Особенности стиля Иайдо

Иайдо и другими стилями Будо занимаются по сходным причинам. Однако Иайдо имеет характерные отличительные черты. Как и в других боевых искусствах, тренировки в этом стиле приносят соответствующую физическую пользу. Они укрепляют ноги, торс и руки, повышают выносливость. Но в отличие от более силовых тренировок Каратэ и Дзюдо, здесь это происходит несколько иначе. Занятия в стиле Иайдо обычно проводят в медленном, контролируемом темпе. Мастерство наращивается длительным и тщательным повторением точных движений, отшлифованных годами, а вовсе не быстротой движений или сложной физической подготовкой. В движениях лучших Иайдока вы не увидите напряжения. Что касается реальных физических нагрузок, об этом лучше спросить начинающего ученика — уж он-то вам точно расскажет, насколько они велики.

Обращение с острым, как бритва, мечом требует большого внимания. Риск получить травму практически исчезает после освоения учеником базовой техники правильного обращения с мечом. Это привлекает в Иайдо многих пожилых людей и тех, кто прекратил занятия другими боевыми искусствами.

Контролируемые занятия совершенствуют концентрацию. Начиная с общих основ стиля и постепенно добавляя детали, учитель помогает ученику освоить спектр различных искусств. Со временем способность концентрироваться усиливается, и ученики часто замечают улучшение своих тренировочных и рабочих приемов. Хотя этот вид тренировок полезен и характерен для всех боевых искусств, специфика их в стиле Иайдо развивает концентрацию особенно хорошо.

Традиционные учителя искусства фехтования на мечах могут дать ученикам подлинное мастерство японских тренировок. Для американских и европейских учеников может показаться трудной задачей в точности выполнять указания учителя, не задавая вопросов, но так уж принято в Японии. В тренировках без обсуждения мелких деталей есть свои преимущества, и повторение упражнений может привести к глубокому интуитивному пониманию принципов. В этом отличие традиционных занятий от тренировок на Западе, где развитие идет в основном через интеллектуальный анализ. Считается, что среди боевых искусств Иайдо лучше других отражает концепции Дзэн (наряду с традиционным японским искусством стрельбы из лука Кюдо).

Выражение «действовать не думая» часто имеет негативный смысловой оттенок. Но на тренировках оно имеет другое значение. Все японские школы фехтования сложились в те времена, когда воины защищались от врагов мечом. В ту феодальную эпоху основой тренинга была концепция Муга Мусин (это приблизительно означает: «ни себя, ни разума»): если воин оставит мысли о победе и будет упорно тренироваться, сила богов сможет войти в его тело и поможет сокрушить врага. При стремлении к этому состоянию малейшая тень самомнения может все испортить. Подобно тому, как солдаты древней Японии воспитывались в духе самоотречения во имя службы своему господину, в наше время во имя тренировок следует оставить в стороне стремление к сиюминутным выгодам и удовлетворению своего эго. Только такое длительное и углубленное восприятие создает чистое и безмятежное мироощу- щение, близкое к тому, что достигается при занятиях Дзэном, йогой и другими видами медитации. Со временем правильные занятия улучшают способность правильно понимать мир. Нельзя мириться с недостатком мастерства в наш век преувеличений и обмана, столь распространенных в средствах массовой информации. Да, впрочем, и никогда прежде не стоило этого делать.

 

Краткая история японского искусства меча

Япония необычна во многих отношениях, а ее длительная военная история способствовала развитию оружия и боевых искусств, которые совершенствовались почти две тысячи лет. Возникли следующие направления: Джиу-Джитсу (Дзю-Дзюцу), Дзюдо, Айкидо, Каратэ-До, Кэмпо, Кэндо, Батто-Дзюцу и многие другие. Все они имеют глубокие исторические корни, стройные системы методов тренинга и серьезное философское содержание. Старшие среди них — Дзю-Дзюцу (мать всех японских боевых искусств) и Иайдо. Многие ученые считают невозможным разделить историю Японии и искусство меча.

По данным археологии, мечи существовали столько, сколько существует сама Японии. В раскопках древнейших поселений найдены прямые мечи, завезенные из Китая и Кореи. После 200 года до н. э., когда они впервые появились на островах, в Японии стали изготовлять собственные мечи. К 700 году н. э. появились классические образцы, которые стали считаться лучшими в мире.

Первые серьезные основы для разработки и создания японского меча заложил кузнец Амакуни. Как и многие другие представители этой профессии, он отвечал за изготовление огромного количества оружия для местных, региональных и национальных вождей. Почти постоянно происходили местные конфликты, а в те редкие периоды, когда древние японцы не ссорились друг с другом, они вторгались на корейский полуостров, в Китай или защищались от нападений оттуда. Обладание превосходным оружием давало любому вождю преимущество, поэтому кланы постоянно искали оружейников, способных обеспечить больший успех в военном деле. А самые убежденные мастера сделали изготовление превосходного меча целью жизни. Некоторые и поныне посвящают себя этому искусству.

Длинный меч в Японии имел три основных варианта изготовления, и для каждого сложился соответственный стиль боя. Наиболее древние клинки назывались тёкуто (прямой меч). Длина их увеличивалась по мере совершенствования металлургической технологии. О технике владения этими мечами мало что известно, хотя нарастание длины при относительно небольшом увеличении веса обеспечивало хорошие шансы их владельцам. Судя по размерам рукояти, меч держали в одной руке. Распространение обоюдоострых клинков породило стиль, основанный на распространенных во всем мире выпадах и рубящих движениях.

Первое значительное изменение формы произошло при жизни Амакуни, а может быть, и при его непосредственном участии. Когда обнаружилось, что изогнутый меч можно быстрее извлечь из ножен, а его лезвию придать лучшую заточку, стали искать такой способ закалки, при котором изогнутый клинок, по меньшей мере, не уступал бы в боевой силе прямому. Так появились тати — очень длинные (до 1 м 20 см) мечи; ими в основном вооружались всадники. Длинное изогнутое лезвие было идеальным для секущего движения и удара по врагу, стоящему на земле или сидящему в седле.

Позднее более широко распространились поединки и сражения среди пеших воинов.  От слишком длинных для наземного боя тати перешли к более коротким и удобным мечам катана, которые и применяют в современных школах Иайдо. Эти мечи обычно имеют длину от 60 до 120 см, а клинок изогнут несколько меньше, чем у тати. Такая кривизна секущей поверхности обеспечивает характерный для Иайдо эффективный рубящий удар. Кроме того, мечом-катаной, выхваченным из ножен, легко провести любой из основных ударов — горизонтальный, диагональный или вертикальный.

Поединки на мечах продолжались вплоть до революции Мэйдзи в 1868 году. Затем искусство меча пришло в упадок, но продолжали существовать школы Иай-Дзюцу, Кэн-Дзюцу, Батто-Дзюцу, которые ставили своей целью сохранение искусства меча.

По мере приспособления общества к новой мирной эпохе учителя боевых искусств стали переосмысливать духовные аспекты Будо и делать все больший упор на них в своем преподавании. Потребность в практическом применении боевых искусств исчезла, а Дзэн и другие философские учения всегда были важной частью пути самурая. Они придавали воину силу духа в битве. Некоторые учителя осознали, что и в мирное время правильные занятия боевым искусством поднимут дух спортсмена до состояния, достигаемого практиками философии Дзэн. Было также замечено, что долгие занятия Будо делают людей проницательными и добрыми. Поэтому большинство школ стали обучать боевым искусствам не для сражения, а для совершенствования характера учеников. Девиз Иайдо выражен в следующей мысли:

Иайдо не позволяет убивать людей,

не забирает их жизни.

Наоборот, оно настраивает человека

на мирный лад.

Последний этап превращения системы ведения боя в философское искусство начался после Второй мировой войны. После оккупации Соединенные Штаты запретили традиционные боевые искусства в Японии. Стремясь получить разрешение продолжать занятия, различные ассоциации учителей создали новые правила занятий, специально отмечающие, что занятия боевыми искусствами вовсе не предназначены для лишения людей жизни, а способствуют сохранению традиционной культуры и служат средством образования. Многие школы сменили названия. Исчезло слово Дзюцу (искусство или техника). На смену ему пришло До — путь познания, метод совершенствования. Дзю-Дзюцу превратилось в Дзюдо, Кэн-Дзю-цу — в Кэндо, Иай-Дзюцу — в Иайдо. Вошедший в эти названия иероглиф До означает, что стиль боевого искусства стал образом жизни. Методы тренинга обогатились философскими ценностями, охватывающими все аспекты жизни отдельного человека.

Концептуальные основы духовного тренинга мастера боевых искусств хорошо известны:

Киай — концентрация всей духовной энергии человека;

Дзансин — видимая и невидимая духовная энергия;

Рэйсики — этикет, необходимый для безопасности и эффективности занятий.

Кодекс самураев Бусидо включает в себя все аспекты тренировок в боевых искусствах. Именно философские концепции отличают японские боевые искусства от бодибилдинга или спортивной борьбы. Без духовного содержания не имеющие практического применения для самозащиты архаичные Иайдо и Кюдо бесполезны, наполненные же культурными традициями, они приносят удовлетворение в течение всей жизни.

 

Эволюция стиля

Мyco Дзикидэн Эйсин-Рю (несравненный, беспрерывно передаваемый стиль истинной веры) — полное название боевого искусства Иайдо, распространенного в центральной Японии. История Эйсин насчитывает 450 лет, уступая старшинство только Тэнсин Сёдэн Катори Синто-Рю (эклектическая школа Будо, содержит элементы Иай-Дзюцу). Основатель Эйсин-Рю Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото Си-гэнобу жил между 1546 и 1621 годами на территории современной префектуры Канагава.

Многое в жизнеописании Хаясидзаки (как и большинства известных мастеров меча в Японии) вымышлено; верно же, по крайней мере, то, что он вырос в условиях постоянных междоусобных конфликтов и с раннего возраста был знаком с различными стилями фехтования. Говорят, что он совершил паломничество в префектуру Ямагата, где получил божественное откровение, поведавшее ему о новом способе извлечения меча из ножен. Как бы там ни было, в средние века именно Хаясидзаки основал стиль Симмэй Мусо-Рю (ниспосланный богом, неповторимый стиль).

С тех пор и до наших дней Иайдо Хаясидзаки сменило много названий в процессе передачи от учителя к ученику. В настоящее время существуют две разновидности Иайдо: Эйсин-Рю и Мусо Синдзэн-Рю. В каждом поколении назначался главный мастер (сокэ), и каждый из них по-своему влиял на стиль. Главный мастер современности Фукуи Торао был назначен в 1922 году своим предшественником Коно Хякурэн. Его и основателя Эйсин-Рю Хаясид-заки Дзинсукэ соединяет беспрерывная череда поколений:

Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото Сигэнобу, основатель;

Тамия Хэйбэй Наримаса, 2-е поколение;

Нагано Мураку Нюдо, 3-е поколение;

Момо Гумбэй Мицусигэ, 4-е поколение;

Арикава Сёдзаэмон Мунэцугу, 5-е поколение;

Банно Дэнэмон но Дзё Нобусада, 6-е поколение;

Хасэгава Мондоносукэ Эйсин, 7-е поколение;

Араи Сэйтэцу Сэйсин, 8-е поколение;

Хаяси Рокудаю Моримаса, 9-е поколение;

Хаяси Ясудаю Сэйсё, 10-е поколение;

Огуро Мотоэмон Киёкацу, 11-е поколение;

Хаяси Масу но Дзё Масанари, 12-е поколение;

Йода Мандзо Такакацу, 13-е поколение;

Хаяси Ядаю Масатака, 14-е поколение;

Танимура Камэ но Дзё Такакацу, 15-е поколение;

Гото Масасукэ, 16-е поколение;

Оэ Масамити, 17-е поколение;

Хогияма Намё, 18-е поколение;

Фукуи Харумаса, 19-е поколение;

Коно Хякурэн, 20-е поколение;

Фукуи Торао, 21-е поколение.

Большинство историков Иайдо полагают, что название Эйсин-Рю появилось благодаря главному мастеру 7-го поколения, Хасэгава Мондоносукэ Эйсин: в его имени и названии стиля использованы одни и те же иероглифы. После 11-го поколения дерево разветвляется надвое: одна ветвь идет к Сато Исаму, главному мастеру 18-го поколения Мусо Синдэн-Рю, а другая к Фукуи Торао, как показано выше. Имеются и другие, менее значительные стили, производные от искусства Хаясидзаки Дзинсукэ.

В современной Японии Эйсин-Рю занимаются около 3 тысяч человек, у школы имеются филиалы во всем мире. Традиционная Ассоциация Эйсин-Рю во главе с Сокэ и Всеяпонская Федерация Иайдо руководят движением; они курируют соревнования, следят за развитием стилей Иайдо. Всеяпонская Федерация Иайдо ежегодно проводит сборы в Киото. Иайдока со всех концов страны демонстрируют свое мастерство. Благодаря усилиям Кокусай Будоин, МФБИ (Международной Федерация Боевых Искусств), стилем Эйсин-Рю занимаются, правда пока немногие, энтузиасты и за пределами Японии.

 

Победа одним ударом

Иайдо, путь меча, — это родственный Кэн-Дзюцу стиль боевого искусства. Он появился как способ защиты при отражении неожиданных атак и вражеских рейдов в Японии в XV и XVI веках.

Цель Иайдо — убить врага одним ударом меча, едва выхватив его из ножен. Для создания такой системы защиты были изучены обстоятельства многих неожиданных атак.

Занятия этим боевым искусством требуют серьезности, максимальной концентрации и мастерства. Каждое движение руки, ноги или тела должно соответствовать движению нападающего. Крайне важно соблюдать все правила.

Главное в Иайдо Эйсин-рю — невозмутимость духа. Храня спокойствие в душе, вы беретесь за рукоятку меча, молниеносным движением руки разрубаете врага, вкладываете меч в ножны и снова обретаете покой.

Всегда надо стремиться быть невозмутимым. Не владея самим собой, нельзя как следует овладеть и мечом.

Очень трудно добиться мастерства в Иайдо Эйсин-рю, даже если вы посвятите себя занятиям полностью, телом и душой. Однако это возможно при упорном, шаг за шагом, продвижении к намеченной цели через непрерывную практику. Многие люди отдали свои жизни для того, чтобы сделать искусство Иайдо Эйсин-рю  таким, каким оно известно нам сегодня. И хотя сейчас на земле мир, на нас лежит обязанность передать эту часть культурного наследия следующему поколению.

Кацуо Ямагучи

Токио, Япония

 

На тренировках отрабатываются приемы извлечения меча, отражения ударов, рубящие движения и, конечно, способы возврата меча в ножны. Во многих школах используют ката — систематически организованные серии движений защиты против воображаемого противника. Каждая ката содержит несколько принципов правильного обращения с мечом.

Приемы Иайдо передавались от учителя к ученику в течение сотен лет с момента появления искусства. Всеяпонская Федерация Иайдо стандартизировала методы обучения и занятий. В настоящее время, когда нет практики боевого применения и нет смысла совершенствовать искусство меча или обновлять его приемы, Иайдо Эйсин-рю используется для развития характера.

В Японии есть и другие стили искусства меча, несколько отличные от Иайдо. Хотя во всех стилях есть блоки и удары мечом, все, что происходит после того, как меч извлечен из ножен, более точно называется Кэндо. В спортивных состязаниях Кэндока носит легкую броню, шлем и мягкие перчатки. Очки присуждаются за поражение жизненно важных точек противника бамбуковой палкой (синаи). В соревнованиях участвуют и мужчины и женщины. Мужчины не имеют особых преимуществ, в поединке побеждает более искусный, а не более крупный или сильный.

Другой вид японского искусства меча называется Батто-Дзюцу, что означает «мастерство извлечения меча». В отличие от большинства школ Иайдо, где практикуют только формы-ката, в школах Батто отрабатывают и отдельные реальные рубящие удары. Однако если насмерть зарубать партнеров одного за другим, скоро и тренироваться станет не с кем. Поэтому вместо реальных партнеров при отработке силы и точности ударов используют мокрые свернутые соломенные маты, которые разрубить столь же трудно, как и живую плоть. Точнее, особой тростью, собранной из нескольких тонких стволов бамбука. Почему же в Иайдо уделяется большое внимание именно извлечению меча? Когда-то доля секунды, разница в позициях на миллиметр могла решить исход битвы на мечах. Даже простое прикосновение острого как бритва лезвия было смертельно опасно. Быстро вытащить меч и занять правильную позицию значило решить дело. Но в настоящее время мы занимаемся искусством, а не ведением боя, поэтому эффективность и правильность движений предпочтительнее смертоносной скорости и точности.

Совершенствуя технику, мы улучшаем концентрацию, развиваемся физически, больше узнаем об истории боевых искусств и методах тренинга. Многие занимаются Иайдо Эйсин-рю в дополнение к более эффективным в смысле практической самозащиты стилям Каратэ-До, Дзюдо и Айкидо. В качестве основного боевого искусства оно подходит тем, кто избегает чрезмерных нагрузок. Привлекает Иайдо Эйсин-рю и коллекционеров японских мечей.

(Информация взята из книги Никлаус Суино «Искусство японских мастеров меча»)

Иайдо Эйсин-рю