Саньшоу – это рукопашный бой в ушу, то есть одна из форм единоборческой схватки в китайском ушу. Используя в качестве основных разделов техники удары руками, ногами, броски и приёмы связанные с захватами два человека ведут противоборство, применяя в соответствии с правилами атаки, защиты, наступления, отступления, контратаки и контрконтратаки. У этого вида спорта очень силён боевой характер, требования в нём высоки, его долговременная тренировка позволяет помочь овладеть боевой техникой ушу, позволяет всесторонне развить физические качества занимающегося, повысить уровень его атакующих и защитных возможностей, воспитать храбрость, упорство, ловкость мышления, повысить возможности по самозащите.

Саньшоу ещё называют саньда, гошоу, гочжао, чайшоу, цяншоу, далэйтай. В Японии есть «каратэ», в Таиланде – «муай тай», в Южной Корее – «хапкидо» и «таеквондо», в других странах есть «кунфу» или «любительский бокс»; но хотя названия и различны, однако внутреннее содержание этих вещей сводится к базе из четырёх видов техники – ударам руками, ударам ногами, броскам и приёмам, связанным с захватами. Это всё есть представители единоборческих направлений, различающиеся лишь особенностями методов, правил, техники и тактики.

Единоборство саньшоу – это осуществляемое в определённой ситуации, в соответствии с определёнными правилами, в определённое время на строго определённой площадке в определённом защитном снаряжении сравнение техники и тактики двух людей, а также их физических и умственных достоинств, в результате чего формируется бой, осуществляется противоборство. Поэтому оно является единоборческим видом спорта, занятия которым повышают уровень развития физических и психических качеств, развивают боевые навыки, умение использовать для победы над врагом необходимую технику.

У саньшоу долгая история и обширный базис. Оно развивалось из противоборства человека с окружающим миром и методов боя древних солдат. Ещё в первобытные времена людям для выживания приходилось драться с дикими зверями. Суровые условия жизни вынуждали людей непрерывно развивать тело и разум, в процессе упорного труда рождались приёмы боя без оружия и с простейшими видами оружия: удары кулаками, пинки ногами, увёртки, перепрыжки, броски и опрокидывания. Так зарождались первые ростки ушу. Как видим, саньшоу является составной частью ушу, оно зародилось в повседневной деятельности и развивалось одновременно с ушу, неразрывно с ним.

При династиях Шан и Чжоу в яростных войнах происходило развитие техники боя. В «Ши цзин» в разделе «Малые оды» в «Краснобайстве» сказано: «Нет кулака, нет храбрости – в должностях начинают путаться разряды». Видно, что в те времена необычайно поощрялись «обладающие кулаками и храбростью». В «Ли цзи» в «Ван постановил» говорится: «Все обладающие техникой и говорящие о силе приглашаются с четырёх сторон, с помощью рук и ног установить кто чего может». Здесь также прославляются «обладающие кулаками и храбростью», демонстрируя, что в то время использовалась единоборческая форма сравнения «обладающих техникой и говорящих о силе» для определения победителей и побеждённых.

В периоды «Вёсен и Осеней» и Враждующих царств техника атаки и защиты из ушу стала ещё больше цениться людьми. Каждый год весной и осенью удальцы со всей Поднебесной собирались вместе, чтобы помериться силами. Вот как это описано в «Гуань-цзы» в главе «Семь правил»: «Весной и осенью борцовские испытания… собираются со всей Поднебесной герои, есть со всей Поднебесной удальцы». Во время борцовских испытаний «поднимаются – словно птицы летают, двигаются – словно гром и молния, выброс – словно ветер и дождь, спереди невозможно противостоять, сзади невозможно причинить вред, выброс – попадание, не осмеливаются схватить». В «Сунь-цзы бин фа» указывается, что «схватка укрепляет воинское тело», то есть что постоянные тренировки в рукопашном бое позволяют развить тело воина. В периоды «Вёсен и Осеней» и Враждующих царств появляется тезис «гражданское и военное идут разными путями», особо почитаются «кулачные удальцы», «искусные в ударах», особенно быстро развиваются «сянбо» и «доу цзянь».

При династии Хань прикладное искусство атаки и защиты ушу распространилось особенно широко, при этом появились такие его разновидности, как цзюэди (борьба), шоубо (рукопашная ударная схватка) и цзицзянь (фехтование на мечах). В «Хань шу» в разделе «Записки об изящном и культурном» среди тринадцати семей искусных в военном деле очень многие – мастера рукопашного боя. Так, в главе «Биографии Фу Чанчжэна и Гань Чэньдуаня» говорится: «Бянь – это шоубо. Воины испытываются в шоубо, искусстве жёсткого реального использования рук».

При династии Сун появились народные организации по занятиям боевыми искусствами – «общества». В исторических документах упоминаются «Общество лука и стрел», занимавшееся тренировкой стрельбы из лука, «Общество геройских планов», занимавшееся тренировкой применения копья и использования шеста, «Общество цзюэди», где тренировали борьбу. Все эти «общества» оказали значительное влияние на взаимообмен, преемствование и распространение боевой техники ушу.

При династии Мин Ци Цзигуан в своей книге «Цзисяо синьшу» в разделе «Необходимое для победы согласно трактатам о кулачном искусстве» рассказал о мастерах различных видов кулачного искусства: «… ноги Ли Баньтяня из провинции Шаньдун, захваты князя орлиных когтей, опрокидывания тысячеопрокидывающего Чжана, удары Чжан Боцзина…» — то есть Ли Баньтянь искусен в ударах ногами, «князь орлиных когтей» искусен в приёмах, связанных с захватами, «тысячеопрокидывающий Чжан» искусен в опрокидываниях и бросках, Чжан Боцзин искусен в коротких ударах.

В последние исторические периоды боевая техника ушу развивалась очень быстро, широко распространялась и применялась в народе и всех слоях общества. Поэтому единоборство саньшоу – это драгоценное культурное наследие, постепенно сформировавшееся за долгое время развития и борьбы китайского народа.

Особенности единоборства саньшоу

В единоборстве саньшоу имеются многообразные различные приёмы боя, разные технические особенности и правила. Здесь можно бить кулаками, пинать ногами, делать проски, использовать воздействие на суставы против естественного сгиба. Поэтому здесь параллельно применяются руки и ноги, движения сложные и быстрые, технические методы разнообразные, тактика многоизменчивая, велика практичность, высоки требования.

Долгие занятия саньшоу приводят к тому, что увеличивается сила мышц и их эластичность, повышаются выносливость и скорость реакции. При этом благодаря активной работе мышц развиваются дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Тренирующийся может овладеть искусством использования момента для атаки, повысить точность ударов, у него развиваются умственные и психические качества, укрепляется тело, улучшаются физические возможности.

Воздействие, оказываемое занятиями саньшоу, очень широко, их пригодность велика. Для занятий саньшоу нет ограничений по времени, месту, оборудованию, сезону, погоде, обстановке, персоналу, и потому любой, независимо от телосложения, режима работы, профессии, возраста, пола может найти для себя подходящий способ тренировки. Ну а если ещё и ставить целью участие в соревнованиях по саньшоу, то необходима долгосровременная программа занятий, надо отобрать наиболее подходящие для себя, наиболее эффективные, наиболее выражающие личные склонности движения, посредством долгих тренировок наработать их, повысить уровень, усилить, соединить с тактическими приёмами. Так происходит развитие единоборства саньшоу, проявляются атакующе-защитные особенности техники ушу. Потому нужно на основе интивидуальных практических необходимостей проводить целенаправленный отбор, добавить тренировку, овладение и отработку, сплавить воедино технику и реальный бой, с энтузиазмом овладевать, непрерывно укреплять и повышать технический уровень.

(Информация взята из книги Ма Лэй, Цун Ясянь «Единоборство саньшоу»)

саньшоу