Хунгар (или, на пекинском диалекте, Хунцзя-цюань) — «Кулак семьи Хун» — один из самых известных стилей ушу южнокитайской провинции Гуандун. В наши дни он пользуется значительной популярностью, в том числе в некоторых странах Запада, где известен под названием «кунфу Хунгар».

Популярность стиля объясняется его высокой боевой эффективностью и тем, что в нем нашли свое отражение все лучшие качества других стилей.— мощь, сила, быстрота, ловкость, храбрость и т.д.

Как это принято в Китае, существует немало легенд, по-разному трактующих происхождение данного стиля. Согласно наиболее распространенной из них, у его истоков стоял мастер стиля тигра, лучший боец монастыря Южный Шаолинь, монах Чжи Шань. После сожжения монастыря маньчжурами Чжи Шаню пришлось бежать и пуститься в странствия. В провинции Гуандун его другом и учеником стал некий продавец соли по имени Хун Цзигуань (Хун Игуань), который полностью перенял его искусство. Этот торговец Хун Цзигуань якобы стал потом основателем стиля Хунгар.

Дальнейшие события излагаются в двух версиях. Согласно первой из них, закончив обучение у Чжи Шаня, Хун Цзигуань женился на женщине по имени Фань Юнчунь. Она тоже владела боевыми искусствами. Более того, Фань Юнчунь разработала собственный стиль, который основывался на движениях журавля. Отец Юнчунь был убит в схватке очень сильным бойцом, чье имя затерялось во времени. Юнчунь понимала, что несмотря на мастерское владение ушу, сама она не сможет одолеть в бою убийцу. Поэтому, выйдя замуж за Хун Цзигуаня, Юнчунь упросила его отомстить обидчику, обещая при этом обучить супруга «журавлиным» передвижениям и уклонам, чтобы тот стал совершенным мастером ушу. В течении трех лет Хун Цзигуань совершенствовал технику журавля и соединял ее с техникой тигра. Затем с помощью этого нового объединенного стиля тигра и журавля он победил убийцу отца Фань Юнчунь.

По другой версии (которая кажется нам более правдоподобной), после завершения обучения у наставника Чжи Шаня мастер Хун Цзигуань дополнительно овладел техникой ведения ближнего боя, а также секретами «внутренней работы» (нэйгун) стиля журавля у мастера Фу Цзяньшэня. Завершив свою подготовку, он бросил вызов любимцу цинского губернатора провинции, ученику таинственного Белобрового даоса, прославленному мастеру Фэн Даодэ. Из этого боя Хун Цзигуань вышел победителем, что создало ему репутацию выдающегося мастера ушу. У него появилось множество учеников, благодаря которым созданный им синтетический стиль (Хунгар) стал самым известным стилем южного Китая.

Еще одна легенда приписывает создание стиля Хунгар организатору и главному руководителю восстания тайпинов (1850—64 гг.) Хун Сюцюаню (1814—1864). Хун Сюцюань сумел поднять на борьбу с маньчжурскими властителями Китая огромные крестьянские массы, его армия нанесла ряд серьезных поражений цинским войскам. Восставшие даже создали собственное государство со столицей в Нанкине. Все же после 14 лет борьбы восстание было подавлено, а Хун Сюцюань покончил жизнь самоубийством. Но в тайных обществах постоянно циркулировали слухи о том, что он остался жив и скоро вернется для восстановления попранной справедливости.

Хотя версия о создании стиля Хунгар предводителем повстанцев Хун Сюцюанем весьма сомнительна, в глазах китайцев она выглядела чрезвычайно привлекательной. Еще бы. Каждому патриоту хотелось стать причастным к наследию великого героя, приобщиться к наследию крупнейшего тайного общества «Хунмэнь» (Врата Хун). Вероятно, именно в этом кроется причина того, что Хунгар стали напрямую соотносить с обществом «Хунмэнь».

Как бы там ни было с историей, стиль Хунгар из-за своей легендарности и связанной с ней престижности, а также благодаря боевой эффективности, получил широчайшее распространение на юге Китая и породил множество ответвлений. Часть этих школ произросла из отдельных комплексов (таолу), разработанных Хун Цзигуанем и взятых кем-либо из его учеников качестве канона. Но чаще в их основу клали базовую технику, основные способы тренировки и принципы ведения боя, к которым добавляли те или иные местные наработки.

Надо сказать в этой связи, что подавляющее большинство школ народного ушу строило свой тренинг не на изучении таолу, а на освоении базовой техники, отработке связок, подготовке тела и т.д. Обычно таолу использовали те ученики мастеров, которые по каким-то причинам не смогли пройти полный курс обучения и овладеть стилем во всех деталях. Тогда они работали с изученными ими комплексами, ибо последние в «зашифрованном» (скрытом) виде содержат в себе все так называемые «секреты» того или иного стиля.

Известны две основные ветви стиля Хунгар, идущие от отца-основателя Хун Цзигуана. Опускаясь по одной из них, мы доходим до легендарного мастера ушу Вонг Фэй Хуна. Его слава была настолько велика, что казалось не было ни одного уголка Китая, где не знали бы этого имени. Он фигурирует во многих романах, пьесах и фильмах. Сняты фильмы, посвященные этому мастеру. Например, такие как «Однажды в Китае» (в главной роли Джет Ли) или «Пьяный мастер» (в главной роли Джеки Чан). Ведь по некоторым легендам Вонг Фэй Хун, помимо стиля хунгар, в совершенстве владел еще и стилем «пьяного». В свое время фильм «Пьяный мастер» побил все рекорды кассовых сборов в юго-восточной Азии. А фильм «Однажды в Китае» стал настолько популярен, что было выпущено 10 или 12 фильмов из этой серии (причем в пяти из них снялся Джет Ли).

Помимо всего прочего Вонг Фэй Хун был знаменит не только как непревзойденный мастер ушу, не потерпевший пи одного поражения, но и как выдающийся врач. Его лечебная клиника тоже славилась по всему Китаю. Учителем Вонг Фэй Хуна являлся знаменитый мастер Вонг Лунь Юнг, прославившийся под прозвищем «Квантунский тигр». В свою очередь, среди многочисленных учеников Вонг Фэй Хуна наиболее известными стали мастера Лам Цай Винг и Танг Фонг.

Для того, чтобы сохранить на века духовные заветы, тактические принципы и технические приемы стиля Хунгар, переданные ему учителем, Лам Цай Винг написал в начале XX века несколько учебников. В них он подробно рассмотрел приемы работы в стиле тигра и журавля, а также в стиле некоторых других зверей, описал методы укрепления предплечий, т.к. «работа мостами» является одной из основных в данном стиле.

Казалось бы, что этими книгами Лам Цай Винг открыл всем желающим доступ к большинству «секретов» стиля Хунгар. Однако на самом деле это не так. Его книги посвящены методам обретения высшего мастерства. Невозможно понять их без более простых приемов, тем более — применить в бою. Для иллюстрации приведу простой пример: если человек не изучал арифметику, ему бесполезно изучать алгебру, а без изучения алгебры бессмысленно приступать к изучению высшей математики. Те же самые законы существуют в ушу. Не изучив простого, не имеет смысла изучать более сложное.

Другая ветвь генеалогического древа стиля Хунгар приводит еще к одному легендарному мастеру — Фонг Сай Юку, которого за его непревзойденное искусство называли «императором ушу». От его последователей берет свое начало вьетнамское ответвление ушу Хунгар, о котором дальше я скажу несколько слов.

После победы коммунистов в 1949 году Китай надолго стал страной, закрытой для иностранцев. Да и сейчас посетить южные провинции Китая не так уж просто. Кроме того, южный китайский диалект (кантонский) достаточно сильно отличается от северного (пекинского) диалекта. Поэтому житель юга Китая может понять речь северянина лишь с большим трудом. Различия этих диалектов между собой более существенны, чем между русским языком и украинским. Даже зная литературный китайский язык (пекинский диалект) вы не сможете объясниться ни с одним мастером в провинции Гуандун.

Поэтому практически единственным каналом распространения стиля Хунгар за пределы Китая в течение полутора веков был Гонконг — британская колония с 1842 по 1997 годы. Мощный всплеск интереса на Западе к ушу совпал с периодом так называемой «культурной революции» в Китае. Тогда многие мастера ушу из южных провинций Китая бежали в Гонконг. Судьба их оказалась различна. Некоторые стали работать там в охранных агентствах и полиции, другие стали актерами театра, кино, телевидения, третьи вынуждены были готовить «быков» для местной мафии.

Нашлись и такие, кто уехал в США, Канаду, страны Западной Европы, где они открыли свои клубы «Хунгар кунфу». Но там они столкнулись с проблемой, типичной для любого серьезного наставника из Китая, Японии или Кореи. Как известно, подлинный мастер знает не так уж много приемов, зато каждый его прием отточен до совершенства. Его техника, тактика и воля лишены изъянов, хотя внешний блеск отсутствует. Кроме того, боевое мастерство обретают упорным трудом в течение многих лет.

Напротив, для подавляющего большинства европейцев и американцев главное казаться мастером, а не быть им. Они стремятся в кратчайшие сроки выучить как можно больше замысловатых «тао», причем из разных стилей, и показать как можно больше трюков вроде поперечного шпагата, разламывания дощечек или высоких прыжков. На людей несведущих в боевых искусствах такой «цирк» производит сильное впечатление. Однако никто из этих псевдомастеров не может применить свою акробатику не только в реальной жизни, но и на ринге. Тем не менее, наставники с Востока вынуждены были подстраиваться под требования клиентуры, преподавать большей частью не то, что эффективно, а то, что эффектно по форме и неглубоко по содержанию. К тому же не все наставники являются мастерами, среди китайских эмигрантов было и есть много прохиндеев, подвизающихся на поприще ушу исключительно ради заработка.

По указанным причинам на Западе сейчас распространено мнение, что ушу (в том числе Хунгар) хорошо выглядит только на сцене или в кино, но для реального боя оно неприменимо. Вот кикбоксинг или муай тай — совсем другое дело. В ответ на это хочу сказать, что чемпион по кикбоксингу имеет примерно такие же шансы победить мастера народного ушу, как 10-летний подросток — здоровенного взрослого мужика.

Что касается России и других стран СНГ, то здесь мне довелось встретиться с еще одним ответвлением стиля Хунгар, которое называется Хун За Куэн. Это вьетнамская разновидность знаменитого китайского стиля. Она интересна тем, что в ней базовая техника китайского стиля Хунгар (Хунцзя-цюань) причудливо переплелась с приемами различных вьетнамских стилей и с чисто вьетнамской манерой исполнения (китайцы в отличие от вьетнамцев работают более жестко, экономично и просто). Весьма забавно слышать от представителей этой вьетнамской ветви, что только они одни являются носителями традиций данного стиля, т.к. в Китае его больше не существует. Видимо на Китай обрушилась странная эпидемия, которая умертвила избирательно одних лишь мастеров стиля Хунгар. В действительности же стиль не только жив, но и широко распространен в КНР.

Особенности стиля Хунгар

Среди особенностей этого стиля обычно выделяют 10 главных:

  1. Умелое и разнообразное использование техники работы руками.

Хотелось бы предупредить об одном весьма распространенном, но ошибочном мнении, будто бы в любом южно-китайском стиле на каждую позицию приходится несколько приемов руками. Ни в коем случае! Во всех стилях ушу, как северных, так и южных, в поединке придерживаются одного и того же принципа: одна позиция — один прием. Скорее всего, это ошибочное мнение появилось из-за того, что в таолу многих южных стилей базовые элементы отрабатывают, как правило, в какой-то одной позиции, чаще всего в стойке «всадника».

  1. Резкое высвобождение силы.

Отличительной особенностью южных школ является резкое высвобождение силы. При этом помимо традиционных упражнений типа «железный бык пашет землю», «прыжок сколопендры», «игра с каменным замком» и др., большое внимание уделяется сочетанию энергии «ци» с мышечно-сухожильным усилием «цзинь». При усилии «цзинь» физическая сила «ли» проявляется с помощью накопленной энергии «ци», т.е. «ци подстегивает ли». Часто выброс силы сопровождается криком, что делает усилие более мощным.

  1. Устрашение.

Во время занятий, как учат китайские мастера, «глаза подобны медному колоколу», «рот подобен пасти льва». Особое внимание уделяется угрожающему, воинственному облику, имитирующему храбрость льва и дерзость леопарда, для устрашения противника и достижения психологической победы над ним.

  1. Сильный шаг.

Во время передвижений шаг должен быть уверенным и твердым. Чтобы отработать уверенный шаг, помимо долгого пребывания в базовых позициях, выполняется также упражнение «тянуть сваю». Суть его в том, что ученик становится в стойку «лука и стрелы» и начинает перемещаться вперед. Сначала выносится передняя нога, затем подтягивается задняя и т.д. Для увеличения эффективности упражнения к ногам привязывают груз. Этим способом достигается такая устойчивость, которую китайцы выражают словами «прорасти корнями в землю». Для проверки достигнутой устойчивости прибегают к способу «толкание сваи»: один ученик встает в стойку всадника, второй с разных сторон толкает его, пытаясь вывести из равновесия.

  1. Широкое применение техники пальцев и ладоней.

В стиле Хунгар существует много приемов с использованием пальцев и ладоней («тигриная лапа», «клюв журавля», «глаз феникса» и т.д.). Для достижения высшего мастерства необходимо отрабатывать такие упражнения, как «железная ладонь», «искусство бамбуковой связки» и др. С помощью этих упражнений пальцы и ладони приобретают необходимую твердость для поражения противника в схватке.

  1. Взаимозаменяемость атаки и защиты.

В стиле Хунгар не проводят различий между блоками и ударами. Один и тот же прием может применяться и как удар и как блок.

  1. Удары ногами не выше пояса.

Несмотря на то, что работе ног в Хунгар уделяется большое внимание, удары, как правило, наносят не выше пояса — в голень, колено, пах, поясницу и другие уязвимые места.

  1. Множество различных прыжков и перепрыжек.

Из стиля журавля Хунгар позаимствовал многочисленные короткие прыжки и перепрыжки. А из стиля тигра в него пришли длинные силовые прыжки, характерные для свирепого короля джунглей.

  1. Разнообразие тактических приемов.

Для Хунгар характерно большое число обманных действий, отвлекающих маневров и т.п. Например, показать, что бьешь вверху, а ударить внизу; изобразить атаку, а самому отойти; сделать вид, что отступаешь, и в тоже время мощно атаковать и т.д. Сочетая разные приемы, боец ищет подходящий момент и наносит решающий удар.

  1. Работа «мостами».

Характерной особенностью стиля Хунгар являются приемы, выполняемые «мостами» — так в этом стиле называют предплечья. Всего в Хунгар известны 12 разновидностей приемов предплечьями, которые объединены под названием «12 мостов Хуна». Каждый прием имеет свою специфику и соответственно особое название, например, «прямой мост», «боковой мост», «погружающиеся мосты» и т.д. Кроме того, все эти приемы подразделяются на две большие группы — «длинный мост» и «короткий мост».

Работа «длинными мостами», как правило ведется на средней и дальней дистанциях, а короткими —на ближней и средней. При работе «длинными мостами» руки в заключительной позиции почти полностью распрямляются в локтях. При работе «короткими мостами» локти остаются согнутыми.

(Информация взята из книги Попов А. «Кулак семьи Хун»)

хунгар