Тайцзи-цюань стиль Сунь
Сунь Лутан и тайцзи-цюань семьи Сунь
Детство Сунь Лутана
Родился в бедной семье крестьянина в 1861г. в уезде Вань провинции Хэбэй. Его отец менял, то что выращивал, на образование сына. Сунь был очень интеллигентным ребёнком и хорошо учился. Но он проучился только несколько лет, т.к. был плохой урожай и отцу стало нечем платить за учёбу. Вскоре отец скончался, Суню было 9 лет, когда он остался без отца.
В итоге Сунь и его мать остались ни с чем. И без того малообеспеченная жизнь стала совсем невыносимой. Сунь подрабатывал тем, что изготовлял кисточки для письма, но это не приносило большого дохода семье. Вскоре его мать слегла и богатый человек взял Суня к себе в слуги за еду. Сын этого богача частенько поколачивал Суня, но ради своей матери тот вынужден был терпеть и выполнять тяжёлую работу. Это подтолкнуло Суня пойти изучать БИ.
Первый опыт
Первое боевое искусство, которое изучил Сунь — это Шаолиньский Хун цюань, у мастера У, который 2 года обучался в монастыре Шаолинь. Учитель обучил его также практике Цигун — всё это послужило хорошей основой для будущих занятий ушу. Сначала Сунь обучался искусству, чтобы не быть битым сыном богача. Но затем цели изменились. Он быстро всё схватывал и обучение пошло быстрее. Позже он дал отпор сынку богача, когда тот стал бить его, в результате чего потерял работу и вернулся домой к матери. Он не мог найти работу, но практику ушу не прекращал. Питались они с матерью дикими овощами и фруктами, которые он находил. Положение доходило до отчаянного, так что в 13 лет он пытался покончить с собой, но два прохожих увидели и спасли его, дали немного денег. Эти деньги они использовали с матерью, чтобы послать Суня жить к дяде. У дяди был свой магазин, где Сунь помогал ему. Дядя был добр к нему, он не только давал ему пищу и кров, но и платил ему за работу в магазине.
Синъи-цюань
Первого своего учителя по Синъицюань Сунь встретил через друзей своего дяди. Учёный друг дяди по фамилии Чжан был потрясён его каллиграфией, и позволил Суню приходить к нему домой, чтобы узнать побольше о калиграфии. В свободное время он приходил к Чжану позаниматься каллиграфией. Во время одного из таких визитов, один из друзей учёного — Ли Куйюань — увидел Суня, он нашёл его умным, хорошо сложенным и обладающим познаниями в боевых искусствах. Ли предложил Суню продолжить с ним занятия каллиграфией и обучить его Синъицюань, искусству которое он узнал от знаменитого Го Юньшэня.
Так с 15 лет Сунь начинает практиковать Синъицюань.
Сунь упорно приступил к занятиям ушу, и вскоре изучил всё, что Ли смог ему предложить. Чтобы помочь Суню развиваться дальше, Ли дал ему рекомендации к своему учителю Го Юньшэню, и сам стал тренироваться вместе с Сунем у Го. Го был потрясён успехами Суня в Синъицюань, и усердно учил его. За его проворность Го прозвал его «Хохоу» («проворный как обезьяна»). Го научил Суня всему, что знал сам. Через 8 лет Сунь закончил обучение у Го. Го подарил ему трактат по Синъицюань, который сам получил от своего учителя Ли Фэйюя. Для дальнейшего совершенствования в ушу Го порекомендовал Суню заняться Багуачжан у своего друга Чэн Тинхуа.
Багуачжан
Так Сунь стал заниматься у Чэн Тинхуа, который являлся одним из лучших учеников основателя Багуачжан — Дун Хайчуаня.
Когда Сунь впервые встретил Чэна, то был поражён искусством Багуачжан. Он усердно тренировался, и в конце концов изучил всё, чему Чэн мог его научить. Именно в Багуачжан Сунь приобрёл навык в перемещениях, который принёс ему славу.
Сунь начал практиковать Багуачжан относительно поздно, когда ему было уже около 30 лет. Но его упорство и постоянные тренировки сделали его мастером. Он занимался у Чэна 3 года, и когда он закончил обучение Чэн сказал ему, что если он хочет совершенствоваться дальше, ему нужно пойти в люди и испытать себя. Именно Чэн изменил имя Суня с Фуцюань на Лутан. Все последующие годы жизни он был известен как Сунь Лутан. Багуачжан Суня произошло по линии Чэна и сохранило все его особенности, но исключительная скорость в работе ног сделало его Багуачжан действительно неповторимым.
Всё это время Сунь не забывал о матери и постоянно заботился о ней, посылал ей деньги.
Тайцзи-цюань
Сунь Лутан был уже относительно знаменитым мастером ушу к тому времени как он изучил Тайцзи-цюань.
Когда Хао Вэйжэнь приехал в Пекин, то не ориентировался в городе, и не смог встретиться с друзьями, которые проживали в Пекине. Не имея другой альтернативы Хао остановился в гостинице и вскоре заболел. Сунь узнал об этом и пришёл навестить его. Хао уже имел репутацию высокоодарённого мастера ушу, а у Суня была привычка посещать известных мастеров ушу, чтобы познакомиться с ними и обменяться знаниями. Сунь пошёл познакомиться с Хао, прослышав, что тот был великим мастером, но не зная что искусство, которое практиковал Хао было Тайцзи-цюань. До этого он уже посещал Ян Дэнфу, но тот отказался обмениваться с ним опытом (возможно из-за того, что Сунь уже был мастером в Синъи-цюань и Багуачжан, и Ян просто не хотел, чтобы Сунь узнал ещё и Тайцзи-цюань).
Придя к Хао и обнаружив, что он болен, Сунь позаботился о нём и пригласил ему врача. Вскоре Хао выздоровел и поблагодарил Суня за заботу. В благодарность Хао обучил Суня Тайцзи-цюань направления У Юйсяна. Сам Хао обучался у Ли Исю — племянника У Юйсяна.
Создание собственного стиля
Сунь изучал и овладел 3 знаменитыми стилями ушу. Он продолжал изучать их, делая вклад в их теорию, оттачивал и постоянно совершенствовал своё искусство. Позже он остановился на Тайцзи-цюань как на основном. Из того, что он изучил, он создал собственный стиль — Сунь ши Тайцзи-цюань. Изначально он был основан на стиле Хао и У Тайцзи-цюань, в него он добавил быструю работу ног из Багуачжан, методы ног и поясницы из Синъицюань и расслабленного тела из У Тайцзи-цюань. Его стиль сохранил много характерных черт стиля Хао, в том числе последовательность форм. Характерной особенностью школы являются быстрые, энергичные и более динамичные, чем в других школах движения. Особым проворством и быстротой выделяются движения ног, за что она получила название «Хобу цзя» («школа живой поступи»). Для неё характерна лёгкая смена направления, а также использование Кай (открывания) и Хэ (закрывания). За это у школы имеется ещё одно название — «Тайцзи кай хэ». В последние годы Сунь предпочитал преподавать Тайцзи-цюань, а не Синъи-цюань или Багуачжан. Он преуспел в применении Тайцзи-цюань, и стал известен как мастер Тайцзи-цюань.
Сунь не был скрытным и открыто делился своими знаниями. Он написал 5 книг по ушу:
— Син и цюань сюэ — ?
— Багуа цюань сюэ — 1916г
— Тайцзи цюань сюэ — 1919г
— Цюань и шу чжань — 1923г
— Багуа цзянь сюэ — 1925г
Эти книги являются важными источниками для серьёзной практики ушу, и некоторые содержат ценные фото форм Суня в 3 знаменитых школах ушу. На русский язык была переведена и издана «Багуа цюань сюэ» Горбуновым, но и она содержит ряд ошибок в переводах, частично перевод выполнен Малявиным, а также полностью существует перевод Е.Турышева. «Тайцзи цюань сюэ» переведена В.Михайловым, но нигде не издавалась. «Багуа цзянь сюэ» в настоящий момент имеется у Станислава Березнюка, и я надеюсь, что читатели ознакомятся со временем с его переводом. «Цюань и шу чжань» — находится в работе у Е.Турышева.
Сунь ши Тайцзи-цюань сегодня
Те, кто практикуют стиль Сунь сегодня, имеют доступ к прямой передаче через его дочь Сунь Цзяньюнь и его учеников. Популярность Сунь Тайцзи-цюань выросла благодаря учителям, которые обучают этому стилю в каждом уголке мира.
Всё мировое сообщество Тайцзи-цюань продолжает рассматривать Сунь ши Тайцзи-цюань — как подлинное выражение внутреннего искусства.
(Информация взята на сайте http://taijiquan.narod.ru)