Легенда гласит, что эта школа была создана монахом, поклонявшимся еще и чарке вина и при этом не терявшем точности движений. Он всегда был готов сразиться с противником. В результате, им были разработаны оригинальные упражнения, насыщенные акробатическими элементами, резкими поворотами, падениями и финтами, призванными обескуражить противника. Это позволяет атаковать противника в самый неожиданный момент. Движения выполняются при расслабленной пояснице, положение пальцев руки имитирует держание чаши с вином. Подлинные мастера этого направления выполняют каскады сложных движений с наполненными чашами в руках, не разлив при этом ни капли. Китайская пословица по этому поводу гласит: «Пьяные ноги, но твердая голова». При выполнении комплексов цзуй-цюань необходима хорошая гибкость и высокая координация.

(Информация взята из книги «Ушу. Шаолинь-цюань, цзуй-цюань, чжа-цюань»)

Источник 2

У гимнастики китайского ушу цзуй-цюань многовековая история. «Пьяница» — один из видов образных гимнастик, модификация гимнастики «восемь пьяных отшельников». Мастер ушу притворяется пьяным: качается, много раз падает, но в то же время четко координирует движения, ступает в точно установленное место, во время тренировок виляет ногами, раскачивается, подражая выпивающему на ходу и падающему человеку.

Техника «пьяница» имеет ряд особенностей. Движения тренирующегося напоминают действия пьяного, когда человек как бы падает, наклоняется на восток, а сгибается на запад; склоняется вперед, а выгибается назад. Он выполняет такие сложные движения руками, как «коварное обмахивание» и «точечное сворачивание», а ногами — «пинание с натягиванием, крюкообразным подвешиванием и подпрыгиванием», а также падения и уворачивания различными способами. Способы опрокидываний и падений сохранили технику атаки и обороны. Такие специфические движения, как прихлопывание, переворот, срезание, связывание объединяют «движения кулаков», «способы падения» и «пьяные движения», что характерно для своеобразного, интересного стиля китайского ушу.

Тренировка по методике «пьяница» оказывает благотворное воздействие на развитие мышц, подвижность суставов, эластичность связок, а также на чувство равновесия, на функции согласованности действий нервной системы и мышц, играет важную роль в активизации деятельности органов кровообращения, дыхания и т.д.

Требования к тренирующимся

  1. Все «пьяные» позы и движения в гимнастике «пьяница» образуются мгновенной сменой позиций, при которых: встречают с востока — нападают с запада, отвлекают противника на запад — бьют с востока, ожидая нападения, меняют поведение, видят «щель» — тут же проникают в нее. Поэтому во время тренировки прежде всего следует понять смысл движений: уходов и уворачиваний, опор, удержаний и захватов. Всем этим следует последовательно овладеть и полностью использовать эти позиции, выполняя комплекс движений. Техничные удары — это содержание, «дух» комплекса движений, а имитация пьяного состояния — внешнее выражение. Эти два аспекта следует органично связывать воедино. Нельзя слишком уж подражать пьяному и пренебрегать техничными ударами. Нужно, чтобы кулак оставался «твердым».
  2. Техника ушу требует выполнения всех движений строго по правилам, иначе тренировка будет сведена к беспорядочному качанию корпуса. Гимнастика «пьяница» не является исключением. Она требует, чтобы при кажущейся беспорядочности движений корпус тем не менее был прямым, а шаг устойчивым. Как бы туловище ни изгибалось, от макушки и до копчика должна сохраняться прямая линия. Прямо стоишь — прямой, наклонно стоишь — косопрямой, не должно быть изгибов.

Шаги как у пьяного, но каждый шаг делается в определенное место, нельзя шагать куда попало, не соблюдая закономерностей. Во время тренировок нужно «расслабляться» и «собираться». Не «расслабишься» — не сделаешь «пьяного» движения, не «соберешься» — не сделаешь соответствующего удара. Внешняя раскованность при внутренней собранности -это закон.

  1. Необходимо, чтобы мышцы и суставы были подготовленными. Позы в гимнастике «пьяный кулак» выглядят «мягкими», однако в движениях эта мягкость достигается высокой тренированностью. Каждое движение и поза должны мобилизовывать силы растяжения-сжатия туловища и конечностей, суставов и связок так, чтобы движения обладали внутренней силой, подобной скрытой силе натянутого лука. Однако эта сила отличается от обычно используемых сил в китайских гимнастиках: она только накапливается внутри человека и не выходит наружу, требуя, чтобы «в мягком было жесткое», «внутри ваты находилась игла».
  2. Поза должна соответствовать ритму биения сердца; человек «прислушивается к своему сердцу», и его внутреннее состояние (у китайцев — дух) реализуется в движениях. «Пьяница» демонстрирует техничные удары, имитируя при этом поведение пьяного. Сердце должно участвовать во всех манипуляциях. Выполнение движений диктует ритм биения сердца, биение сердца диктует движения. Они выполняются в соответствии с душевным порывом. Только когда внутреннее и внешнее объединено, можно добиться, чтобы у «пьяного» человека был «твердый» кулак, а действия «твердого» кулака напоминали движения пьяного. Форма и дух поддерживают друг друга.
  3. Падения необходимо совершать в зависимости от позы, в которой тренирующегося застал нападающий противник. Важным элементом гимнастики «пьяница» являются движения падения, которые бывают трех видов: ложное падение, жесткое падение и падение с преобразованным риском. Ложное падение — это падение на землю с привлечением противника так, чтобы сначала упасть, а затем особым способом свалить противника. Жесткое падение — обычно это прием для тренировки тела и внутренних органов в критических ситуациях и при различных ударах. Падение с преобразованным риском представляет собой движение, при котором «корпус ведет шаг». Корпус должен потерять равновесие и принять падающую позу, но в мгновение падения превратить рискованное положение в нормальное, компенсируя падение. Задача этого падения в том, чтобы амортизировать корпусом удар противника, избежать получения травм или свалить противника. Все эти три вида падения выполняют в зависимости от позы и направления движений.

(Информация взята из книги «Цзуй-Цюань. Стиль «Пьяница»)

цзуй-цюань