Бразильское Джиу-Джитсу
Нет сомнений в том, что бразильское джиу-джитсу своими корнями уходит в Японию, к началу XX века. Но это не время образования джиу-джитсу. Возраст системы насчитывает не одну сотню лет. До сих пор историки спорят о том, когда и где образовалась техника. В одной из основных версий считается, что джиу-джитсу зародилось в Индии, однако нет никаких прямых доказательств. В некоторых древних манускриптах Японии отмечены разнообразные боевые системы, некоторые из которых включали в себя приемы, весьма похожие на те, которые нынче используются в джиу-джитсу.
Если дословно перевести на русский язык, слово «джиу-джитсу» будет означать «нежное (в других переводах – «мягкое») искусство. Это образует сильнейший контраст с самой эпохой, когда данное боевое искусство было разработано. В те времена довольно часто происходили кровавые стычки между японскими феодалами. Само джиу-джитсу тогда, как и сейчас, включало в себя удары руками, ногами, всевозможные заломы и атаки уязвимых точек противника.
Словосочетание «мягкое искусство» было не чем иным, как самой сутью практически всех стилей джиу-джитсу. Это относится как к японским направлениям, так и к бразильскому. Принцип заключается в том, чтобы не использовать свою силу против силы соперника. Наоборот, лучше применять силу соперника против него самого. Благодаря такому подходу техника становится весьма эффективной, а сила и агрессия противника подавляется самым решительным образом. Это есть философия джиу-джитсу.
Если следовать принципу «нежности», то менее сильный в физическом плане человек может с легкостью победить более сильного. Тем не менее в этом боевом искусстве вовсе не запрещается наносить удары ниже пояса или по глазам, а, тем более, применять различные удавки, подсечки и т.п. Благодаря своей эффективности и популярности, появилось огромное количество школ (рю), которые в той или иной мере отличались друг от друга, но следовали общему принципу – мягкости.
В большинстве своем различные школы делали акцент на чем-то одном: кто-то на ударах, кто-то на бросках, кто-то на борьбе. До тех пор, пока Япония была феодальной страной, джиу-джитсу играло важнейшую роль в жизни людей любых социальных статусов. Однако, когда на смену феодализму пришла «западная цивилизация», потребность в джиу-джитсу резко упала. Как и потребность в кулачном искусстве в целом. Вслед за исчезновением самураев, стало исчезать и классическое джиу-джитсу. Особенный кризис эта техника пережила в XIX веке, когда большое количество мастеров стали зарабатывать себе на жизнь не преподаванием боевого искусства, применением на практике своих знаний в целительстве и анатомии. Некоторые из мастеров предпочли драться за деньги, а их самих ставили не в счет и считали каким-то диким недоразумением или пережитками прошлого.
Влияние Дзигоро Кано
Легендарный мастер Дзигоро Кано начал свое обучение джиу-джитсу по той простой причине, что хотел давать отпор обидчикам в школе. Спустя нескольких лет обучения юный Кано постиг вершины мастерства в Кито-рю и Тэндзин синъё-рю. В те же ранние годы он стал учителем в додзё, в котором обучался.
Познавая секреты джиу-джитсу, Дзигоро Кано выявил ряд проблем в технике, которые явно требовали кардинальных решений. Помимо технических проблем имелись проблемы социального характера. Джиу-джитсу в быстром темпе стало терять популярность и, рано или поздно, наступит тот момент, когда оно исчезнет полностью, его не приложить усилия для сохранения его техник и традиций. Помимо этого, Дзигоро был прекрасно осведомлен, что в те времена джиу-джитсу, зачастую, обучались различные преступники, воры, хулиганы и другие отрицательные личности, и это вовсе не добавляло популярности боевой технике. В обществе росло мнение, что джиу-джитсу стало архаичным искусством варваров. Это особенно беспокоило и угнетало Дзигоро Кано. Помимо этого, стали явными проблемами и природные аспекты системы. Джиу-джитсу было чем-то похожим на простой набор различных техник. В нем не прослеживались принципы общего ведения боя, и отсутствовала хоть какая-то целостная тактика.
Как правило, обучающиеся джиу-джитсу заучивали различные приемы, чтобы применять их на практике. И чем лучше человек владел своим телом, тем сильнее выглядели заученные приемы. При этом не было теорий и практик по общей стратегии ведения боя, не было никакой динамики и последовательности.
Следующей проблемой, которая присутствовала в джиу-джитсу на взгляд мастера Дзигоро, была проблема тренировок. Классическое джиу-джитсу, зачастую, изучалось благодаря ката – стандартным упражнениям, которые «зубрились» учениками, в основном в парах. Как таковых спаррингов не было. А в тех школах, где они присутствовали, в спарринг ставились уже чуть ли не мастера. И это сильно сказывалось на эффективности выученных ката. Спарринги на уровне мастеров имели одну важную особенность – сохранение здоровья бойцов, ведь в джиу-джитсу достаточно опасное боевое искусство. Оно включает в себя удары в пах, по глазам, иногда вырывание волос и множество других жестких и жестоких приемов. Это относилось и не только к спаррингам, но и тренировкам: дерись ученики в полную силу, высока вероятность, что они бы попросту искалечили друг друга. Из этого можно сделать вывод, что самым лучшим методом изучения джиу-джитсу была ката, которая не давала возможности ученикам прочувствовать всю суть боя и понять, правильно ли они изучают движения или нет. Конечно же в реальном поединке соперник не станет вести себя так, как необходимо для проведения успешного приема. А значит, изучение только лишь ката не имело практической пользы (не считая понимания азов). Если сравнить между собой ката и спарринг, это будет выглядеть примерно как велотренажер и реальный велосипед. Можно мастерски уметь крутить педали, но так и не научиться ездить на велосипеде. Видя все эти проблемы, Кано принимает решение дать боевому искусству новую жизнь и полностью поменять его основы.
Опираясь на свой огромный опыт в боевых искусствах и будучи гением в них, особенно в борьбе, Дзигоро Кано создал свою систему передачи знаний и отработки навыков. При этом в саму технику он особо ничего не добавлял, его учения базировались на тех навыках, которые он получил сам во время обучения джиу-джитсу. Его нововведением было то, что он полностью изменил способ восприятия информации и отработки техники. Основным изменением в процессе тренировки стало внедрение рандори (что в переводе означает «живой спарринг»). Принцип заключался в том, что ученики в полную силу сражались друг с другом при помощи именно той техники, которая была показана учителем. Таким образом, они понимали, что такое настоящий поединок с настоящим соперником. Спарринг после ката не шел в сравнение с рандори, здесь соперники не двигались в хореографической последовательности. В рандори отлично развивались ловкость, скорость, физическая и ментальная выносливость, ученики готовились к долгому и изнуряющемуся поединку. Чтобы рандори было более приемлемым, Дзигоро Кано исключил из него травмоопасные элементы. Например, были убраны заломы шеи, спины, ног, запястий, исключены различные «грязные» приемы.
Парадокс Рандори
Некоторых может неприятно удивить тот факт, что из тренировки джиу-джитсу Кано были убраны опасные элементы. Если система является боевой, тогда логичен вопрос: почему бы не изучать и другие, более жесткие и действенные приемы? Ведь в реальном поединке пригодятся все знания, тем более, что классическое джиу-джитсу в своем арсенале имеет множество таких приемов. И не поспособствует ли это ослаблению самого стиля? Однако не стоит недооценивать гениальность Кано. Он понял, что любое боевое искусство может стать более эффективным, если будет возможность использовать его приемы в полную силу. Логично, что опасные (в частности, смертельные) приемы в полную силу отработать не получится. Используя рандори, ученик сам учился применять технику в приближенном к реальному поединку режиме. При этом, он сам мог ощутить на себе эффективность приемов. Из этого следует вывод, что боевое искусство эффективно не количеством в нем различных приемов, а тем, каким образом изучают это искусство. Можно тысячу раз повторить ката, или один раз встать в спарринг и сразу многое понять. Как ни странно, но именно понимание важности тренировочного спарринга является прорывом в мире единоборств. И Кано внедрил эти знания в свою программу обучения. Можно сказать, что Кано создал не только уникальную систему тренировок, в которой ученики дрались в полную силу, но и в целом новый стиль боевого искусства. Отсюда и выходит парадокс – убрав из боевого искусства самые опасные приемы, можно сделать из него еще более эффективное боевое искусство. Мастер Дзигоро обратил внимание, что сильнее является тот ученик, который отрабатывает «безопасные» приемы в спарринге, а не тот, который заучивает в одиночку «смертельные» и не отрабатывает их на партнере. Стоит отметить, что безопасная вовсе не означает малоэффективная. Безопасными эти приемы считались до тех пор, пока во время спарринга один из учеников не просил остановить бой после удачно проведенного против него приема. В условиях реального поединка, например, на улице, такие «безопасные» техники легко могут сломать противнику конечности или вообще довести до потери сознания. Именно такой вид тренировки Кано вывел изучение борьбы и применение этого искусства в дальнейшем на новый уровень.
Методы Кано в действии
Начало 1880-х годов ознаменовано открытием собственной школы Дзигоро Кано, которую он назвал «Кодокан». В ней он с особым размахом стал использовать свой изобретенный подход к тренировкам. Своему боевому искусству он дал название «дзюдо», таким образом полностью отделяясь от классического джиу-джитсу. Если дословно переводить слово «дзюдо», то получится примерно следующее: дзю – мягкость, нежность, до – путь. Кстати говоря, путь «до» относится как к религиозному аспекту, так и к образу жизни в целом. Кано создал не только эффективную боевую систему. Он вдохнул в нее жизнь. Дзюдо стало больше, чем простое боевое искусство. Это – образ жизни, в котором присутствуют свои моральные и духовные ценности, социальные составляющие. Постепенно Кодокан набирало популярность в Японии и в нее хотели вступить многие ученики, как талантливые, так и не особо.
В конце 1880-х годов властью Токио было принято решение об обучении полиции эффективной системе рукопашного боя. Множество школ джиу-джитсу соревновались между собой за то, чтобы получить право тренировать полицию. Для того, чтобы определить какая же система была самой эффективной, в Токио решили провести турнир. Победа в схватке присуждалась тому бойцу, который проводил успешный бросок или захват с удержанием. Главным отличием этого турнира от других было то, что здесь были запрещены удары, поэтому все это мероприятие было больше похоже на состязания по борьбе. Когда воспитанники Кодокана выходили на поединок, они практически всегда выигрывали, несмотря на то, что их соперниками были действительно сильные бойцы, представители множества школ классического джиу-джитсу. Удивление от того, что ученики Кано побеждали всех усиливалось еще и тем, что самой школе Кодокан было едва 4 года, а саму Дзигоро на тот момент было меньше 30 лет. С уверенностью можно сказать, что именно этот турнир стал переломным моментом в развитии классического джиу-джитсу. Оно практически сошло на «нет», а вот дзюдо стало самым популярным и востребованным боевым искусством в Японии. Это еще раз доказывает, что подход Кано к тренировкам своих воспитанников был действительно эффективным.
Маеда
Мицуё Маеда (1878-1941) был одним из выдающихся учеников мастера Дзигоро Кано. До 18 лет Маеда обучался классическому джиу-джитсу, однако потом стал учеником школы Кодокан. Ему не потребовалось много времени, чтобы стать одним из лучших в стенах школы.
Говорят, что Дзигоро Кано был очень заинтересован в том, чтобы сделать дзюдо частью программы Олимпийских игр, а потом для него было важным, чтобы дзюдо активно развивалось по всему миру. При первой возможности он отправил в США несколько своих учеников, чтобы они показали, на что способна техника дзюдо. На восточное побережье Америки, поехали Томита и Маеда. Томита был одним из первых учеников Дзигоро, он выступал еще и в турнире 1886 года в Токио. Томита отлично знал технику, был хорошим учителем, однако вряд ли смог бы выйти на ринг в силу своего преклонного возраста. Именно для того, если понадобится драться, поехал с Томита и Маеда. В самом начале дела дзюдоистов шли не очень хорошо вопреки ожиданиям. Военная Академия Вест-Поинт предложила гостям из Японии сразиться с одним из членов местной футбольной команды. Это был внушающих размеров боец. Маеда без промедлений согласился. Однако он был быстро уложен на лопатки и прижат к земле. Здесь стоит отметить, что западные борцовские техники подразумевали победу в том случае, если противник лежит на земле и некоторое время не предпринимает никаких действий. А в дзюдо и джиу-джитсу это вовсе не подразумевает поражение, ведь из такой позиции можно выйти на захват и залом. Что и сделал Маеда. Огромный американец вынужден был признать поражение над собой после того, как японец заломил ему руку. Тем не менее, некоторый из судей отдали победу американцу, ведь по правилам Запада победил именно он. Но и отрицать того факта, что западный боец сдался тоже нельзя. Было принято решение о проведении второго поединка, однако на ринг должен был выйти Томита. Хоть он и был рангом выше, чем Маеда, но бороться в своем возрасте старому дзюдоисту было сложно. Именно это и стало определяющим факторов в последующем поединке: футболист снес с ног Томита и смог его удержать до конца. Томита сдался, и это было сильнейшим ударом по дзюдо.
После этого случая Маеда и Томита решили расстаться: первый остался на восточном побережье, грезя восстановить репутацию дзюдо, а второй уехал далее на Запад. Маеда добивался поединка с каким-нибудь профессиональным борцом или боксеров. Ему пришлось некоторое пожить в разных городах США, чтобы наконец появилась возможность сразиться. В городе Кэтскиллс Маеда вступил в бой против местного чемпиона по борьбе. В этом поединке японец одержал уверенную победу, после которой ему удалось восстановить честь дзюдо.
На первых стадиях, когда дзюдо и джиу-джитсу были малоизвестны в США, жить Маеде было тяжело. Тем не менее, победы над различными соперниками и показательные выступления со своей техникой постепенно улучшали его репутацию и он становился более уверенным в своих силах. Дошло до того, что Маеда вызвал на поединок легендарного Джека Джонсона, которого многие считали и считают одним из лучших боксеров мира за всю историю. Таким образом, была заложена некая традиция вызова боксеров на поединки. Это делал Маеда, затем Хелио Грейси, и далее другие представители семейства Грейси. Однако Джек Джонсон ничего не ответил на вызов Маеды, что было ответной традицией не обращать внимания на подобные вызовы.
На протяжении жизни Маеда много путешествовал. После того, как он побывал в Северной Америке, Маеда посетил Центральную и Южную, после этого побывал в Европе. Ему приходилось принимать участие в различных поединках, как показательных, так и профессиональных. В какой-то степени Маеда нарушал принципы и заповеди дзюдо. Бытует мнение, что именно из-за нарушений он называл свою технику именно джиу-джитсу, а не дзюдо. Однако существуют и другие причины, из-за которых мастер называл свой стиль иначе. Не будучи еще учеником Кодокан, Маеда активно изучал классическое джиу-джитсу. В своем турне по миру он часто применял запрещенные в дзюдо приемы, которые, в свою очередь, были разрешены в джиу-джитсу. Помимо этого Маеда любил и умел добавлять в технику что-то новое. Таким образом, он обогащал свое искусство, на свой взгляд, более действенными приемами и исключал малоэффективные. Маеда старался создать такой стиль боевого искусства, который успешно противостоял бы западным борцовским и боксерским техникам. Шаг за шагом его стиль стал терять сходство с дзюдо Дзигоро Кано. Тем не менее, обучая других своей технике, Маеда убеждал людей в том, чтобы они называли его искусство «джиу-джитсу». К нему в ученики записывались не только простые люди, но и члены полиции. Сам же Маеда практиковался и улучшал свою технику посредством настоящих поединков. Достижения в области развития своего джиу-джитсу оказали Маеда огромную услугу: он стал весьма популярным в Центральной и Южной Америке, он бился с различными бойцами и в Европе, в частности, Англии и Испании. Кстати говоря, именно в Европе Маеда взял себе псевдоним Граф Кома, который принес ему дополнительную популярность.
В начале 1920-х годов Япония решила основать колонию на территории северной Бразилии и Маеда оказался в гуще событий. В тем времена Япония старалась вести колониальную политику, как это делали мировые западные страны. Здесь и пал выбор на Бразилию, а сам Маеда должен был сделать все в своих силах, что осуществить данный замысел. Мастер находился под хорошим впечатлением от Бразилии, в том время как Северная Америка его вовсе не прельщала. Связано это было с тем, что в Северной Америке были слишком сильны антияпонские взгляды, а потому основать колонию именно в Бразилии стало хорошим решением. Маеда с головой окунулся в работу. Однако планам не суждено было сбыться. Практически сразу проект провалился за неимением достаточной политической поддержки со стороны бразильцев. Лишь Гастао Грейси и его семья, люди, эмигрировавшие из Шотландии, крепко сдружились с мастером Маеда. Было принято решение обучить сыновей Грейси джиу-джитсу.
Маеда и Грейси
Карлос Грейси (1902-1994) был старшим сыном в семье Грейси. Он первым стал обучаться у Маеда. Необходимо заметить, что нет точной информации о том, как именно тренировал Маеда, какие инновации были применены на тренировках Грейси, и что именно Маеда разработал на основе своих познаний в дзюдо и джиу-джитсу. Как было сказано раньше, мастер настаивал на том, чтобы называть свое искусство джиу-джитсу вместо дзюдо. Известно так же, что стиль хорошо показывал себя в противостоянии с западными борцами и боксерами, так как использовал на все 100 слабости в технике противника. Принцип тактики Маеда заключался в следующем: он проводил низкий удар ногой или локтем, затем был вход в клинч, после чего противника необходимо было сбить с ног и провести захват на удержание. Это примерно то, что сейчас делают в поединке современные бойцы бразильского джиу-джитсу.
Из тех уроков, которые Маеда преподал Карлосу, можно выделить основное:
- Борьба, дополненная определенными ударными приемами, является весьма эффективной системой самозащиты, позволяющая использовать слабости противника. Доказательством тому представлял сам собой Маеда. Не было сомнений в его огромном боевом опыте и эффективности проведения поединков. Путем практики он понял, какие из приемов являются эффективными, а какие и вовсе следует исключить. Благодаря тому, что Маеда нарушил один из главных запретов Дзигоро Кано – не брать деньги за поединок, он тем самым значительно повысил значимость борьбы в мире единоборств.
- Практика рандори дает возможность ученикам выучить приемы именно в том виде, в котором они максимально эффективно применяются в условиях реального боя. Маеда неуклонно следовал данному принципу.
- Техника джиу-джитсу представляет собой стиль, благодаря которому можно легко одержать победу над бойцом-ударником (имеются в виду удары ногами). Если повалить такого соперника на пол, можно сразу лишить его главного преимущества и обрести над ним контроль посредством захватов и удержания.
Карлос Грейси обучался у мастера Маеды около 4 лет (по некоторым данным – не более 2х). Уже в 1925 году Карлос решает открыть свою школу джиу-джитсу и многие задаются вопросом: а насколько востребованной будет эта школа, если сам Карлос так мало обучался этому боевому искусству? Ведь за такое короткое время можно было усвоить лишь азы. А если учесть, что в тот период Маеда уделял много внимания проекту создания японской колонии на бразильском побережье, можно сделать вывод, что отношения между Маедой и Карлосом были не такими уж и тесными, как считали многие. Выходит, что свою технику Карлос Грейси оттачивал самостоятельно, беря за основу навыки, полученные от учителя.
Мастер Маеда продолжал свои поездки по различным странам мира, а братья Грейси вынуждены были совершенствоваться в своем искусстве один на один. Главное, чему обучил Маеда братьев – это техника, с помощью которой можно было взять под полный контроль действия противника, перехватить инициативу и, таким образом, одержать победу. Помимо этого, Маеда раскрыл некоторые секреты эффективной тренировки, ознакомил братьев Грейси с философией реального боя и указал на бесспорные доказательства действенности своего стиля. В остальном братья развивались практически самостоятельно.
Бразильское джиу-джитсу и его развитие
Имея определенные преимущества, братья Грейси стали быстро развивать свой стиль боевого искусства. Например, одним из преимуществ было то, что братьев было четверо и все они практиковали джиу-джитсу. Если в других школах и направлениях могло сказываться отсутствие спарринг-партнеров, то здесь такой проблемы не было. Помимо оттачивания уже изученной техники братья создавали что-то новое и тренировались друг на друге. С образованием семей у братьев появились и дети, большинство из которых решили принять наследие своих отцов и тоже стали заниматься (в будущем и преподавать) джиу-джитсу. Стоит еще прибавить в расчет обычных учеников и можно сделать вывод, что недостатка в последователях у братьев Грейси не было.
Следующим преимуществом было то, что братья тратили огромное количество времени на изучение и практику джиу-джитсу. К слову, стоит отметить усилия Хелио Грейси, который несколько лет потратил на совершенствование техники поединка и поиску метода использования собственной силы.
Нельзя не отметить габариты братьев Грейси. Все они были весьма щуплыми и маленькими. Конечно, в борьбе такая комплекция вряд ли бы сыграла на руку, а потому, чтобы устранить данный недостаток, братья делали акцент на оттачивание техники ведения боя и изобретали такие приемы, которые оказались бы максимально эффективными в поединке против любого бойца.
Последнее, что стоит отметить, это тот факт, что Грейси не были привязаны к каким-то традиционным ценностям. Они развивали свое искусство вдалеке от других стран. Любые изменения в технике тщательно рассматривались и, при необходимости, принимались. А если бы это произошло, например, в той же Японии, такие изменения расценивались как уход от традиций и воспринимались бы с негативом и полным отрицанием. Поэтому братья спокойно проводили исследования в своей технике, делая акцент на эффективность в бою, а не следованием каким-то канонам.
Избавление от ограничений мастера Дзигоро Кано
Дзюдо и джиу-джитсу, основы которых Маеда передал братьям Грейси, включали в себя некоторые абсолютно новые элементы. Например, это было вышеупомянутое рандори. Благодаря свободному спаррингу, Грейси сделали технику джиу-джитсу более широкой и улучшенной, что со временем стало настоящей революцией в мире единоборств. Частью кардинальных изменений стал, например, отказ от некоторых табу Дзигоро Кано. Известно, что Кано пытался сделать свое искусство не только для самозащиты, но и привнести в него множество моральных и духовных ценностей. Он хотел, чтобы дзюдо занимались все желающие, а потому оно было максимально безопасным. Кано старался сделать свое искусство не только боевым, но и духовным, социальным. Для этого он исключил из техники различные опасные приемы, от чего боевой потенциал дзюдо стал слишком низким. Были убраны многие приемы, которые оказались бы весьма эффективными в реальном поединке. Во избежание травм во время тренировочного процесса, мастер запретил при захватах давить на лицо противника, разрешив лишь производить залом руки в локте и удавки. Ударов практически не было, они были лишь частью традиционных ката и во время спарринга не применялись. Учитывая то, что Дзигоро Кано хотел, чтобы дзюдо вошло в олимпийскую программу, упор в его изучении делался на зрелищность, но не вовсе на эффективность. Двигаясь по данному пути, дзюдо все больше и больше отдалялось от реального поединка. Борьба на земле проходила очень мало времени, потому что в поединок вмешивался рефери, и бойцам приходилось подниматься. Один из запретов дзюдо гласил, что ученикам нельзя вступать в показательный поединок с бойцами других стилей. Подобные ограничения препятствовали развитию дзюдо, и оно все меньше воспринималось как боевое искусство.
Братья Грейси прекрасно видели все эти недостатки в виде ограничений, поэтому практически полностью избавились от них. Главной целью братьев было не духовное и морально развитие общества посредством джиу-джитсу, а создание максимально эффективной техники. Следуя своему наставнику Маеде, они стали биться в различных турнирах с целью улучшить свою технику на практике. Примечательно то, что, будучи в Северной Америке, братьев Грейси стали критиковать за отказ от тех запретов, которые они убрали для улучшения своего стиля.
Еще одним существенным изменением в стиле, которое сделали братья, была, непосредственно, сама техника. Как говорилось выше, Грейси были небольшими людьми, поэтому для победы необходима была хорошая техника. Однако, это еще не всё. Правила, которые были присущи бразильскому джиу-джитсу, в значительной степени отличались от тех, которые были в других видах единоборств. А это значит, что как в тренировочном процессе, так и в условиях поединка, находились все новые бреши в технике, которые срочно нужно было устранять. Устранялись такие недостатки либо путем создания чего-то нового, либо кардинально изменялись старые приемы. Этот процесс занял много лет и продолжается по сей день. Например, в дзюдо, во время залома руки, противник, находящийся снизу, сумел встать первым, этап поединка завершается, и борцы начинают бой заново. Логично предположить, что защищаться от такого залома нет смысла, ведь поединок будет остановлен судьей. А если подобная ситуация произойдет во время турнира по бразильскому джиу-джитсу, поединок не будет остановлен, а значит нужно как-то выходить из неприятной ситуации. Для этого необходимы определенные знания и навыки, над чем и работали братья Грейси – по сути, они самостоятельно создали такие приемы. Можно сделать вывод, что кардинальные отличия в правилах стали причиной появления новых приемов и техник.
Еще одним важным изменением между бразильским джиу-джитсу и дзюдо стало определенных ограничений с рандори. Уже известно, что мастер Дзигоро Кано сделал рандори основным методом тренировки, что хорошо показало себя во время поединков с представителями классического джиу-джитсу, которые тренировались лишь посредством заучивания ката. Однако Кано в своем стремлении сделать свой стиль безопасным, сильно урезал количество борцовских приемов, изучавшимися учениками. Нельзя было заламывать ноги, шею, спину, плечи, запястья, зажимать и бить в лицо, несмотря на то, что в реальном поединке всё это было весьма эффективным. Не зная как применять такие приемы и как от них же защищаться, ученики дзюдо были практически беззащитными против тех, кто такими приемами хорошо владел. Именно это ограничение и сняли братья Грейси. Теперь в процессе тренировки можно было использовать весь арсенал запрещенных приемов, и спарринги стали сильнее походить на реальный поединок.
Помимо указанных выше изменений, отдельно стоит отметить еще одно, которое, пожалуй, стало главным и которое привело к значительному успеху стиля в турнирах по смешанным единоборствам. Это преобразование включало в себя выточенную до деталей тактику ведения боя и систему баллов, которая максимально соответствовала этой тактике. Помня слова своего учителя Маеды, братья Грейси поняли, что в поединке важно уложить противника «на лопатки», чтобы он не смог наносить удары. В большинстве своем, борьба в партере неудобна для представителей многих стилей, в то время как в бразильском джиу-джитсу она оттачивалась досконально. Это значит, что необходимо было как можно быстрее и эффективнее сбить противника с ног, и подобные действия были включены в новую систему баллов. Если прием проведен чисто, то боец получает два очка. Бороться на земле противники могут в разных положениях: есть позиции, с которых удобно провести атаку, а есть и такие, в которых самому можно попасться на захват. Бывают и нейтральные позиции. В них нет четкого преимущества для какой-либо стороны. Например, один из соперников находится сверху. Тот, который снизу, может зажать его ногами и взять под контроль действия оппонента и найти способ для контратаки. При этом противнику сверху тяжело вряд ли удастся нанести удары, так как противник снизу использует руки и ноги в качестве барьера. Но если из такого положения боец сверху сможет обойти барьер и оказаться поперек соперника, для него откроется возможность наносить удары или произвести захват. Такой выход из положения награждается двумя баллами. А если «верхний» боец еще и сможет поставить колено на живот противнику, то вариантов для захватов и ударов открывается множество. При удачном проведении приема с такой позиции, боец награждается тремя очками.
Для того, чтобы заработать баллы в бразильском джиу-джитсу, бойцу доступны множество вариантов, главное – занять такую позицию, из которой можно одержать верх над противником. Подобная схема дает возможность ученикам в ходе тренировок оценить проверенную тактику, научиться применять ее, что даст большие шансы одержать победу в ходе настоящего поединка. Братья Грейси считали, что ближайший путь к победе – это сделать удачный захват с удержанием. Противник может вести по баллам, но если в ходе поединка заставить его сдаться – победа будет за вами. Это действует как на турнирах, так и в реальном поединке, с той лишь разницей, что в драке на улице нет судей и баллов. В этом и заключается вся суть бразильского джиу-джитсу: необходимо найти брешь в обороне противника, занять удачную позицию и произвести захват. Считается, что подобная система баллов является самой реалистичной в мире единоборств. Обучая воспитанников по данной системе, они усваивают основные тактические и технические навыки.
Бразильское джиу-джитсу как программа изучения боевых искусств
Если проанализировать то, как бразильское джиу-джитсу развивалось с самого своего начала, можно сделать вывод, что братья Грейси не просто много времени уделяли развитию своего стиля, они – жили этим. Помогали им в этом огромная воля, автономия от критики и влияния представителей других направлений, нестандартное мышление и большой запас времени. Наследники братьев не оставили стиль в том виде, в каком он был. Они продолжили исследования, развитие и накопление информации, которую проверяли в настоящих поединках. Воистину, бразильское джиу-джитсу можно смело назвать не только простым боевым искусством, но целым научным исследованием.
Исследования шли не путем теоретического рассуждения и длительных дискуссий. Это была сложная дорога практики, где посредством поединков устранялись ошибки и добавлялось что-то новое и эффективное. Семья Грейси никогда не прививала своему стилю какие-то националистические идеологии, нравственные ограничения и эстетические взгляды. Они просто хотели создать максимально действенную систему самообороны. Здесь нет преклонений перед различными авторитетами, нет слепого следования традициям. В этом бразильское джиу-джитсу и отличается от других боевых искусств, особенно традиционных.