимания. Техника ног очень изощренна и эффективна в реальном применении, поэтому в процессе тренировки ей уделяется достаточно внимания.

Отличительной особенностью техники рук ВИН ЧУН являются упражнения ЧИ САУ (склеенные кисти), которые вырабатывают у последователей школы умение контролировать руки противника и правильно распределять свою силу. Подобные упражнения имеются и для ног. У мастеров школы развито «шестое чувство», позволяющее опередить намерение противника прикосновением к его руке и таким образом определить его хотя бы на один ход, мягкость и податливость одолевают здесь грубую силу.

Арсенал школы закодирован в шести комплексах формальных упражнений — Тао. Первый «СИУ ЛИМ ТАО» («маленькая идея») исполняется на месте. В нем отрабатываются базовые движения и комбинации руками, а также происходит культивация внутренней энергии Ци. Второй «ЧУМ КИУ» (поиск рук) посвящен отработке защиты и контроля от нескольких нападающих.

Этот комплекс отрабатывается уже в движении и включает новые элементы техники — удары ногами и локтями и т.д. В третьем «БИЛ ДЗЕ» (бьющие пальцы) отрабатывается техника работы пальцами и нанесение ударов по уязвимым точкам. Четвертый комплекс представляет собой работу с деревянным манекеном. Пятый и шестой комплексы посвящены отработке техники с оружием (шестом и «ножами-бабочками»). Все сказанное выше справедливо как для китайского так и для Вьетнамского направления ВИН ЧУН. Однако существуют и некоторые различия, о которых следует упомянуть. Эти различия не так уж велики, но именно они составляют «фасад» этих направлений.

Во-первых, последователи Тэ Конга в настоящее время изучают комплекс «кулак пяти зверей», отдавая таким образом дань уважения знаменитому шаолиньскому стилю.

Во-вторых, различия составляют в наборе и манере ведения тренинга с деревянным манекеном. В Гонконге изучают комплекс «116 приемов па деревянном манекене», разработанный Ип Мэном. Во вьетнамском же направлении существует парный комплекс «108 форм», который можно выполнять вдвоем с партнером, на манекене или в одиночку.

Другие отличия не существенны и упоминаться не будут.

В заключение следует сказать, что сейчас в мире создано несколько крупных организаций изучающих, развивающих и пропагандирующих искусство ВИН ЧУН. К их числу относятся «Всемирная организация ВИН ЧУН КУН-ФУ» под руководством Вильяма Чеуна, «Международная организация ВИН ЧУН КУН ФУ» под руководством Лян Тина, «Ассоциация Вин Чун Тэ Конга» под руководством Винг Занга и др.

(Информация взята из книги Дудукчан И., Федоренко А. «Энциклопедия Кунг-фу. Вин Чун»

Источник 2

История стиля и легенды

Большая часть древней истории Вин Чун — легенда, сильно приукрашенная в политических целях, и никаких доказательств в подтверждение ее правдивости найти нельзя. Версий очень много. Почти все документы были уничтожены как во время разрушения Шаолиня, так и в ходе Культурной Революции. В итоге мы имеем только слухи и сплетни, на которые можно положиться с большим трудом. Что касается жизни а, но она великолепно описана его сыном Ип Чунем в книге «Столетний юбилей Великого Мастера Ип Мэна» (1993).

Храм Шаолинь

Храмы Шаолинь считают истоками, как искусства кун-фу, так и многих тайных кланов, таких, как Триада, Белый Лотос. Восемь Триграмм и Боксеры. Первый храм, построенный императором Ксяо Вэй из династии Северных Вэй около 495 г. н. э., находился в провинции Хэнань. Шаолинь очень сильно повлиял на распространение буддизма на Востоке. Главный храм находился у подножия Сон-Шань или «Центральной Горы». Он был построен в честь индийского монаха по имени Бануо или Фо Туо. как его называют в Китае. Его статую можно увидеть в китайских буддийских монастырях — это большой, дружелюбный монах.

Позднее, в шестом веке н. э., храм Шаолинь посетил другой индийский монах — Боддхидхарма. известный в Китае под именем Да Мо. Он обучил монахов технике медитации, и его учение легло в основу новой школы Буддизма, известной как Чань в Китае и Дзэн в Японии. Монахи долгое время проводили в медитациях, и чтобы помочь им преодолеть усталость. Боддхидхарма научил их дыхательным упражнениям и техникам, которые стали основой боевых искусств.

Во время своего расцвета, около 1300 лет назад, храм насчитывал около 1500 монахов, 500 из которых были мастерами боя. Шаолинь тренировал воинов по просьбе императора Тан Цунга, который в случае опасности желал всегда иметь под рукой труппу монахов-воинов. Он пытался убедить монахов стать его телохранителями, но те наотрез отказались, сказав, что их долг — защищать храм и мирных монахов.

Тысячу лет спустя с просьбой о помощи в храм обратился другой император. В 1674 году 128 монахов во главе с бывшим сторонником династии Мин Чен Кван-Таном отправились на помощь императору Кань-ши. Чен проявил себя на войне с маньчжурами, после чего стал адептом Шаолиня. Монахи оказали императору неоценимую помощь, но после войны вновь отвергли предложение стать телохранителями, и вернулись обратно в храм.

Разгневанный император послал на усмирение зазнавшихся монахов армию во главе с монахом-ренегатом Ма Нинь И. Храм был сровнен с землей, и в живых осталось только несколько монахов. Пятеро из них продолжили изучение искусства боя и разработали новые, более действенные системы.

Они были известны как Пять Предков или Великолепная Пятерка. Именно благодаря им шаолиньское искусство не исчезло. Но его изучение требовало долгого времени, поэтому мастера решили создать упрошенную систему, которую можно было бы постичь за меньший срок.

Конец 1600х

Монахи начали развивать новое искусство, но еще до того, как они смогли воспитать первых учеников, монастырь был вновь атакован и много монахов было убито. Среди тех, кому посчастливилось сбежать, была монахиня Нг Мой. мастер боя руками. Свои знания она передала девушке по имени Им Вин Чун (Прекрасная Весна), которая стала ее надеждой на будущее. Система позже получила ее имя, и говорят, что именно с помощью Вин Чун девушке удалось «отшить» неудачливого поклонника.

1700-1800

Вскоре Им Вин Чун вышла замуж и поделилась своими знаниями с мужем, Лян Бок Чоу, который стал настоящим мастером. Он передал свои знания травнику Лен Ян Кваю, который, в свою очередь, обучил Вонга Ва Бо, лидера актерской труппы «Красный Тростник». Позднее старейшина храма научил одного из членов группы, рыбака Ляна И Ти, использованье в качестве мощного оружия лодочный шест.

Шест стал излюбленным оружием в искусстве. Ножи-бабочки, скорее всего, тоже вошли в систему боя во времена «Красного Тростника».

Конец 1800-х

Начато появления более достоверных документов.

Около сна лен назад Лян Иен. искусный врач из Пекина, был удостоен чести изучать стиль Вин Чун вместе с несколькими избранными. Люди очень уважали его за но, что он никогда не выставляет свое кун-фу напоказ. По соседству с Ляном жил меняла по имени Чен Ва Сун. неплохой боец, тоже уважавший соседа за его мастерство. Он попросил Ляна научить его секретам кун-фу. Вначале Лян не хотел учить чужака, но потом переменил свое мнение.

Поскольку Чен был крупным и сильным мужчиной, Лян учил его несколько другим техникам, нежели своих сыновей, Лян Бика и Лян Цуня. Юноши были маленького роста и не обладали столь внушительными габаритами, как Чен. поэтому для боя с более сильными противниками им требовалась совершенно другая техника. Позднее Лян Бик уехат в Гонконг, а Чен остался в Пекине, где у него уже были свои ученики.

1899-1905

Среди этих учеников был мальчик по имени . Он предложил Чену триста серебряных монет за обучение. Вначате Чен отказался, думая, что деньги украдены, но после встречи с родителями мальчика он узнал, что Ип долго и тяжело трудился, чтобы их заработать. Пораженный. Чен взял мальчишку в ученики.

Ип Мэн четыре года изучат кун-фу под руководством Чена, а после смерти учителя продолжил тренировки у мастера Ни Чанг Сао — такова была последняя воля Чена.

1908

Ип Мэн приехал в Гонконг и поступил в колледж. У него уже была репутация хорошего бойца. Друзья познакомили Ила, как они выразились, с «эксцентричным старичком», великолепно владеющим боевыми искусствами. Этим «старичком» оказался не кто иной, как Лян Бик, сын Лян Иена, исповедовавший совершенно другой стиль, нежели Ип Мэн. Бик взял юношу в ученики и обучил его разнообразным новым техникам и способам ведения боя. После окончания учебы Ип Мэн вернулся в Пекин, обогащенный полученными знаниями. В следующие двадцать лен он работал в армии и полиции, женился и стал отцом четверых детей. Даже когда в Китай в 1937 году вторглись японские интервенты, Ип Мэн продолжал свои тренировки и в 1941 начал обучать своих первых учеников.

1949

После войны, в 1949, к власти пришли коммунисты. Ип Мэну пришлось оставить все и уехать в Макао.

Впоследствии он вернулся в Гонконг вместе с Лян Шуном, который стать его первым гонконгским учеником, и создал шкалу Вин Чун в здании Ресторана Рабочего Профсоюза. Его репутация прекрасного бойца и джентльмена продолжала расти.

Переезды Ип Мэна в Макао и Гонконг значили очень много для искусства Вин Чун. Останься он в Китае, и стиль претерпел бы огромные изменения. Комхгунисты считали боевые искусства бесполезными и устаревшими. Они изменили суть многих стилей, добавив в них множество театральных и акробатических трюков для увеличения привлекательности, и назвали это «современным ушу». Правительство Мао Цзэдуна наполнило новые боевые искусства западными идеями борьбы и соревнования и пропагандировало современное ушу. Во-первых, чтобы укрепить социалистический дух, а во-вторых, с целью уничтожить ту ауру мистики и секретности, которая окружала боевые искусства на протяжении их существования.

В течение следующих 22 лет Ип Мэн воспитал многих учеников, некоторые из них стали мастерами и понесли учение Вин Чун по всему миру.

1970-е

Наиболее известным из учеников Ип Мэна был. конечно же, Брюс Ли. На Востоке он уже в то время был известен как актер. Снявшись в голливудском блокбастере «Остров Дракона», Ли стал знаменит во всем мире. Вслед за успехом фильма на Западе последовал взрыв интереса к кун-фу и восточной культуре.

Ип Мэн умер в своем доме в Гонконге 1 декабря 1972 года в возрасте 72 лет. Многие его ученики, в первую очередь сыновья Ип Чунь и Ип Чен. продолжают преподавать стиль Вин Чун во всем мире. Вин Чун имеет богатое наследие и историю и благодаря стараниям и любопытству многих тысяч последователей живет и развивается как искусство, спорт и образ жизни.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВИН ЧУН

Триангуляция

Сила в Вин Чун исходит из понимания теории триангуляции. Формы треугольника и пирамиды просты и легки для восприятия.

Теорию треугольников очень легко понять и применить, потому что наше тело устроено именно так. Стойка — прямая и прочная вследствие триангуляции. Это, в свою очередь, поддерживает корпус, который дает твердую основу рукам, представляющим собой стороны треугольника.

Нейтрализация силы

Тело должно действовать подобно вращающемуся цилиндру. Если к нему приложить силу, он будет крутиться в том же направлении, что и она. Помните, что когда одна сторона цилиндра движется назад, другая идет в прямо противоположную сторону — вперед.

Когда силу применяют против практикующего Вин Чун, его тело и руки вертятся в том же направлении, что и атака. При повороте тела одна его сторона уходит от противника, другая же. напротив, приближается. Контратака проводится именно с помощью этого движения, к мощи атакующей руки добавляется вес тела. Рука, идущая назад, сдерживает атаку, обычно для этого используют короткий, резкий рывок (также с помощью поворота), что заставляет соперника потерять равновесие и убрать руки с линии встречного удара (смотрите раздел «Лоп сао»). Разворот также убирает ваш центр тяжести с линии атаки. Таким образом, можно рассеять силу соперника и нанести ответный удар.

Во время разворота позвоночник должен быть прямым, чтобы поворот был быстрым и четким. Работу ног при повороте составляют быстрые, короткие шаги: они особенно важны, если противник двигается очень быстро.

Эффективное использование энергии или силы

Мастера Вин Чун знамениты своей скоростью и способностью достигать огромной эффективности в ближнем бою. Суть этого искусства состоит в правильном использовании мускулов и сухожилий, применяя ровно столько силы, сколько нужно, чтобы достичь цели.

Если вы попросите кого-нибудь напрячь руку, он, скорее всего, напряжет все мышцы, бицепсы и трицепсы, чтобы сразу спало видно всю мускулатуру. Выглядит внушительно, но настоящей силы в этом абсолютно нет. потому что мышцы — антагонисты, одни сгибают руку, а другие разгибают. И здесь буден уместно задать вопрос: где же сила?

Когда человек отжимается, его бицепсы расслаблены, позволяя трицепсам и грудным мышцам работать в полную силу. Прямой удар в Вин Чун не использует силу бицепсов, исключая случаи, когда необходимо остановить руку, проникшую слишком далеко или быстро изменить положение тела. Любое лишнее напряжение в верхней части руки замедляет скорость удара и гасит его силу.

Положение локтя бьющей руки (вместе с плечом, запястьем и пальцами) и приложение энергии или напряжения в момент контакта также помогает придать удару большую силу и четкость. После удара рука немедленно должна вернуться в расслабленное состояние. Такое правильное и эффективное использование мускулов и связок изучается в формах стиля и используется в каждой технике и позиции.

(Информация взята из книги Алан Гибсон «Эффективный Вин Чун»)

Источник 3

МЕЧИ-БАБОЧКИ

АНАТОМИЯ ДВОЙНОГО МЕЧА

Лезвие двойного меча должно быть равно по длине вашему предплечью и кулаку. Мечи немного различаются по размеру, и вы должны выбирать оружие так, чтобы оно соответствовало вашему предплечью и кулаку. Надлежащая длина жизненно необходима. Техника двойного меча включает и движения внутри рук. Если лезвие меча слишком длинное, вы можете им пораниться, если короткое, то удар не достигнет цели.

Многие техники оружия, включающие двойные мечи, предполагают и стратегию скольжения меча по оружию противника для удара по его руке, чтобы разоружить. Защита и крюк сделаны так, чтобы защитить вашу руку от такого контакта. К тому же, крюк может быть использован для улавливания и даже контролирования оружия противника.

Будучи относительно легким и недлинным, меч позволяет управлять собой быстро и точно. Для обороны меч используется для блока и отражения чрезвычайно сильных ударов.

При нападении меч страшен. Любая часть этого оружия может использоваться для удара. Лезвие, конечно, предназначено для режущих, рубящих и колющих, и, что очень важно, для пронзающих ударов. Защита и крюк тоже могут применяться для нанесения оглушающих ударов. Обратная сторона лезвия, хоть и не заточена, способна наносить сокрушающие удары.

Все его различные части применимы в ситуациях боя. С мечом простой поворот запястья может превратить защитный блок в поражающий удар в одно мгновение.

ИСТОРИЯ ПАЛАША

«Принципы палаша характерны для всякого оружия с заточенным краем»

Из классической работы по древнему китайскому оружию.

Существует 40 видов палашей. Всех их можно разделить на две категории.

Первая категория: сабля — Ма Дао; большой нож—Тай Чам Дао; палаш — Зеленый Дракон, затеняющий луну Дао — использовались в кавалерии.

Вторая категория: палаш Гусиное перо, палаш Большое кольцо, ручной палаш, двойной меч и т. д. — использовались пешими воинами.

Из всех видов палашей двойной меч самый эффективный.

САБЛЯ — МА ДАО

Использовалась в Китае с VII—IV ст. до н.э. Большой бронзовой саблей пользовался знаменитый генерал Льен По и его подчиненные. Позже сабля была улучшена и усовершенствована. Все кочевые племена взяли ее на вооружение. Легенда об этом оружии распространилась на Запад, где грохочущие саблями кавалерии Чингиз-хана пробивались к Европе. С другой стороны, японцы вернули саблю на свои острова, где она переходила из поколения в поколение, чтобы стать оружием японских самураев.

Сабля похожа на японский самурайский меч по форме, только эфес у первой длиннее для удобства конного солдата. В 1644 г. н. э. манчжурцы захватили Китай благодаря своим драгунам, хорошо владеющим саблей.

БОЛЬШОЙ НОЖ — ТАЙ ЧАМ ДАО

Это оружие конных солдат, особенно высоких и сильных военных командиров.  Изначально оно было девять футов длиной. Большую часть его составляло длинное, широкое и толстое лезвие. Его длинная рукоятка делалась из твердого дерева или пруткового железа, и поэтому оно было тяжелым.

Основное предназначение большого ножа —это режущие, колющие, рубящие, размахивающие и пронзающие удары. Из-за широкого лезвия его можно было использовать в защите от стрел и камней, что делало его очень полезным в обороне. Знаменитые генералы древности, такие как Льен По периода Военного Государства, Вонг Чун и Чой Йан периода Трех Королевств, знамениты своим искусством владения этим оружием.

ПАЛАШ ЗЕЛЕНЫЙ ДРАКОН, ЗАТЕНЯЮЩИЙ ЛУНУ

Этот палаш — орудие, созданное Кван Гунгом, самым знаменитым генералом Периода Трех Королевств (225— 265 г. н. э.). Внешним видом он похож на большой нож, но в действительности сильно отличается. У этого палаша длинное, но тонкое лезвие, а на конце находится крюк. С обратной стороны лезвия есть маленькие ножи как зубья пилы. Поэтому его еще называют «холодная сверкающая пила». Этот палаш используется не только для рубящих, режущих, колющих и блокирующих ударов, но также и для пронзающих, пилящих ударов. Это оружие трудно применимо, потому что оно тяжелое. Если человек не обладает недюжинной силой и мощью, ему трудно управлять им.

РУЧНОЙ ПАЛАШ — ДАЙ ДАО

Большинство древних китайских знатоков боевых искусств дрались на пешем ходу, поэтому ручной палаш был самым подходящим оружием. У Дай Дао было длинное узкое лезвие, зависящее от роста бойца. Когда боец держит рукоять Дай Дао в руке на уровне запястья, а лезвие смотрит вертикально вверх, конец лезвия должен быть на уровне бровей. это стандартная длина Дай Дао. Его вес также зависит от силы бойца. Таким образом, оружие полностью приспосабливается под каждого воина. Используется оно для рубящих, режущих, колющих ударов, выпадов и ближнего боя. Древняя пословица гласит: «Дай Дао как тигр — он видит кровь в момент удара». Это может значить то, что если Дай Дао достали из ножен, наступает время битвы не на жизнь, а на смерть.

В Китае было много знатоков Дай Дао. Самой популярной фигурой был Мо Чонг, герой династии Сун (900— 1279 г.н.э.), который забил тигра до смерти голыми кулаками. Приемы, изобретенные Мо Чонгом, до сих пор применяются.

ПАЛАШ ГУСИНОЕ ПЕРО

Известен также как палаш с золотым обухом и кольцами. У него очень утолщенный обух и широкое и большое лезвие. От пяти до девяти колец находится на обухе, в зависимости от длины лезвия. Когда им работают, кольца соприкасаются с обухом и издают звук, похожий на крик стаи диких гусей в полете. В то же время, форма лезвия похожа на половинку гусиного пера, отсюда и название.

Пай Тай-Куан, фехтовальщик династии Цин (1644— 1911 г. н.э.) был большим мастером этого оружия. Пай Тай-Куан однажды одной рукой пробился через четыре частокола и убил семерых главарей в Чин Маунтинз, что принесло ему славу по всему Китаю. Знатоки боевых искусств описывали чудеса техники палаша Пай Тай-Куана: «Звук его палаша пугает самого закаленного врага. Когда прекращается звон колец, голова врага уже на земле». Это доказывает каким мощным оружием был палаш Пай Тай-Куана.

ДВОЙНОЙ МЕЧ. СТИЛЬ БАБОЧКИ

Это оружие в основном используется мастерами боевых искусств южного Китая. Длина лезвия оружия равна кулаку и предплечью, на эфесе есть защита для руки. Специальная длина лезвия позволяет лучше маневрировать. Например, если лезвие длиннее, чем кулак и предплечье, оно не будет поворачиваться внутри руки. Однако, форма этого меча и метод использования другой в северном Китае. В северном Китае при этом стиле подчеркивается работа ног в ударах. В южном Китае он из-за небольшой длины-используется в основном для ближнего боя, при этом ударение делается на точность и координацию обоих мечей.

ВИН ЧУН «ВОСЕМЬ УДАРОВ МЕЧАМИ-БАБОЧКАМИ» — БАТ ЧАМ ДАО

Стиль Бат Чам Дао зародился в монастыре Шаолинь и использовался монахами в их походах. Они часто носили с собой большие суммы пожертвований, в связи с чем преследовались бандитами. Монахи готовились к этому и прятали двойные мечи в сапогах сбоку. Так как религия запрещала им убивать, их целью было ранить противника и тем самым обезвредить его. Удары наносились в запястье, локоть, колено, голень.

При династии Цин (1644—1911 г. н. э.) Китаем правили завоеватели маньчжурцы. Они составляли десять процентов всего населения. Маньчжурское правительство запретило все виды оружия и ввело много несправедливых законов. Например, маленьких девочек-китаянок заставляли носить тесную обувь для того, чтобы не росли ступни. В результате этого, в дальнейшем они были ограничены в движении и полностью зависели от родителей или мужа. Маньчжурцы ограничивали возможность китайцев работать, занимать высокое положение в правительстве, установили высокие налоги в стране, запретили кунг-фу для китайцев.

Маньчжурское правительство приняло культуру китайцев. Они уважали Шаолинь как буддийское святилище. Китайцы тайно готовились к восстанию, используя Шаолиньский монастырь как секретную базу для подготовки революционной армии. По традиционной системе Шаолиня, для подготовки мастера кунг-фу требовалось 15—20 лет. Ситуация стала критической, когда некоторые мастера кунг-фу стали работать на маньчжурское правительство. Тогда в Шаолине собрались пять Гранд Мастеров и создали новую систему подготовки мастера за пять лет, более эффективную, чем все остальные. Ее назвали Вин Чун, что означает «надежда на будущее». Однако, прежде чем эта система вошла в практику, Шаолинь был разрушен и сожжен маньчжурцами. Нг Муи, монахиня, единственная из пяти учителей, кто выжил, передала свои знания маленькой девочке сироте, которую назвала Вин Чун.

После того, как Вин Чун в совершенстве овладела этим искусством, она покинула своего стареющего учителя Нг Муи и стала зарабатывать на жизнь, организовывая профессиональные турниры по всему Китаю. Из-за своей редкой красоты, она часто выставляла себя на турнирах в виде приза, который достанется тому, кто ее победит. Но она была мастером своего дела, и ее мастерство настолько превышало все существующие, что она без проблем разбивала всех претендентов, плативших безумные деньги за право участвовать в турнире. С течением лет этот стиль стал известен как Вин Чун. Его техника и обучение передавались только немногим, тщательно отобранным ученикам. Среди них были великие Мастера, такие как: муж Вин Чун-Леонг Бок Чо, Леонг Джун и его сыновья-Леонг Чен и Леонг Бак, Ип Ман и Вильям Чеун.

Двойные мечи (Бат Чам Дао) были выбраны как единственное подходящее и самое грозное оружие для системы Вин Чун. Небольшая длина позволяла прятать их, и они являлись как бы продолжением рук. Особое значение система Бат Чам Дао придавала координации двух мечей, подготовке глаз, запястья и работе ног. Принцип был основан на том, что каждая оборона сопровождается контратакой, а каждая атака — ловушкой, парированием или остановкой удара меча противника. К тому же, меч сконструирован так, чтобы использовать необычность работы ног в Вин Чун в полной мере, делая его чемпионом всего оружия.

(Информация взята из книги Вильям Чеун «Вин Чун. Мечи-бабочки»).

Источник 4

История Деревянного Манекена

Появился ли деревянный манекен до создания Вин Чун или Вин Чун появился раньше манекена — сложная для разрешения проблема, требующая специальных исследований. Но согласно древним легендам в Шаолиньском монастыре была Аллея Деревянных Манекенов. В нее входили деревянные манекены различных конструкций для интенсивных тренировок. Первые манекены представляли собой простой прямой деревянный столб, который заменял противника. Позднее первые мастера Вин Чун кунг-фу существенно улучшили его конструкцию, добавив три «руки» и «ногу», как он и выглядит в наши дни. Вначале простые упражнения постепенно совершенствовались, и, в конце концов, полностью систематизировались в «Технику деревянного манекена».

В молодости Ип Мана приемы с манекеном содержали 140 движений, разделенных на 10 частей для практических целей.

Позже Мастер Ип Ман переехал в Гонконг, открыл школу и начал обучать учеников (до этого Вин Чун кунг-фу был секретным стилем кунг-фу). Он решил, что техника деревянного манекена слишком громоздка и сложна, поэтому сократил ее до 108 движений и в конце концов, экспериментируя годами, перестроил комплекс в 116 движений.

Описание Деревянного Манекена

Деревянный манекен Вин Чун представляет собой цилиндрический деревянный столб длиной 5 футов (152,5 см) и 9 дюймов (22,5 см) в диаметре. Составными частями манекена являются: две «верхние руки», которые вставляются в два отверстия в верхней части «туловища», третья рука, называемая «средней рукой», расположена под двумя верхними руками; и «нога» манекена, согнутая и толщиной в три руки, расположенная под «средней рукой». Все эти элементы вместе составляют «тело» манекена, которое крепится на каркасе из двух брусьев, проходящих через отверстия в верхней и нижней частях столба.

Брусья закрепляются на двух перпендикулярных прямоугольных столбах, называемых упорными. Столбы жестко фиксируются к стене, к полу или вкапываются в землю, чтобы выдерживать сильные удары.

Многочисленные стили кунг-фу применяют деревянные столбы для отработки приемов. Их называют по-китайски «чонг», что в переводе обозначает «столб, перпендикулярно вкопанный в землю».

Если снаряды используются для отработки ударов руками и ногами стоя, в перемещениях и в прыжках, а также для развития равновесия и выносливости, их называют «столбами». Если же столб состоит из деревянного туловища с руками и ногами и представляет собой воображаемого партнера или противника, его называют «манекен».

Деревянный манекен в Вин Чун сконструирован в соответствии со спецификой этого стиля.

Длина, толщина туловища, рук, ноги, пересекающих брусьев, опорных столбов — все согласовано с движениями Вин Чун.

Деревянный манекен помогает исправить неправильные движения, так же как транспортир (угломер) помогает выпрямить угол. С его помощью это можно сделать довольно быстро.

Некоторые последователи Вин Чун недооценивают значение деревянного манекена и не могут с его помощью исправить направление и угол своих движений, развить способность чувствовать партнера. Для этих практикантов не существует «эффект угломера».

В настоящее время многие практиканты кунг-фу применяют деревянный манекен для отработки большинства движений кунг-фу, хвастаясь своими знаниями в боевых искусствах. Но многие не идут дальше поверхностных, эффектных исполнений. Они забывают, что основной принцип Вин Чун — «простота и практичность». Это означает, что одно эффективное движение может защитить от противника лучше, чем много эффектных, но не эффективных.

(Информация взята из книги Ип Чун «Вин Чун. 116 приемов на манекене»)

Вин Чун