Что такое тхэквондо? Если говорить просто, то тхэквондо — это самозащита без применения оружия. Это умелое использование возможностей тела, тренированного специальными методами, когда посредством интенсивных физических и умственных занятий тело приобретает присущую для таэквондистов чрезвычайную гибкость.

Это боевое искусство, не имеющее себе аналогов, как в силе, так и в технике. Несмотря на то, что это военное искусство, включающее техническую и умственную подготовку, предназначение тхэквондо — воспитание чувства справедливости, силы воли, твердого духа, скромности и рассудительности. Это главное, что отличает настоящего практика от лиц, стремящихся к сенсациям и уделяющих внимание только боевым аспектам этого искусства. В этом же одна из причин, позволяющих назвать тхэквондо искусством самозащиты. Кроме того тхэквондо организует и дисциплинирует ум, сам образ жизни.

Если переводить это слово буквально, то «таэ» означает «прыжок» или «полет», а также «удар ногой». «Квон» — переводится как «кулак», в данном случае удар рукой или кулаком. «До» — означает «искусство» или «мастерство» — «верный путь, проложенный святыми мудрецами в прошлом». Вместе слово «тхэквондо» означает умственную и физическую подготовку для борьбы без оружия в целях самозащиты. При этом используется весь арсенал приемов: это и различные прыжки и движения, удары, выполненные голыми руками и ногами для поражения противника. Тхэквондо дает возможность слабому владеть прекрасным оружием, дает уверенность в надежности своей защиты и высокой способности нанести поражение противнику. Несомненно, неумелое использование тхэквондо может иметь смертельный исход, поэтому умственная подготовка, умение владеть собой, должны доминировать, быть главенствующим, чтобы не допустить неправильного владения тхэквондо.

Что касается женщин, они, несомненно, высоко оценят тхэквондо, как универсальное средство от посягательств на свою честь и безопасность. Мы знаем множество примеров тому, как женщины, изучив тхэквондо, умело защищали себя. Это может показаться невероятным, но они успешно оборонялись от противника, который был физически намного сильней. Но для этого им пришлось в совершенстве овладеть искусством самозащиты.

Проявление большой ловкости присуще занимающимся тхэквондо. Достаточно привести несколько примеров поразительной ловкости и изумительной координации движений, а также сокрушительной мощи ударов. К примеру, неподготовленный человек никогда не сможет, пролетев над мчащимся на высокой скорости автомобилем, разбить ударом ноги толстую сосновую доску, закрепленную на высоте трех метров, или голой рукой расколоть стопку кирпичей, или ударом кулака сломать до восьми досок, сложенных вместе. Непрофессионалу все это может показаться невероятными трюками, но для серьезных последовательных знатоков тхэквондо это все в порядке вещей. Конечно, в начальный период обучения никто не станет требовать от вас исполнения этих приемов. Если вы новичок в тхэквондо, все это вам не под силу. Но со временем и вы сумеете многое из этого повторить. Но для этого необходима постоянная тренировка. Регулярный тренинг поможет вам держать себя в наилучшей форме, в отличном физическом состоянии. Во время тренировки вы задействуете все свои мышцы. А умело направляя свою мышечную энергию, вы сможете максимально использовать силу каждого своего мускула. Эту силу необходимо направить к той определенной части тела противника, где расположены жизненно важные органы, особенно когда он находится в движении.

Особо следует подчеркнуть, что тхэквондо, как вид боевого искусства, специально задуман как способ самозащиты, для нанесения быстрого эффективного и мощного удара по атакующему противнику. Большинство разрушительных действий тхэквондо основано на первоначальном ударе с использованием дополнительной скорости от движения противника. Здесь используется энергия поступательного движения атакующего соперника, когда, в нужный момент можно одним даже легким ударом вывести его из равновесия.

Постоянно тренирующиеся мастера тхэквондо регулярными тренировками вырабатывают мгновенный автоматизм в любой ситуации, не тратя времени на осмысление своих действий. Их реакция вызывается условными рефлексами, выработанными в течение множества тренировок.

Вероятно, читатели заметят, что в этой книге в методику тренировок включено много повторных действий в целях выработки отточенной техники атаки и самозащиты.

Часы, затраченные на тренировках, не пройдут бесследно: вы несомненно приобретете большой опыт, выработаете мгновенную реакцию, освоите сокрушительные удары и предстанете перед своими противниками во всеоружии и в случае необходимости надежно защитите свою жизнь.

Атаки в тхэквондо неожиданны и стремительны.

Но значение и польза тхэквондо не ограничиваются только этим. Даже если заниматься тхэквондо только для поддержания спортивной формы, удовольствие от точных правильных движений сторицей возместят вам затраченное время. Дело в том, что таэквондо, как система двигательных упражнений годится и для старых и для молодых, как для мужчин, так и для женщин.

История тхэквондо. Происхождение и развитие военного мастерства

Земледелию, рыболовству, охоте, медицинским наукам, торговле, письменности обучали еще в период трех мифических императоров в Китае около 3500 лет до нашей эры.

Фрески на куполах вдоль Нила и иероглифы, высеченные на пирамидах, служат доказательством тому, что египтяне практиковали рукопашные бои, очень напоминавшие современный бокс, еще в трехтысячном году до нашей эры. Мы также располагаем сведениями о существовавшей технике рукопашного боя, применявшейся воинами древней Месопотамии и Шумера (3000 г. до нашей эры — 2300 г. до нашей эры).

Таким образом, мы легко можем представить себе, как много для человека древности зависело от рук и ног в борьбе против своих врагов, хищных зверей и проявлений природной стихии.

С развитием человечества, с накоплением знаний, эти грубые, примитивные методы ведения рукопашного боя постепенно совершенствовались. В итоге они систематизировались и трансформировались в военное искусство.

Во времена существования древнегреческих городов-государств (VII век до нашей эры) нечто напоминающее бокс и борьбу, а также и другие формы и виды спортивных состязаний регулярно включались в «программы» античных олимпийских игр. В поэмах Гомера описываются рукопашные бои. Греческий философ Платон упомянул о соревнованиях, где в борьбе участвовал только один боец, имитировавший настоящий бой — это можно считать прообразом тылей. Это была форма атлетического состязания, в котором сочетались элементы борьбы и бокса. Это была система борьбы, в которой все тело использовалось в качестве оружия.

В Древнем Риме греческие состязания трансформировались в бои гладиаторов. Состязания гладиаторов проводились для развлечения зрителей во времена расцвета Римской империи. Подобные зрелища постепенно распространились в Германии, Нормандии и Британии. Все это составило основу для современных бокса и борьбы.

Известно, что в Китае различные формы рукопашного боя широко практиковались еще в древнейшие времена. По всему миру развивалось большое количество различных стилей борьбы руками и ногами и каждая из них отражала веяния времени и различные исторические и культурные традиции той страны, где она возникала. В Китае рукопашный бой носил название кунг-фу или Дэли-чон, в Индии — селамбам, во Франции — савате, в Японии — дзюдо, каратэ, айкидо, джиу-джитсу, в России — самбо, в Малайзии — босилат, в Таиланде — бокс, в Корее он известен, как таэк-кьюн, су-бак-джи и тхэквондо.

Некоторые из этих форм самозащиты столь же древни, как и само человечество. Существует великое множество легенд о происхождении борьбы без оружия. И, вполне возможно, что они могут иметь реальную историческую основу. Некоторые авторитеты утверждают, что основные формы рукопашного боя возникли в Китае и разработаны неким буддистским монахом Бодхидхармой (его еще называют по-китайски — Тамо, или Дарума — по-японски) в шестом веке. Монах этот был третьим сыном индийского правителя Брахмана, известного, как 28-й патриарх буддистского клана Чэн.

Сущность Чэн — проповедь спокойствия — заключается в отрицании стремления к материальным благам, власти, в порицании жадности и тщеславия. А достигалось это через просвещение. Монах Дарума (448-529 гг.) однажды отправился в путь из южноиндийского буддистского монастыря в Китай через Гималаи, чтобы открыть перед монархом из династии Лян сущность буддизма. По прибытии в Китай, как гласит древняя легенда, он направился в храм Шаолинь, расположенный в горах Шао Шик. Это было в 520 году. Он задался целью проповедовать буддизм.

Монахи Шаолиня в силу очень жесткой дисциплины и притеснений со стороны местной власти были на грани физического истощения. И тогда Дарума открыл им метод умственного и физического развития и закалки, описанные в книгах «И-йин кенг» («Развитие мускулов») и «Си шим кенг» («Очищение разума»). Все это было нацелено на умственную разрядку и постижение основ нового учения. В то же время, все это дополнялось освоением приемов «Ших па ло-хан» («18 движений руки»), которые повторяли 18 поз различных идолов храма Шаолинь. В результате монахи Шаолиня стали самыми сильными бойцами Китая. Считается, что этот метод в сочетании с «18 движениями руки» стал основой для создания отличной системы Шаолинь или Чан Фа («Метод кулака Шаолинь»).

Эта легенда подкрепляется некоторыми историческими фактами. Из тщательного анализа событий выясняется, что Дарума оказался в Китае в период правления династии Лян. Монах предпринял попытку приобщить короля My Йэ к буддизму, но получил отказ и не был допущен в королевский дворец. Поэтому Дарума отправился в маленькое государство на севере Китая. Там ему предложили заняться обучением короля этого государства. По неизвестным причинам Дарума отказался от этого предложения и обосновался в стенах храма Шаолинь, где и прожил девять лет до самой смерти, посвятив себя раздумьям и воспоминаниям.

В период с первого до седьмого веков до нашей эры Корейский полуостров был разделен на три государства — Силла, Когуре и Бэк Йэ. Силла — самое маленькое королевство — постоянно подвергалась нападениям со стороны более крупных и сильных соседей с севера и запада. В период правления двадцать четвертого короля Силлы молодые аристократы и воины из числа знати создали элитарный офицерский корпус, так называемый Хва Рангдо. В этом корпусе помимо обычных воинских упражнений с копьем, луком, саблей и палкой, также изучали приемы, направленные на совершенствование умственной и физической подготовки, осваивая удары руками и ногами. В целях закалки тела и характера воины лазали по крутым горным склонам, плавали в бурных стремительных речках, невзирая на время года и погоду. Словом, они упорно готовились к защите родины от агрессоров.

Они выработали свой устав из пяти пунктов, чтобы определить цели создания своего корпуса. Вот пять пунктов этого устава:

  1. Будь верен своему Королю.
  2. Подчиняйся своим родителям.
  3. Будь честен со своими друзьями.
  4. В битве никогда не отступай.
  5. Будь бесстрашным.

Офицеры корпуса Хва Рангдо очень быстро приобрели известность на полуострове. Благодаря своему мужеству и умению сражаться в боях даже с превосходящим противником, они завоевали уважение даже среди злейших своих врагов. Силы, которые они черпали в принципах, заложенных в устав, дали возможность достичь военного мастерства, ставшего легендой. Многие из этих воинов умирали смертью храбрейших на поле боя в возрасте 14-15 лет.

Среди исторических и археологических памятников Кореи есть статуя Кумканг-юкса из Сукулам, изображающая древнего воина в характерной позе. И если сравнить некоторые фрагменты статуи Кумканг-юкса с современным тхэквондо, то можно найти много общего с современностью. Поза древнего воина, его руки и ноги, сама поза наглядно свидетельствуют о том, что воин упорно занимался физической подготовкой. Чисто визуальная похожесть к тому же подкрепляется историческими документами, которые свидетельствуют о существовании элементов движений рук и ног, очень сходных с современным тхэквондо. Причем, такие приемы и движения имели место, как в древнем Силла, так и в государстве Когуре. Оказалось, что в период существования ордена Хва Рангдо самые ранние формы борьбы без применения оружия — так называемый Су-бак-джи — был очень популярен среди простых людей, как в Силла, так и в Когуре. Простолюдины очень высоко ценили Су-бак-джи. Исторические документы неопровержимо свидетельствуют, что в те далекие времена, во время традиционных весенних и осенних празднеств состязания по Су-бак-джи проводились наряду с соревнованиями по традиционной корейской борьбе, перетягиванием каната и прочим. Известный корейский историк доктор Данье Шин Чэ Хо в своих записях о жизни древней Чосон отмечал, что состязания по су-бак-джи требовали от участников немалого мужества и ловкости, потому что соревнования зачастую проводились на реке, покрытой молодым и еще не очень прочным льдом. Далее доктор Данье пишет, что искусство су-бак-джи было вероятно известно в Китае под названием Квон Бук и в Японии под названием джиу-джитсу. Изучая исторические документы, связанные с развитием военного искусства в древней Корее, было любопытно узнать, что третий король династии Ли (1401-1408) активно готовил специалистов по сирым (традиционная корейская борьба), по метанию копья, стрельбе из лука и су-бак-джи. Делал он это с целью создать сильную боеспособную армию. Многие исторические документы свидетельствуют о том, что некоторые элементы борьбы, возможно, были перенесены в Японию и легли в основу японского джиу-джитсу и каратэ.

Корейский орден Хва Рангдо, возможно, был предшественником японских самураев, в своей книге «Каратэ» Масутатсу Ойяма — широко известный в Японии специалист по каратэ — отмечает, что этимология слова «карате» возможно, имеет свои корни из страны Кайа, расположенной в южной части Корейского полуострова.

Су-Бак-Джи и тхэквондо в период Династии Коре

Еще один известный историк Кореи доктор Ан Я Сан приводит другой интересный факт, свидетельствующий, что в древней Корее уже тогда существовали примитивные формы борьбы без оружия, которая называлась су-бак-джи или тхэквондо.

Король ежегодно весной лично организовывал состязания по этому виду боевого искусства. Как правило, победитель в награду получал высокую государственную должность. Кроме того проводились всеобщие обязательные соревнования среди простых солдат.

Несомненно правители государств Силла и Коре приложили немало усилий для процветания военного мастерства в Корее. Конечно, было бы наивно полагать, что у су-бак-джи на протяжение всей истории была счастливая судьба. Это не так. Военное искусство переживало и период гонений и запретов. Как это, например, случилось в период оккупации Кореи Японией (1909-1945 гг.), когда любые формы военного мастерства были запрещены. И только благодаря таким самоотверженным и мужественным людям, как Сон Ду Ки, Хан И Донг и немногим другим удалось сохранить этот вид искусства. Его секреты и премудрости люди постигали подпольно. После освобождения Кореи в 1945 году положение резко изменилось. В январе 1946 года на Юге были созданы вооруженные силы. Молодой лейтенант Чой Хон Хи, совсем недавно освободившийся из японской тюрьмы, начал обучать солдат военному мастерству на основе собственной системы. И с той поры тхэквондо стал распространяться по всему миру. Но только в 1955 году боевое искусство, созданное Чой Хон Хи, получило название тхэквондо. И авторитетная комиссия безоговорочно приняло его, как наиболее полно соответствующее сущности этого искусства: то есть «таэ» (нога), «квон» (кулак), «до» (мастерство). Это название не только было созвучно с древним словом «таэк кьюн». За ним была зашифрована национальная принадлежность.

Годы упорнейшего труда, вложенного генералом Чой Хон Хи в свое детище, способствовали становлению нового стиля. Несмотря на то, что он базировался на элементах таэк кьюн, су-бак-джи и японского каратэ, это был без сомнения новый стиль. Помимо известных уже элементов в него вошло большое число оригинальных приемов, особенно различные элементы движений рук и усовершенствованная техника движений ног.

И теперь, спустя 1300 лет корейское военное искусство достигло своего расцвета и распространилось по всему миру.

Очень часто возникают споры о том, что возникло в первую очередь, а что стало позднейшей модификацией. Думается, этот спор лишен какого-либо смысла. Примитивные формы рукопашного боя возникали во многих странах. Со временем, в тех странах, где была в том необходимость, эти формы развивались в военное искусство. Следует, вероятно, отдать здесь пальму первенства Китаю — колыбели восточной культуры. А оттуда военное искусство в примитивных еще формах, разошлось по разным странам и уже там получило свое дальнейшее развитие.

История тхэквондо

Хотя источники военного мастерства за дальностью времени окутаны тайной, неоспоримым считается факт, что с незапамятных времен существовали физические действия, включающие использование рук и ног в целях самозащиты.

Если определить такие физические действия как таэквондо, то любая страна могла бы претендовать на то, чтобы считаться местом зарождения данного искусства. Однако, между таэквондо, которым занимаются сегодня и жесткими формами поединков без оружия, разработанными в прошлом, мало общего.

Современное таэквондо сильно отличается от других видов военного искусства. Действительно, ни один вид военного мастерства не обладает такой утонченностью и эффективностью техники и общефизической подготовки, которые дает профессионалам таэквондо.

Так как теория, терминология, приемы, системы, методы, правила, тренировочные комплексы, духовные основы были в значительной мере разработаны, систематизированы генералом Чой Хон Хи, ошибочно думать, что любые физические действия с применением рук и ног для самозащиты и есть таэквондо. Только те, кто изучает технику, основанную на теории, принципах и философии автора, считаются учениками подлинного таэквондо.

Ряд обстоятельств позволил генералу Чой Хон Хи создать и развить таэквондо. Он пишет: «Кроме моих предыдущих знаний о Таэк кьюн, я имел возможность изучить каратэ в Японии во время несчастных тридцати шести лет, когда моя родина была оккупирована японцами. Вскоре после освобождения Кореи в 1945 году я получил возможность участвовать в создании вооруженных сил Южной Кореи. Первое развило во мне желание созидать, второе — придало сил при распространении таэквондо во всех вооруженных силах, несмотря на яростное сопротивление некоторых лиц.

Причины международного признания таэквондо за относительно короткий промежуток времени различны.

Беды современного общества — моральное разложение, материализм, себялюбие и т. д. — создали духовный вакуум. Таэквондо частично, а для многих и полностью, позволило компенсировать пустоту, недоверие, разочарование и неуверенность.

Кроме того, это были времена разгула насилия, когда люди чувствовали необходимость в средствах самозащиты. Поэтому превосходство техники таэквондо было широко признано. Мое социальное положение, преимущества создателя таэквондо и богом данное здоровье также способствовали быстрому росту популярности таэквондо в мире.

Занятия военными видами искусства закалили меня. Я родился хилым и слабым, и подтолкнул меня к изучению Таэк кьюн в возрасте пятнадцати лет мой учитель по каллиграфии. В 1938 году, за несколько дней до того, как я должен был покинуть Корею для продолжения образования в Японии, со мной произошел неожиданный инцидент, затруднивший мое возвращение домой без риска.

Когда я был в Японии, то решил стать обладателем черного пояса в каратэ.

Я чувствовал, что мастерство может стать достаточной защитой против тех, кто пытался причинить мне зло. Я смог не только вернуться в Корею, но и стать последовательным инициатором национально-освободительного движения, известного как Pyonguang Student Soldiers Incident. Мои действия, вполне естественно, вызвали гнев властей. Я был заключен на некоторое время в японскую военную тюрьму. В январе 1946 года мне было присвоено звание второго лейтенанта в только что созданной армии Республики Корея, и я был назначен ротным командиром в 4-й пехотный полк в Кванджу провинции Чолла Намдо.

Я начал обучать моих солдат каратэ, как средству физической и умственной тренировки. Именно тогда я понял, что нам необходимо создать наше собственное национальное военное искусство, превосходящее, как по духу, так и технике японское каратэ. Я свято верил, что обучение ему по всей стране позволило бы мне исполнить обещание, которое я дал трем моим товарищам, разделившим со мной заточение в японской тюрьме. «Причиной страдания моего народа от японцев,— говорил я,— явилась неспособность наших властей править мудро.

Они эксплуатировали народ и, в конце концов; отдали страну под иностранное господство. Если мы когда-нибудь вновь обретем свободу и независимость, мы не станем правителями  народа.  Наоборот, будем давать советы тем,  кто правит».

Именно с такими мыслями я начал систематически с марта того же года разрабатывать новые приемы борьбы. К концу 1954 года я почти закончил создание нового военного искусства для Кореи, и 11 апреля 1955 года назвал его таэквондо.

Что касается духовности, таэквондо исходит из традиционных этических и моральных принципов стран Востока и, конечно, моей собственной философии.

И хотя мой рост составляет только пять футов, я горд, что всегда жил в строгом соответствии с моими моральными убеждениями. Я старался бороться за справедливость без всякого страха. Я верю, что для меня это стало возможным только благодаря огромной силе и неукротимому духу, накопленным в занятиях таэквондо.

Физические приемы таэквондо основываются на принципах современной науки, в частности, на Ньютоновой физике, которая учит нас, как с максимальным эффектом использовать силу и скорость, и включают тактику нападения и защиты.

Я хочу внести ясность в то, что хотя в процессе обучения делаются ссылки на каратэ и Таэк кьюн, фундаментальные принципы и теории таэквондо абсолютно иные, чем в других видах военного мастерства, существующих в мире.

В марте 1959 года я возглавил военную показательную команду по таэквондо в турне за рубежом. Мы посетили Вьетнам и Тайвань. Это был первый в истории Южной Кореи подобный визит. По этому случаю я укрепился в намерении оставить миру наследство в виде таэквондо и сформулировал следующие основные постулаты для профессионалов таэквондо:

Развивая умственные способности и тренируя тело, мы достигаем уверенности в себе, чтобы всегда отстаивать справедливость.

Мы создадим единое мужское братство, не признающее религиозных, расовых, национальных или идеологических границ.

Мы посвятим себя построению мирного гуманного общества, в котором преобладают справедливость, мораль, доверие и человечность.

Я также решил посвятить свою жизнь широкой пропаганде таэквондо, искренне надеясь, что это внесет вклад в нахождение путей объединения двух половин моей родины.

Моя программа изучения таэквондо включает две части: нравственная дисциплина и техническое совершенство. Поскольку душа человека — это область метафизики, то нелегко описать то, что я имею в виду под «увидеть душу человека». Она шире и глубже, чем мы можем воспринять.

В этом отношении я сам являюсь только учеником, участвующем в вечном, никогда не кончающемся учебном процессе.

Я определяю духовность таэквондо, как растворение в идеалах таэквондо и принятие и понимание полного значения каждого тыля. Если мы считаем себя связанными с таэквондо, мы будем почитать его, как уважаем собственное тело, и никогда не воспользуемся таэквондо в неблаговидных целях.»

Названия тылей даны по именам наиболее ярких личностей за почти пятитысячелетнюю историю Кореи. Правильное понимание тылей приведет к осознанию, что таэквондо — военное матерство, которое может использоваться только для самозащиты и только в борьбе за справедливость.

В истории Кореи много примеров того, как ее вооруженные силы использовались для завоевания соседних земель или других целей, не имеющих ничего общего с защитой нации.

Что касается технической стороны, разработан широкий спектр приемов, которые могут применяться почти в любой ситуации. Они основываются на следующих принципах:

  1. Все движения должны проецироваться с целью выработки максимальной силы в соответствии с научными законами и принципами кинетической энергии.
  2. Принципы, на которых основываются приемы, должны быть настолько ясными, что даже люди, не знающие таэквондо, могут отличить правильное движение от неправильного.
  3. Расстояние и угол каждого движения должны определяться очень точно, чтобы достичь максимальной эффективности атаки и защиты.
  4. Цель и способ выполнения каждого движения должны быть ясными и простыми, чтобы облегчить процесс обучения.
  5. Рациональные методы обучения должны разрабатываться так, чтобы от преимуществ тхэквондо мог получить удовлетворение каждый — молодой и старый, мужчина и женщина.
  6. Приемы правильного дыхания должны изобретаться с целью ускорения каждого движения и уменьшения усталости.
  7. Проводить атаку можно по любому участку тела, необходимо выработать приемы защиты от любой атаки.
  8. Каждое орудие атаки должно быть четко определено и основываться на строении человеческого тела.
  9. Каждое движение должно быть простым в исполнении, позволяющим ученику получать наслаждение от тхэквондо как спорта и развлечения.
  10. Особое внимание следует уделять поддержанию хорошего здоровья и предотвращению травм.
  11. Каждое движение должно быть гармоничным и ритмичным, поскольку таэквондо доставляет эстетическое наслаждение.
  12. Каждое движение в тыле должно выражать личные качества и духовный характер человека, по имени которого его называют.

Строгое соблюдение именно этих основных принципов позволяет считать таэквондо военным мастерством, искусством, наукой и спортом.

Следует особо отметить ту роль, которую сыграл в становлении и развитии таэквондо его основатель и бессменный президент Международной федерации таэквондо генерал Чой Хон Хи. Он посвятил всю свою жизнь этому искусству. Это человек, для которого жизнь и работа стали одним целым. Он развил и сделал малоизвестный древний вид современным искусством многолетним усердным трудом и упорством. Если таэквондо сегодня завоевало международный статус, то это только благодаря неустанным усилиям одного человека — отца современного таэквондо.

Генерал Чой Хон Хи родился 9 ноября 1918 года в суровой, трудной для жизни области Хва Дае, район Мьенг Чун, который ныне находится на территории Корейской Народно-Демократической Республики. В юности он был хилым и болезненным подростком, постоянным источником беспокойства для своих родителей.

Но уже в раннем возрасте будущий генерал показывал сильный независимый характер. В 12 лет он был исключен из школы за пропаганду против японских властей, осуществлявших протекторат над Кореей. Это было началом долгого союза с независимым студенческим движением Кванджу.

После исключения из школы отец Чоя послал его учиться каллиграфии у одного из самым известных учтелей Кореи мастера Хан Иль Донга. Мастер Хан кроме владения искусством каллиграфии, был также профессионалом Таэк Кьюна — древнего корейского искусства борьбы ногами. Учитель, заботясь о слабом здоровье своего ученика, начал обучать его упражнениям Таэк Кьюна, чтобы помочь ему закалить тело.

В 1937 году Чоя посылают в Японию для продолжения образования. Однако, незадолго до отъезда юноша имел несчастье вступить в довольно жаркий спор с профессиональным борцом, который обещал разорвать его на части в их следующей схватке. Эта угроза заставила молодого Чоя приступить к тренировкам в боевых видах искусств.

В Киото Чой встретил друга — мистера Кима, который занимался обучением каратэ. Через два года интенсивных тренировок Чой стал обладателем черного пояса каратэ первой степени. Эта техника вместе с приемами Таэк Кьюн становятся предвестниками современного таэквондо.

Потом последовал период умственных и физических тренировок, подготовительная школа, средняя школа и, наконец, университет Токио. В это время тренировки и экспериментирование в новой технике борьбы были усилены с получением черного пояса второй степени.

Чой подробно рассказывает об особом опыте этого периода его жизни. В городе не осталось по его словам ни одного фонарного столба, по которому он бы не ударил рукой или ногой, наблюдая, как медные провода вибрируют, словно протестуя.

Он представлял себе, какие приемы он бы применил, защищаясь в поединке с тем борцом, мистером Ху, если бы он попытался исполнить свою угрозу, когда Чой вернется на родину.

Во время второй мировой войны Чоя помимо его желания забрали в японскую армию. Будучи на военной службе в Пхеньяне он стал одним из организаторов движения за независимость Кореи, известного как движение пхеньянских студентов и военных. За это он подвергся аресту и в течение восьми месяцев перед судебным разбирательством содержался в японской тюрьме.

В заключении он, чтобы заглушить тоску и не потерять физической формы, начал тренироваться в одиночку в своем искусстве. Вскоре его сокамерники, а также и надзиратели стали его учениками. В конце концов весь тюремный двор превратился в гигантский спортзал.

Освобождение в августе 1945 года избавило Чоя от приговора к семилетнему тюремному заключению. После выхода из тюрьмы бывший заключенный отправляется в Сеул, где организуют партию студентов-солдат. В январе следующего года Чоя назначают вторым лейтенантом в новой южнокорейской армии.

Вскоре он становится командиром роты в Кванджу, где молодой второй лейтенант зажег факел своего искусства, обучая всю роту. Затем он получает звание первого лейтенанта и переводится в Тае Джон командиром второго пехотного батальона. На этом новом посту Чой начинает распространять свое искусство не только среди корейских солдат, но также и среди американцев, стоявших здесь. Это было первое представление американцам того, что стало известно, в конце концов, как таэквондо.

1947 год был годом быстрого продвижения по службе. Чой получил звание сначала капитана, потом майора. В 1948 году он был переведен в Сеул на штабную службу и стал инструктором таэквондо в американской военнополицейской школе. В конце 1948 года Чой становится полковником.

В 1949 году Чой впервые едет в Соединенные Штаты, посещает начальную школу в Форт-Райли. Здесь он показал свое искусство американской общественности. В 1951 году Чой — бригадный генерал. В это время он организует школу в Пусане как заместитель коменданта города и глава академического отделения. Затем Чой был назначен начальником штаба первого корпуса в 1952 году и был ответственным за инструктаж генерала Макартура во время его визита в Канг Нунг. Во время короткого перемирия в корейской войне Чой был командиром 5-ой пехотной дивизии.

1953 год был богат событиями для генерала Чоя, как в военной карьере, так и в области развития нового вида единоборств. Он стал автором первой авторитетной книги по военной разведке в Корее. Он сформировал и укомплектовал первоклассную 29-ю пехотную дивизию на острове Чеджу, которая стала передовым отрядом таэквондо в армии, и создал О До Кван — спортзал «Мой путь», где добился высоких результатов не только в подготовке кадровых инструкторов для всей армии, но также в развитии на базе техники Таэк Кьюн и каратэ современной системы таэквондо с помощью Нам Тае Хи, его ближайшего помощника в 1954 году.

Во второй половине этого года он руководит Чонг До Кваном (спортзал «Голубая волна») — самым большим гражданским залом в Корее. В этом же году Чою было присвоено звание генерал-майора.

1955 год — год признания таэквондо в качестве вида единоборств, первоначально в Корее. В этом году была создана специальная комиссия, в которую вошли профессионалы-инструкторы, историки и выдающиеся общественные деятели. На ее рассмотрение было представлено несколько названий для нового вида единоборств. 11 апреля комиссия, собранная генералом Чоем, решила назвать это. искусство — «таэквондо». Это название предложил сам Чой. Простое унифицированное название заменило различные запутанные термины, среди которых были Данг Су, Гонд Су, Таек Кьюн, Кван Бир и т. д.

В 1958 году генерал Чой возглавляет бюро резерва для успешного распространения таэквондо во всех дивизиях резервистов.

В течение 1956-1957 годов энергичный генерал распространял таэквондо в университетах и войсках по всей Корее. Третий военный округ в Тае Джон стал одним из основных центров для нового вида единоборства.

В 1959 году таэквондо пересекло национальные границы. Отец таэквондо и 19 обладателей черных поясов — его ученики — совершили турне по Дальнему Востоку. Поездка имела громадный успех, поразив всех зрителей прекрасными приемами и отточенной техникой. Многие из той первой демонстрационной команды стояли во главе таэквондо в мире.

В том же году Чой получил два новых назначения: президент вновь созданной Ассоциации таэквондо Республики Корея и заместитель командующего второй армии.

Таэквондо распространялось с поразительной скоростью не только среди военного и гражданского населения Кореи, но и среди американских солдат седьмой пехотной дивизии Соединенных Штатов, которую курировал генерал Чой. Через его учеников таэквондо было также введено в курс обучения самой большой военной академии мира Вест-Пойнте. В этом же году он сумел добиться, чтобы таэквондо стало обязательным предметом во всех военных частях Южной Кореи.

В 1960 году генерал посетил учебные курсы современного вооружения в Техасе, а затем и клуб каратистов Джуна Ри в Сан-Антонио, где Чой убедил Джуна Ри и его учеников изучать таэквондо вместо каратэ. Теперь Джун Ри известен как первый инструктор таэквондо в Америке.

Это было началом эпохи таэквондо в Соединенных Штатах Америки. Чой вернулся в Корею директором разведки южнокорейской армии. Позже в этом же году он принял командование родом войск с руководством пехотной, артиллерийской, бронетанковой, авиационной школами и школой связи.

1961 год стал годом дальнейшего развития как военной карьеры Чоя, так и таэквондо, с командованием самыми крупными тренировочными залами в Корее и новым назначением на должность командующего корпусом шестой армии.

В 1962 году Чоя назначают послом в Малайзию, где он, преданный своей миссии, занимается распространением таэквондо. В 1963 году была создана ассоциация таэквондо Малайзии и получила всенародное признание, когда это искусство было продемонстрировано на стадионе.

В этом же году произошли два очень важных события: известная демонстрация у здания ООН в Нью-Йорке и введение таэквондо в вооруженных силах Вьетнама под руководством майора Нам Тае Хй. В феврале следующего года создана ассоциация таэквондо Сингапура и проделана основная работа по организации ассоциаций в ряде других стран.

В этом же году посол Чой совершил поездку во Вьетнам с тем, чтобы лично обучать комплексам таэквондо более высокой ступени, разработанной им после многих лет научных исследований, группу инструкторов, возглавляемую полковником Тарк Джун Ги. Это была, несомненно, новая эра для таэквондо в том, что он смог провести четкую границу между таэквондо и каратэ.

В конце этого года по возвращении на родину он был переизбран Президентом ассоциации таэквондо Южной Кореи, что дало ему возможность освободить таэквондо от политических секций внутри этой организации.

В 1965 году посол Чой, получив уже две генеральские звезды, был назначен правительством Республики Корея главой миссии доброй воли в Западную Германию, Италию, Турцию, ОАР, Малайзию и Сингапур. Это путешествие имело важное значение в том смысле, что посол впервые в истории Кореи объявил таэквондо национальным видом единоборств Кореи.

Эта поездка послужила основой не только для создания ассоциаций таэквондо в тех странах, но и Международной федерации тхэквондо в том виде, как мы знаем ее сегодня. В 1966 году мечта болезненного юного ученика каллиграфии, который стал послом и Президентом ассоциации самого почетного вида единоборств в мире, осуществилась. 22 марта была создана Международрая федерация тхэквондо, объединившая ассоциации Вьетнама, Малайзии, Сингапура, Западной Германии, Соединенных Штатов, Турции, Италии, Египта и Республики Корея.

В 1967 году отец таэквондо был награжден медалью за Отличную службу первой степени правительством Вьетнама и помог организовать Корейско-Вьетнамский фонд таэквондо под председательством генерала Тран Ван Донга. В этом же году была основана ассоциация таэквондо Гонконга. В августе Чой посетил Общеамериканский турнир по таэквондо в Чикаго, штат Иллинойс, где обсудил вопросы распространения, унификации и политики ассоциации таэквондо Соединенных Штатов с ведущими американскими инструкторами. Этот визит привел к официальному учреждению ассоциации таэквондо США в Вашингтоне 26 ноября 1967 года.

Во время этого визита Чой также встретился с Робертом Велсоном, обладателем четвертой степени и одним из крупнейших специалистов таэквондо в Америке, чтобы провести основную работу по новому изданию книги о таэквондо.

В конце 1967 года автор пригласил мастера Ойяма в штаб-квартиру ИТФ в Сеуле, чтобы продолжить обсуждение проблем, начатое ими ранее в Хаконе, в Японии, с тем чтобы мастеру Ойяме изменить свою технику на приемы таэквондо.

В этот же год президент ИТФ выбрал пять инструкторов из вооруженных сил для поездки на Тайвань по просьбе генералиссимуса Чанкайши. Эта просьба была передана через генерала Чунг Ил Квона, впоследствии премьер-министра Южной Кореи.

В 1968 году автор посетил Францию во главе правительственной делегации, чтобы побывать на консульском симпозиуме по международным видам спорта, проходившем в Париже. Таэквондо — было главным вопросом повестки дня. Делегаты из 32 стран стали свидетелями выступлений команды экспертов таэквондо. В этом же году была создана ассоциация таэквондо Великобритании, и автор посетил Испанию, Нидерланды, Канаду, Бельгию и Индию с надеждой и там способствовать распространению таэквондо.

Когда генерал Чой вернулся в Корею, он был награжден высокой наградой за научные достижения в спорте в Южной Корее, за неустанную деятельность по пропаганде корейских единоборств. В 1969 году генерал Чой совершает турне по Юго-Восточной Азии, чтобы лично ознакомиться с приготовлениями каждой страны к Первому азиатскому турниру по таэквондо, который состоялся в сентябре в Гонконге. Сразу после турнира он предпринял поездку по 29 странам, чтобы встретиться с инструкторами и подготовить фотографии для первого издания своей книги «Таэквондо».

Август 1970 года. Генерал Чой Хон Хи совершает турне по двадцати странам Юго-Восточной Азии» Канаде, Европе и Ближнему Востоку. Чой проводил семинары для инструкторов международного класса в каждом пункте, где он останавливался и помогал поднимать авторитет и сплоченность Международной федерации таэквондо.

В марте 1971 года Чой посетил 2-ой азиатский турнир по таэквондо, состоявшийся на стадионе Негара в Малайзии, который был открыт премьер-министром Тун Абдул Раяком, а закрыт в присутствии их величеств.

В этом же году генерал Ким Джонг Ньюк, глава отдела военных единоборств южнокорейской армии, попросил Чоя отобрать квалифицированных инструкторов для работы в вооруженных силах Республики Иран.

В своей новой поездке по миру в 1972 году Чой имел возможность познакомить с таэквондо глав таких государств, как Боливия, Доминиканская Республика, Гаити и Гватемала.

В этом же году штаб-квартира Международной федерации таэквондо при единодушном согласии ее стран-членов переехала в Торонто, намереваясь распространить это искусство в странах Восточной Европы.

Во время этого путешествия генерал Чой был особенно заинтересован в распространении таэквондо среди молодежи. Президент ИТФ способствовал введению этого вида единоборств в ряде университетов Европы, Америки, Ближнего и Дальнего Востока.

В течение ноября-декабря 1973 года генерал Чой Хон Хи и специально отобранная демонстрационная показательная команда ИТФ, состоявшая из Конг Ян Ила, Пак Джон Су, Ри Ки Ха, Пак Сун Джае и Чой Чанг Кеюна — все обладатели черных поясов седьмой степени, — совершили турне по Европе, Ближнему и Дальнему Востоку и Африке. Они посетили 13 стран, и новые филиалы ИТФ были организованы в пяти из них. Турне имело потрясающий успех, только в Египте показательные выступления посмотрели более ста тысяч человек. В каждом городе, где они останавливались, генерала Чоя и демонстрационную команду встречали официальные представители местной власти.

1974 год был годом очень плодотворным и незабываемым для генерала, потому что основатель таэквондо смог не только представлять преимущества техники таэквондо и правила соревнований по этому виду, но и осуществить свою мечту, проведя первый чемпионат мира по таэквондо в Монреале.

В ноябре-декабре этого года он возглавил 4-ую международную демонстрационную команду по таэквондо, состоявшую из десяти ведущих инструкторов мира, посетив Ямайку, Кюрасао, Коста-Рику, Колумбию, Венесуэлу и Суринам.

В 1975 году инструкторы таэквондо получили привилегию выступить с показательными номерами в только что отстроенном оперном театре Сиднея. Первыми после открытия театра. В конце года генерал Чой посетил Грецию и Швецию, чтобы провести там семинары.

В середине 1976 года он ездит по Ирану, Малайзии, Индонезии и Европе с инспекцией проводимой работы по таэквондо и одновременно проводит семинары. В ноябре этого  года   Чой  прибыл   в   Голландию,   чтобы  присутствовать  на   открытии   первого европейского чемпионата по таэквондо, состоявшегося в Амстердаме.

Сентябрь 1977 года. Основатель таэквондо посетил Малайзию, Новую Зеландию и Австралию, затем побывал на встрече в Токио, где он публично обвинил президента . Южной Кореи Пак Чжон Хи в использовании таэквондо в политических целях. В кснце этого года он посетил Швецию и Данию, оказывая помощь в организации национальных ассоциаций таэквондо в этих странах.

В мае 1978 года генерал Чой совершает турне по Малайзии, Пакистану, Кении и Южной Африке в сопровождении Ри Ки Ха. В этом же году он возглавил пятую международную демонстрационную команду по таэквондо в составе: Чон Чанг Кеюн, Ри Ки Ха, Пак Джунг Тае и Лионг Вай Менг, выступившей в Швеции, Польше, Венгрии и Югославии. В сентябре этого же года состоялся второй чемпионат мира по таэквондо в городе Оклахома ( США ).

В июне 1979 года была создана Общеевропейская федерация таэквондо в Осло (Норвегия). После этого исторического события генерал Чой Хон Хи совершил турне по Швеции, Дании, Западной Германии, Франции и Гренландии в сопровождении Кханг Су Джонга и Ри Ки Ха. В ноябре этого же года он возглавил шестую международную демонстрационную команду по таэквондо в составе: Ким Джонг Чан, Чой Чанг Кеюн, Ри Ки Ха, Пак Джунг Тае, Ли Джонг Мун, Чунг   Кванг  Дук,   Ким   Сук  Джун   и   Микаэль   Кормак,   посетившую  Аргентину.

1980 год был незабываемым как для самого Чоя, так и для его детища. Он и пятнадцать его учеников, включая его сына — Чой Джунг Хва, совершили необычную поездку в Корейскую Народно-Демократическую Республику.

Это было первое представление таэквондо народу Северной Кореи, где родился генерал Чой.

В ноябре этого же года состоялся первый общеевропейский чемпионат по таэквондо в Лондоне, в котором участвовали 18 стран.

В январе 1981 года генерал Чой нанес визит в Квинсленд (Австралия), в сопровождении Чой Чанг Кеюна, чтобы открыть первый тихоокеанский чемпионат по таэквондо. В это же время он оказывал помощь в организации Южно-Тихоокеанской федерации, а также федерации таэквондо Австралии.

В июне этого же года автор возглавил восьмую международную команду таэквондо, посетившую Токио. В октябре он провел семинар для членов-основателей таэквондо в Корейской Народно-Демократической Республике, а в ноябре с гордостью представлял объединенную демонстрационную команду таэквондо, состоявшую из инструкторов Северной и Южной Кореи на исторической встрече, созванной христианскими корейскими лидерами в Вене.

В августе Президент ИТФ посетил Аргентину, чтобы присутствовать на открытии третьего международного чемпионата по таэквондо в городе Чако.

В январе 1982 года Международной федерацией таэквондо образована Североамериканская федерация таэквондо в Торонто.

В этом году Чой смог наконец реализовать свою давнюю мечту — открыть первый зал для таэквондо в Японии под патронажем Джун Джин Шина.

В течение октября-ноября он совершил турне по Гренландии, Великобритании, Западной Германии, Австрии, Дании, Польше, Венгрии, Югославии, Чехословакии и Финляндии в сопровождении мастера Хан Сам Су, Пак Джунг Тае и Чой Джунг Хва с целью пропаганды таэквондо. Он посетил также первый межконтинентальный чемпионат по таэквондо, проходивший в Квебеке в ноябре и второй общеевропейский чемпионат по таэквондо в декабре в Наплесе (Италия).

В июне 1986 года основатель таэквондо повез демонстрационную команду КНДР в Китай. Этот визит стал толчком для признания народом Китая таэквондо.

Этот перечень можно было продолжать до бесконечности. Основатель таэквондо Генерал Чой Хон Хи — это уже история в мире боевых искусств.

Но история живая, потому что генерал Чой по-прежнему активен и неутомим. По-прежнему он ездит по всему миру, завоевывая для таэквондо все новых и новых поклонников. Мне думается, что генерал Чой Хон Хи — это живой образец для для всех учеников таэквондо, да и для   признанных уже мастеров тоже.

Философия таэквандо

Во многих слоях общества, особенно среди молодежи, наблюдается рост насилия и потеря нравственности. Это объясняется рядом причин.

Многие психологи считают, что эта проблема возникла в результате крушения надежд. Специалисты по психоанализу указывают, что люди, ,не имеющие правильного руководства, являются фактически разочаровавшейся частью общества, ищущей ценностей в том мире, который они же сами считают обманчивым, материалистичным и абсурдным.

К сожалению, их энергия и возможности направлены в слепой ярости на разрушение, или стремление уйти от всего, отгородиться в своем узком мирке с помощью наркотиков и алкоголя.

Есть ли лекарство от этой болезни? Несомненно, это возрождение нравственной культуры – надлежащего психологического состояния человеческого существа, способного превосходить или по крайней мере не отставать от развития материальной и научной цивилизации.

Высшая цель таэквандо – избежать борьбы, заставляя сильных отказаться от угнетения слабых на основе человечности, справедливости, нравственности, мудрости и преданности, помогая таким образом строить лучшее и более мирное общество.

Все люди, независимо от возраста, тяжело воспринимают мысль о неминуемой смерти и сокрушаются от того, что не могут жить долго и даже вечно. Честные люди с другой стороны сожалеют, что справедливость не всегда побеждают силу тирании. Однако есть два пути решения этих проблем: нравственная дисциплина и физическая подготовка.

Философия таэквандо основывается на этических, моральных и духовных принципах, создающих условия, в которых люди могут жить вместе в гармонии. Это искусство пропитано идеалами и подвигами великих людей, прославивших Корею. Известные корейские военные и политические деятели в течение почти пятитысячелетней истории Кореи никогда не нападали на соседей, храбро сражались и жертвовали собой, защищая свою родину от врагов. Кстати, генерал Чой Хон Хи использовал имена этих патриотов, которые добровольно отдавали свои жизни, чтобы вернуть свободу и независимость Корее, оккупированной Японией.

Ни при каких обстоятельствах таэквандо не должно использоваться в личных, агрессивных или разрушающих целях, ни отдельными личностями, ни группами. Не должно таэквандо использоваться также в коммерческих или политических целях.

Существуют следующие философские принципы, которые являются краеугольными камнями таэквондо и которыми должны руководствоваться серьезные ученики этого искусства в жизни:

Будь готов пройти там, где путь труден, и совершай поступки, которые заслуживают уважения, даже если это очень трудно.

Будь добрым к слабым и сильным к сильным.

Будь доволен своим положением и имеющимися деньгами, но никогда – достигнутым мастерством.

Всегда заканчивай начатое дело, будь оно большое или малое.

Будь желанным учителем для любого, независимо от религии, расы или идеологии.

Никогда не уступай, преследуя благородную цель.

Учи отношению к мастерству действием, а не на словах.

Будь всегда самим собой, даже если обстоятельства против тебя.

Будь последовательным учителем, который учит делом, когда он молод, словами, когда он стар и нравственными заповедями после своей смерти.

(Информация взята из книги Вольмир Лигай «Таэквандо. Путь к совершенству»)

тхэквондо