Тайцзи-цюань (Стиль У (Цзяньцюаня))

Среди множества стилей ушу каждый имеет свою уникальную историю, свое начало и развитие. Одни из стилей пришли к нам в неизменном, практически, виде, на основе других, в разные исторические периоды, возникали новые направления и только некоторые сходные черты в тренировочных упражнениях, позволяют утверждать их идентичность.

К последним можно отнести стиль Тайцзи-цюань. На сегодня выделяются пять основных направлений стиля, основой которых является древнее кулачное искусство разработанное мастером Чэнь. Среди них Тайцзи-цюань, являющийся исходным боевым искусством, хранимым и передаваемым из поколения в поколение представителями семьи Чэнь.

Популярным сегодня комплексом оздоровительных движений является Тайцзи-цюань семьи Ян. Существует мнение, что этот стиль разработанный Ян Лучанем, является упрощенной версией стиля Тайцзи-цюань семьи Чэнь, переработанным для богатой аристократии. У Юйсян, обучавшийся мастерству стиля как у Ян Лучаня, так и у представителей семьи Чэнь, в дальнейшем предложил свою версию – Тайцзи-цюань У Юйсян.

Известен также и стиль Тайцзи-цюань семьи Сунь, произошедший от Сунь Лутана, изучавшего в свое время кроме Тайцзи-цюань много других стилей кулачного искусства. Дальнейшее развитие и усовершенствование традиционного стиля Тайцзи-цюань семьи Ян представляет собой стиль Тайцзи-цюань У.

Изначально в стиле Тайцзи-цюань семьи Ян выделялись формы, характерными для которых были широкоамплитудные (дацзя) и малоамплитудные (сяоцзя) движения. Именно на базе сяоцзя и сформировался постепенно стиль Тайцзи-цюань У. Основателем стиля был маньчжур Цюань Ю, обучавшийся мастерству стиля у самого Ян Лучаня. После буржуазной революции семья Цюань Ю поменяла свою фамилию на китайскую фамилию У. Впоследствии стиль был доработан и усовершенствован его сыном У Цзяньцюанем, сформировавши новое направление известное сегодня как стиль ушу Тайцзи-цюань У Цзяньцюаня. Упор в стиле У Тайцзи-цюань делается на «преобразование мягкостью», движения являются естественными и легкими, последовательными и непрерывными, внешне утонченными и обладающими высокой подвижностью.

В форме соблюдаются принципы «сжатия» и «расширения», но скованности в «сжатии» нет. Строго выверенные и четкие движения туйшоу. В каждом движении выдерживается покой, отсутствуют опрометчивые и хаотичные действия. Главное внимание при этом уделяется основному принципу — «преобразованию мягкостью».

К разным видам формальных комплексов (таолу) в ушу предъявляются специфические требования, в соответствии с которыми во внимание принимаются одни аспекты, принятие же других, отличных становится невозможным. Именно этим и объясняется наличие у каждого из стилей ушу, как преимуществ, так и недостатков.

Тайцзи-цюань У относится к так называемым стилям «мягкого ушу» (жоусин ушу). Его достоинствами есть оздоровительные аспекты в тренировках, мастерство «преобразования мягкостью». В то же время его нельзя сравнить с «жестким ушу» (гансин ушу) в плане развития физической мощи и наращивания мышечной массы.

Поэтому нельзя утверждать, что Тайцзи-цюань У имея некоторые преимущества, не имеет недостатков. Но то, что этот стиль является уникальным, выделяющимся своими особенностями, также есть неоспоримым фактом. К преимуществам движений Тайцзи-цюань У в аспекте общеоздоровительном можно отнести следующее.

Всесторонний характер тренировок (цюаньмянь дуаньлянь), выражающийся одной особенностью – «стоит только сдвинуться одному, то не будет ничего такого, которое не пришло бы в движение» (и дун у ю бу дун). Объясняется это тем, что в движениях Тайцзи-цюань У, как и в плавании, задействованы все части тела, то есть при движение руки, одновременно движутся и ноги и все тело.

Разнообразные мягкие движения во время тренировки Тайцзи-цюань У активизируют не только мышечную деятельность, но и хорошо прорабатывается дыхание и движения диафрагмы, стимулируется работа сердца, в действие приводится желудочно-кишечный тракт и остальные внутренние органы. Сознание ученика концентрируется, отбрасывается все отвлекающее.

Можно говорить, что при тренировках уделяется должное внимание и «внешнему» и «внутреннему»(нэй-вай цзянгу). Такой метод тренировок положительно влияет на обычную двигательную деятельность мышц, и в то же время, ему присущи статические методы медитации – «вскармливать сознание-дух, регулируя дыхание» (дяо си ян шень).

Движения в Тайцзи-цюань У выполняются по дуге или по окружности, и начиная изучение формального комплекса, ученик не испытывает особой привязанности к занятиям. Но по мере привыкания, с повышением степени самопроизвольных круговых вращений, заметно усиление тяги к занятиям. Освоение мастерства взаимотрансформации «полного» и «пустого» (сюй-ши бяньхуа), регуляции дыхания в движениях, вызывает новую волну интереса, что в конечном итоге является стимулом к оздоровительным процессам.

Присущим есть Тайцзи-цюань У и воспитание характера. Основные требования к движениям стиля есть легкость – подвижность (цинлин), мягкость (жоухе) и последовательность (гуаньчуань). При этом происходит сознательное культивирование принципа – «покой в движении, движение – в покое» (дун чжун ю цзин, цзин чжун ю дун). То есть, тренировки незримо воздействуют на ученика, исправляя чрезмерную медлительность или темпераментность.

Наконец, можно утверждать, что Тайцзицюань У является доступным абсолютно для всех. Мягкие и плавные движения, невысокий темп их выполнения, несложные и доступны для изучения любому ученику. И физически крепкие люди, занимающиеся более тяжелыми видами тренировок, и пожилые, более слабые, увеличивая или уменьшения степени подвижности не почувствуют каких-либо осложнений.

(Информация взята на сайте http://wushu.pp.ua)

тайцзи-цюань у