Лута Ливре зародилось благодаря великому бразильскому борцу Хатему «Тату» Эвклидесу (Euclydes «Tatu» Hatem) в первой половине XX-го века… Кстати, если верить Гуглу, то «Tatu» по-португальски означает «броненосец»…

Условно можно считать, что стиль получил свой старт в 20-х годах прошлого века, т.к. именно в это время четырнадцатилетний пацан из Рио, занимавшийся греблей и атлетизмом, увлёкся набиравшим в Бразилии популярность кэтч-реслингом… Надо сказать, что кэтч-реслинг того времени это не напичканные стероидами по макушку здоровяки в масках. Кэтч того времени – это жесткая (а, скорее, даже жестокая) борьба, сочетавшая в себе борьбу в стойке по типу вольной и более свободный партер, большое количество болевых, заломов, скручиваний, откручиваний и массу «грязных» приёмов, которых борцы того времени не считали такими уж грязными. Это было нормой… Подробнее об истории Catch-as-Catch-Can Wrestling (а именно так этот стиль называется полностью) можно спросить у Зубра. Он больше в курсе этого и даже тренировался с кэтч-реслерами в Японии. Важно лишь то, что нынешними известными представителями Catch-as-Catch-Can Wrestling являются Сакураба, Барнетт, и великий тренер Билли Робинсон…

Семья новоявленного борца не особенно приняла его новое увлечение. Что, в целом, понятно – одно дело аристократическая гребля, а совсем другое на потеху толпе друг другу ноги вырывать. Особенно лютовал отец, и с тем же упорством, как его сын учился борьбе, боролся с сыном. Однако Тату, считая, что борьба – это его призвание и вся его жизнь, не сдавался и твёрдо стоял на своём. В результате он боролся везде, где можно и с кем только можно. Он выступал и в Бразилии, и в Аргентине, и в Чили. Он готов был драться с представителями любых направлений и дрался с ними (не стоит забывать, что параллельно с кэтчем в Бразилии росла популярность валетудо, которое зарождалось так же в 20-х гадах прошлого века). Он не отказывался от реваншей, поскольку считал, что противнику нужно дать ещё один шанс. Он не боялся проиграть и не проигрывал. В 1940 году он одержал победу над представителем клана Грейси – Джорджем (George Gracie).

И Тату стал легендой борьбы в Бразилии и одним из величайших бразильских борцов всех времён.

Завершив карьеру, Тату принялся за обучение подрастающего борцовского поколения. Благо опыт у него был огромнейший, в том числе и в валетудо. Т.е. Лута Ливре зарождалось как жесткая силовая борьба, нацеленная на победу в драке.

Глядя на здоровяка Тату (а надо сказать, что многие из тех, кто зарождал Лута Ливре, был схожей комплекции и обладали недюжинной физической силой, т.к. большинство были гребцами и занимались атлетизмом) можно подумать, что Лута Ливре – это исключительно силовая борьба, и мелким там ловить нечего. Однако это не так.

В 70-х годах систематизацией Лута Ливре занялся профессор инженерного университета Роберто Лейтао (Roberto Leitao). Господин Лейтао взялся за дело со знанием сопромата, дзюдо но-ги и борьбы. А ещё господин Лейтао был невысокого роста и худощав. Поэтому он заострил внимание именно на технической, а не силовой составляющей Лута Ливре. Результатом его работы и тридцатилетних творческих поисков стало не только огромное количество техник, но и создание общих принципов этого вида борьбы. Как говорил сам Лейтао – с этими принципами мы можем ответить почти на все вопросы. Мы можем знать, почему, когда и как, мы можем улучшить наше понимание того, как мы должны развивать нашу стратегию грэпплинга.

Следующие поколения бойцов Лута Ливре явили миру таких известных специалистов,  как Уго Дуарте (Hugo Duarte), Эухенио Тадеу (Eugenio Tadeu), Марко Хуас (Marco Ruas), Дэниэль Д’Дана (Daniel d’ Dane).

Последний, кстати, и был учителем Андреаса Шмидта. Также, Д’Дана и Тадеу готовили Alexandre Franca «Pequeno» Nogueira, чемпиона Shooto. Из других известных – Уго Дуарте, например, готовил Alexandre «Cacareco» Ferreira. Само же Лута Ливре было очень успешно на турнирах валетудо в Рио особенно в сочетании с тайским боксом…

Читая такую оптимистическую историю, возникает закономерный вопрос: «Если оно такое замечательное, то почему о нём теперь так мало слышно, а бжж победным маршем проходит по залам всего Мира?».

Ответ прост – Грейси всегда были отличными бизнесменами.

Вообще, представители этих двух видов бразильской борьбы всегда, мягко говоря, недолюбливали друг друга. Грейси и их последователи считали лутадоров нищебродами, далёкими от понимания истинного искусства борьбы и практикующими грязную технику (чего, например, стоят одни болевые на ноги). Лутадоры, в свою очередь, не оставались в долгу и также за словом в карман не лезли, когда речь заходила об этих снобах от партера. Причём словами дело не ограничивалось. Оно не ограничивалось даже официальными (и не очень) турнирами – как бжжшники, так и лутадоры с удовольствием хлестались в банальных драках. Хоть «нищеброды с грязной техникой» и могли удивить своих оппонентов теми же болевыми на ноги (корни кэтча давали о себе знать), а «снобы от партера с чистой и филигранной техникой» были не только языкасты, но и реально техничны, противостояние шло с переменным успехом…

К слову говоря, про «нищебродов» бжжисты были не так уж и далеки от истины. В Бразилии, где большое количество бедных, заниматься бжж в 80-е годы мог себе позволить не каждый – членство в клубе, покупка ги, дополнительная плата за более продвинутые техники (Грейси всегда были отличными бизнесменами). Может как раз и оттуда растут ноги у «no gi – no shame»? Так что те, кто победнее, шли в Лута Ливре, а те, кто побогаче – в бжж… Что, кстати, не факт, что сыграло для техники Лута Ливре в минус. Все же понимают, ЧТО означает «бедные слои населения Рио» и какой своеобразный «опыт» у этих «слоёв»…

(Информация взята на сайте http://www.valetudo.ru)

 

Источник 2

Мало чего было известно о борьбе до 1950г. Тогда были небольшие клубы для обучающихся этой борьбе в крупных центрах Бразилии (Рио де Жанейро и Сан Паулу). Они оказывали поддержку в зарождающихся знаниях европейских борцов «Вольной борьбы«, которые были представлены в этой стране. В связи с огромной популярностью таких борцов, росло число последователей так называемой «жесткой борьбы», некоторые были склонны к борьбе с завершением жесткими болевыми приемами, а другие к Олимпийской борьбе.

Лута Ливре в переводе с португальского означает «вольная борьба», смысл которой складывается в применении множества болевых и удушающих приемов, где можно «делать все», кроме ударов в пах и ударов по глазам.

Параллельно с этим появлялись время от времени поединки Вале Тудо (бои без правил в Бразилии), которые использовали практику Лута Ливре. Чемпионы Вале Тудо , такие как Маркос Руас, Педро Рисо, Александре Пекеньо, Хоиль де Оливейра, Еухенио Тадеу были сформированы как бойцы с базы Лута Ливре и показали эффективность этой борьбы.

До того времени предполагалось, что Лута Ливре зависело сильно или почти полностью от физической силы или что она производила отменных атлетов но с ограниченными знаниями. В Рио де Жанейро более 70% борцов посвящали время развитию мускулатуры. Наконец то около 1960г. началась новая фаза Лута Ливре, где техника и творческий подход стали основополагающими моментами, дав шанс тренирующимся с менее выдающимися физическими данными. Самой важной фигурой, которая возглавила это движение, стал тренер (учитель) Роберто Лейтао, который рационализировал и обучал новым техникам Лута Ливре, используя свои знания профессора механики, исправляя существующие позиции, создавая и улучшая удары, все таким образом, чтобы обеспечить возможность через «основные принципы» привести к решениям и автономному развитию Лута Ливре.

С большим успехом учитель Роберто Лейтао уделял и продолжает уделять особое внимание техникам, которые показывают большую эффективность Лута Ливре по сравнению с другими видами борьбы.

Через его руки прошли, получая от него знания и обучение 90% выдающихся учителей, профессоров и борцов сегодняшнего времени.

Учитель Роберто Лейтао сегодня известен в мире, как один из главных ученых и знатоков грэпплинга. Его самый преданный ученик и последователь его метода — учитель Жоао Рикардо, директор традиционной и известной Академии Будокан, которая сегодня возглавляет рейтинг академий, которые обучают больше всего атлетов для международных соревнований на самом высоком уровне, оставаясь при этом мировым центром информации для Лута Ливре.

(Информация взята на сайте https://vk.com/topic-72490418_31737170)

лута ливре