Чанцюань («Длинный кулак») — базовый стиль спортивно-гимнастического направления. Это современный стиль, созданный в 50-х годах нашего века на основе ряда классических стилей — шаолиньцюань, хуацюань, паочуй, хунцюань и других и отличающийся от них сравнительной простотой и структурной четкостью. Поэтому он рассматривается как подготовительный этап к другим направлениям ушу, в частности ко всем стилям группы шаолиньцюань. «Длинный кулак» не включает в себя изучение философских тонкостей ушу, сложных способов психофизической тренировки. Его задача проще: подготовить основные связки, мышцы и сухожилия тела, выработать то, что называется культурой движения, овладеть основными способами дыхания и методами концентрации внимания. Иными словами, «длинный кулак» в настоящее время — это фундамент сотен сложнейших стилей системы ушу. Перед тем, как приступить к занятиям, важно понять, что перед нами не «еще один вид спорта», а истоки сложнейшей системы, уходящей корнями в культуру и философию Китая.

Сейчас почти невозможно точно сказать, как выглядел традиционный «длинный кулак». Многие стили ушу в XVIII–XIX вв. не имели собственного названия и именовались чанцюань, из-за чего их часто путали. Например, один из самых известных стилей «внутренней семьи» тайцзицюань в древности назывался «длинным кулаком» за свою плавность и растянутость движений. В классическом трактате «Рассуждения о тайцзицюань» так говорилось о нем: «Длинный кулак подобен широко разлившейся и не останавливающей свое течение великой реки Янцзы».

Свое новое рождение чанцюань получил после образования в 1949 г. КНР и проведения крупных реформ в области ушу. В 1953 г. состоялись первые национальные соревнования — смотр ушу. Стало понятным, что массовое развитие ушу невозможно без наличия общей методической базы, системного научного преподавания, сочетания традиционного и современного в ушу. Поэтому на следующий год Госкомспорт КНР образовал специальный орган по изучению и упорядочиванию ушу. В результате грандиозной работы на основе древних школ были составлены новые стили «упрощенный тайцзицюань», комплексы с мечом, палкой, копьем и тд. Центральное место среди них занял чанцюань, который был сформирован на основе нескольких стилей: шаолиньцюань, чацюань, паочуй, хунцюань. Из одних стилей пришли широкоамплитудные движения руками и ногами, из других — базовые подготовительные и разминочные упражнения, из третьих — удары, связки и комплексы. Все важнейшие принципы — сочетание мягкого и жесткого, концентрации и выброса силы, медленного и быстрого — пришли из шаолиньцюань.

Из стиля люхэцюань («шесть координаций») был взят принцип сочетания шести различных начал: четырех сторон света, верха и низа в передвижениях, переднего, заднего, правого, левого, верха и низа в ударах, сочетания движений глаз и рук, стоек и движений корпусом, мудрости и силы в тренировке.

Многогранность и основное значение занятий чанцюань заключается в том, что, являясь сложным стилем, он представляет собой прекрасную базу для многих других школ и направлений ушу. Например, перед тем, как приступить к упражнениям с оружием, овладеть способами движения корпусом можно только с помощью занятий чанцюань.

(Информация взята из книги Маслов А.А. «Длинный кулак Чанцюань»)

Источник 2

Описание стиля «длинный кулак» (чан-цюань)

В стилях ушу, использующих длинное усилие — чан-цзин — бьющая рука при ударе полностью выпрямляется и, дополнительно, для удлинения дистанции удара разворачиваются плечи. Мастера таких стилей ведут бой на дальней дистанции. Для удержания дистанции обычно используются стремительные перемещения по принципу «один шаг — один удар», сочетания ударов рук и ног, с частой сменой как уровней атаки, так и высоты стойки.

Характерным для стилей чан-цюань является упор на технику ног, что выражено в поговорке «длинная рука — сильна ногами, короткая — заботой о себе». Но некоторые стили, как пигуа-цюань, не столько бьют ногами, сколько непрерывно атакуют руками, а в классическом тунбэй-цюань — удары ногами практически не используются. Тем не менее и пигуа-цюань и тунбэй-цюань, обладают остальными характерными чертами «длинного кулака», включая и преобладание атаки над защитой. Принцип контратаки входит в число принципов тун-бэй: «атаку отбивай только раз, защиту противника разрушай десять раз».

История и философия ушу

Записи китайской традиция сообщают, что в 960 году военачальника царства Позднее Чжоу, Чжао Куан-иня, провозгласили государем. Он основал новую династию Сун, объединив постепенно под ее эгидой все отдельные китайские царства. Чжао Куан-инь вошел в историю под именем императора Тай-цзу и правил с 960 по 976 год. Именно он и является, по приданию, родоначальником стиля Чанцюань, который в то время был известен под названием Тай-цзу-цюань (в дословном переводе — «кулак основателя династии»).

Длинный кулак является одним из направлений китайского у-шу, построенном на раскрытии и развитии природных качеств организма человека. Этому направлению присуща подвижная техника исполнения движений, быстрая, молниеносная, с присутствием силы, с отчетливым красивым ритмом кулачная техника. Это и удары ногами, и броски, захваты, прыжки, перемещения, падения, элементы акробатики, другие специальные навыки, которые больше всего могли бы быть интересны детям и молодым людям. Занимаются у-шу и люди более зрелого возраста.

Постоянные ежедневные занятия данным направлением дают возможность человеку почувствовать за небольшой срок изменения, происходящие в его организме. Серьезные тренировки, построенные по отточенной программе, приводят к благоприятным изменениям в организме, помогают в укреплении центральной нервной системы, вестибулярного аппарата, регулируют дыхание, повышают силовые и скоростные качества организма, улучшают подвижность в суставах и эластичность связок, благоприятно действуют на сердечнососудистую систему, а также развивают естественные природные качества организма, делая его более сильным, красивым и крепким, повышая его иммуннозащищённость.

(Информация взята на сайте http://boevoeushu.info/)

Источник 3

Из Истории Боевых Искусств Шаолиня

Шаолиньский монастырь расположен в глубине провинции Хэнань в очень живописном месте. С севера древний храм окружают 5 горных пиков, с юга — гора Шоа У. Перед храмом протекает река, берущая свое начало высоко в горах. Сам храм расположен на возвышенности и подходы к нему хорошо контролируются.

Шаолиньский монастырь был основан на территории древнего княжества Бейвей при императоре Сио Вене (династия Тайхэ, 495 г. н.э.) и сооружался в течение 19 лет. Таким образом, Шаолинь имеет более чем 1480-летнюю историю. Основателем храма считается Туо Луо (первое его имя Фо Туо), который проделал трудный и длинный путь из стран Средней Азии и был принят почитающим буддизм императором Сяо Венем. Туо Луо предложил императору заложить храм у подножия горы Шао У.Первоначально храм назывался храмом «Цветов». Впоследствии его название изменилось и он стал Шаолинем.

Буквально с самого основания монастыря шаолиньские монахи уделяли большое внимание развитию боевых искусств. В его стенах воспитывались монахи-воины, принимавшие активное участие в борьбе против иноземных захватчиков. В начале 16 века монахи-воины Бянь-Чжен, Юэ Кун, Цзы Кань блестяще показали себя в войне с японцами. Согласно историческим документам в Минскую династию, при императоре Чжен Дэ, когда японцы долгое время разбойничали в прибрежных районах Китая, Вянь Чжэн решил овладеть боевыми искусствами, чтобы дать отпор врагу. Он пришел в Шаолинь и устроился там поваром. Работу он совмещал с упорной учебой кулачному бою. После того, как Бянь Чжэн научился основным приемам кулачного боя, он вернулся на фронт. Однажды японцы под предлогом подношения даров, послали лазутчиков для выяснения надежности границ. Начальник Бянь Чжэня приказал ему принять бой. R условиях явного превосходства противника Бянь Чжэн не только сумел без оружия противостоять вооруженным копьями японцам, но и победить их.

Хотя Шаолинь был покрыт военной славой, но, в конечном счете, для монахов основным занятием все же были чтение сутр и курение фимиама Будде. Согласно буддийским законам изучение учения Будды и военные занятия не совместимы. Менялись настоятели монастыря и отношение к военным искусствам. Они то приходили в упадок, то вновь возрождались. Благодаря таким изменениям были утрачены и некоторые приемы рукопашного боя, которыми так славился Шаолинь.

Возрождение военных традиций в Шаолине связывается с именем Юй Дао — военачальник периода Минской династии. Ему принадлежит труд «Трактат о мечах». Юй Дао учился у таких известных наставников военного искусства как Тун Яньфу, Линь янь, Ли Ляньцинь.

В 1561 г. Юй Дао следует из Юньджуана в армию, по пути заехал в Шаолинь с целью инспекции. Посетив занятия по рукопашному бою, он отметил: «Этот монастырь своим искусством владения по мечами известен во всей Поднебесной (древнее название Китая), но известен также и своими недостатками. Утрачены подлинные секреты мастерства ГНа что настоятель ответил: «Секреты владения мечами забыты, но надеемся, что Вы, знаменитый наставник, откроете их нам». Были выбраны два послушника и отданы в учение Юй Дао. После возвращения в монастырь они стали обучать утраченному искусству других монахов.

Историю Шаолиня нельзя назвать безоблачной и счастливой. Монастырь неоднократно разрушался в огне сражений. Так, при императоре Да Е (начало 7 в.) в Поднебесной вспыхивали многочисленные крестьянские восстания. Поскольку в земельных вотчинах монастыря эксплуатация была чрезмерно жестокой, то он стал объектом наступления повстанческой армии. Монастырь, в свою очередь, собрал войско, чтобы противостоять повстанцам. Борьба закончилась победой крестьян, которые сожгли монастырь. От него осталась только каменная пагода. В последующие столетия Шаолинь так же несколько раз горел и восстанавливался. Не пощадил его и 20 век. В 1928 году во время войны монастырь был снова сожжен. Во время ожесточенных боев между войсками Фань Чжунсю и гомендановца Ши Юсанен в монастыре находился штаб Фань Чжунсю. Ши Юсань взял монастырь и под предлогом того, что монахи были на стороне Фань Чжунсю, сначала сжег главный зал (резиденцию), а на второй день предал огню дворец небесного владыки, Великого героя и Небесного музыканта. Прославленный в веках буддийский монастырь был превращен в пепел.

В настоящее время Шаолиньский монастырь открыт для посещений.

В последние годы отмечается все более и более возрастающий интерес со стороны людей разных возрастов, представителей различных национальностей и профессий к философии и древним традициям стран Востока.

В таких странах, как Индия и Китай действительно накоплен большой опыт создания систем направленных на совершенствование человеческого тела и духа, это прежде всего «Махабхарада», одним из разделов которой является столь популярная сейчас йога, и различные гимнастические школы Китая.

Длительное время по различным причинам, одной из которых является сложность перевода древне китайских текстов на современные языки, тысячелетиями   выработанные традиции этих народов были доступны только узкому кругу специалистов. В тоже время отдельные отрывочные сведения о казалось бы фантастических способностях буддийских монахов, способных совершать головокружительные трюки, могущих без оружия противостоять хорошо вооруженному противнику, разбивающих голой рукой камни, передаваемые из уст в уста вызывали восхищение и порождали сомнение в их правдивости.

(Информация взята из книги Сушков Ю.А., Сушков В.А., Гараев Г.С., Мансуров М.Ф. «Кунг-фу. Стиль «Длинный кулак. Выпуск 1»)

чанцюань