Дзигэн-рю

Дзигэн-рю — древнее японское боевое искусство (корю), основанное в XVI веке Того Тюем, 1561 — 1643) в провинции Сацума, современной префектуре Кагосима, на основе школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. В основном фокусируется на методах кэндзюцу.

К школе Дзигэн-рю принадлежал мастер Накамура Хандзиро (он же Кирино Тосиаки), один из четырёх знаменитых хитокири эпохи Бакумацу, учитель Гогэна Ямагути, а также Сокон Мацумура, основатель Сёрин-рю.

Техника школы Дзигэн-рю

Дзигэн-рю придаёт большое значение первому, быстрому и мощному удару: во втором, согласно её учению, не должно быть необходимости (принцип «Ни но тати ирадзу» — «Второго удара не требуется»). По этой причине воины времён Сёгуната Токугава испытывали страх перед членами клана Сацума, мощной анти-сёгунской коалиции периода Эдо. Кандо Исами, глава синсэгуми, по слухам, говорил следующее: «Избегайте любыми средствами первого удара мечом воинов клана Сацума».

Основная техника школы — удержание меча вертикально над правым плечом (Тонбо но камаэ — «стойка стрекозы», разновидность Хассо но камаэ), приближение к противнику и нанесение рубящего удара от шеи по диагонали (Кэса-гири) с криком «Эй!». Традиционно подобная техника отрабатывалась на деревянном манекене татэги. Такое упражнение носит имя татики-ути — «удары по стоящему дереву». Как говорят, в эпоху Токугава для развития силы адепты стиля Дзигэн-рю каждый день наносили 3 тысячи ударов длинной деревянной палкой по вертикально стоящему бревну утром и 8 тысяч после обеда.

Несмотря на всю суровость искусства фехтования Дзигэн-рю, духовные учения школы остались нетронутыми на протяжении веков. Так, например, основными принципами школы до сих пор остаются:

Никогда не груби;

Будь вежлив;

Не практикуй публично;

Гордись, но никогда не хвастайся навыками Дзигэн-рю.

Современность

В древние времена школа Дзигэн-рю была строго закрыта для посторонних. Никому за пределами додзё не разрешалось даже смотреть на то, как проходят тренировки. К ученикам относились очень избирательно. Даже членам семьи Того женского пола было запрещено посещение тренировочного зала.

На сегодняшний день техники школы Дзигэн-рю преподаются открыто и для всех желающих в додзё  префектуры Кагосима. Им обучает текущий, 12-й глава школы — Того Сигэнори.

(Информация взята на сайте https://ru.wikipedia.org)

Источник 2

Отцом сенсации стал известный окинавский мастер каратэ и основатель школы Мацубаяси-рю Нагаминэ Сёсин. По его воспоминаниям, приблизительно в августе 1942 г. для исследования генеалогии семьи Мацумура он посетил дом праправнучки мастера в г. На-ха. В ее доме в ящичке буддийского алтаря Нагаминэ обнаружил мэнкёдзё – мастерскую лицензию – по школе Дзигэн-рю и листок цветной бумаги со стихотворением на нем, которые Мацумуре вручил сацумский мастер кэндзюцу Исюин Яситиро.

Мэнкёдзё представляло собой свиток. Видимо, из-за небрежного хранения он поразительно выцвел, верхний и нижний края его были очень сильно истрепаны. Кроме того, лицензия была написана скорописью с большими подтеками туши, так что прочесть можно было только отдельные фразы.

На листе цветной бумаги было написано стихотворение, которое вручил Мацумуре его наставник Дзигэн-рю:

Чем больше я гляжу тебе в лицо, тем горше расставание

При мысли, что уезжаешь ты на родину…

Нагаминэ скопировал это стихотворение, благодаря чему мы сегодня можем с ним познакомиться, поскольку оригинал погиб во время большой бомбардировки Окинавы 10 октября 1944 г. В тот же день сгорел и дом праправнучки Мацумуры, так что от него не осталось и следа. В страшном пожаре погибла и генеалогия семьи Мацумура, и все предметы, связанные с великим мастером.

Школа Дзигэн-рю, которую довелось изучать Мацумуре, была секретной школой княжества Сацума, к изучению которой допускались только вассалы дома Симадзу. Отличительная особенность ее – необычайная агрессивность: за исключением техники боя против копейщика, во всех остальных случаях Дзигэн-рю настаивает на решительной атаке противника. По этой причине в ней даже не существует оборонительных позиций. При этом Дзигэн-рю требует, чтобы фехтовальщик был способен первым же ударом рассечь противника «на полы» и таким образом мгновенно окончить бой. Для выработки такого сокрушительного удара используется упражнение татикиути – «удары по стоящему дереву». В нем фехтовальщик использует дубовую палку с неснятой корой диаметром около 3 см и длиной около 120 см, которой попеременно наносит удары справа и слева по стоящему дереву или столбу. Нормой считается ежедневное повторение 11000 таких ударов – 3000 утром и 8000 вечером. Последователи Дзигэн-рю полагают, что фехтовальщик может «поставить» базовые движения за 3 года таких тренировок.

В период военных столкновений середины XIX в. самураи из Сацумы, прошедшие подготовку по школе Дзигэн-рю, сражавшиеся на стороне антисёгунской коалиции, наводили ужас на своих врагов. Даже такой прекрасный фехтовальщик, как Хидзиката Сайдзо, заместитель командира карательного отряда сёгуната Синсэнгуми, возможно, знакомого читателю по художественному фильму «Табу», предостерегал своих подчиненных от стычек с бойцами Дзигэн-рю. Эти предостережения диктовались опытом и кровью, пролитой в боях с самураями Симадзу: в одной из стычек с воинами Синсэнгуми известный мастер Дзигэн-рю того времени Накамура Хандзиро за несколько минут прикончил девятерых противников и ушел безнаказанным.

Фудзивара Рёдзо выдвинул две гипотезы относительно того, при каких обстоятельствах Мацумура начал изучать школу Дзигэн-рю.

Обе они связаны с представительством Сацумы на Окинаве, которое возглавлял японский наместник – дзайбан бугё. Достоверно известно, что все сацумские наместникики на острове были знатоками Дзигэн-рю.

Согласно первой гипотезе Фудзивары, Сокон начал овладевать японским фехтованием еще до сдачи экзамена на чиновничью должность и назначения на пост телохранителя Сё Ко в 1829 г. Собственно, назначение на эту должность, возможно, явилось признанием его успехов в овладении искусством меча. Если это предположение верно, то первым учителем Мацумуры в Дзигэн-рю мог быть дзайбан бугё Сибуя Кимидзаэмон Цурамити из ветви Якумару Дзигэн-рю, который был наместником на Окинаве в 1826-1828 гг.

По другой гипотезе Фудзивары, знакомство окинавца с Дзигэн-рю состоялось уже в 1830-е гг. после возвращения из поместья Мина-тогава в Сюри, когда Мацумура познакомился и завязал дружеские отношения с тогдашним дзайбан бугё Матида Минору. Возможно, эта дружба и стала ключиком, открывшим окинавцу возможность знакомства с секретной школой фехтования княжества Сацума.

Как полагает Фудзивара, Мацумуру так заинтересовала эта традиция боевого искусства, что он стал буквально терроризировать Матиду, упрашивая его преподать ему фехтование. Однако Дзигэн-рю считалась секретной школой Сацумы, и специальный указ князя Симадзу категорически запрещал даже демонстрировать ее самураям из других княжеств. Однако, несмотря ни на что, в конце концов, окинавцу удалось добиться разрешения изучать Дзигэн-рю. Правда, видимо, пришлось подписать клятвенное письмо, адресованное сацумскому представительству на острове, в котором Мацумура обязался «изучать школу Дзигэн-рю только в одиночку и ничего не передавать другим». Как бы то ни было, Мацумура уговорил кого-то из двух упомянутых наместников, начал изучать японское фехтование мечом и вскоре достиг в этом деле больших успехов.

Тем временем Мацумура получил назначение на службу в рюкюсском представительстве в Кагосиме, столице Сацумы. Естественно, он не хотел упустить эту замечательную возможность поучиться фехтованию у лучших сацумских наставников. Тогда Матида Минору, то ли по своему почину, то ли по просьбе своего предшественника Сибуя Кимидзаэмона, написал для Мацумуры рекомендательное письмо в главное додзё Дзигэн-рю, в котором преподавал наставник Исюин Яситиро.

(Информация взята на сайте http://www.e-reading.club)

Дзигэн-рю