Ямабуси-хэйхо

Предпосылки зарождения

Столкновения между феодалами привели к возникновению и дальнейшему развитию воинского искусства, которое стало весьма популярным среди ямабуси. Оно получило название «ямабуси-хэйхо», что в переводе означает «стратегия ямабуси». К сожалению, в наши дни это искусство не сохранилось. Что оно из себя представляло, можно лишь частично понять из отдельных элементов тех боевых искусств, которые вобрали в себя утраченные техники, либо, из различных немногочисленных источников, в которых немного описывались поединки настоящих ямабуси. Поэтому неудивительно, что на сегодняшний день никто не знает достоверно, что же из себя представляла данная техника.

Элементы техники

Судя по всему, ямабуси-хэйхо включало в себя элементы рукопашной борьбы, ведение боя с и без оружия, а также обучало ведению боя в партизанских условиях и в условиях различных диверсий. Историки считают, что одним из первых видов оружия у ямабуси был дорожный посох, который имел название «сяку-дзё». Он имел длину примерно 180 см. Помимо посоха, встречались и более короткие конго-дзуэ, палки, имевшие длину примерно 120 см. Эти два вида оружия всегда имелись в арсенале отшельников и помогали им справляться с различными ситуациями, случавшимися в дороге. Бытует мнение, что владеть палкой и посохом ямабуси научились однажды у странствующих буддийских монахов, которые приезжали на обучение в Срединное Царство.

Не исключено, что ямабуси превратили в оружие и топор, соломенную шляпу, веер из кипариса, веревку. Стоит отметить, что одним из необычных элементов экипировки ямабуси были морские раковины, которые отшельники использовали для передачи друг другу своих координат и другой различной информации.

Спустя определенное время в стандартную схему вооружения ямабуси вошла катана. Из-за того, что ямабуси начали носить мечи, европеец Д. Кэмпфер, который был одним из первых представителей западного мира, посетивших Японию в 16 веке, неправильно перевел слово «ямабуси», и в его интерпретации это звучало как «горные воины». Португальский миссионер Луиш Фройшп вообще сравнивает ямабуси с поклонниками Сатаны, однако форма одежды у них как у солдат. Скорее всего, ямабуси настолько овладели искусством ведения боя мечом, что стали в этом деле настоящими асами. Об этом можно судить по многим школам кэн-дзюцу, которые брали свои начала в древних школах ямабуси-хэйхо.

Бытует мнение, что развитию высочайшего искусства боевых навыков у ямабуси способствовали не только китайские техники, но и неимоверная психологическая подготовка. Не исключено, что в свою подготовку «горные воины» добавили энергию киайи и некоторые элементы гипноза. Помимо этого, ямабуси были знатоками в медицине, поэтому отлично владели техникой точечных ударов по болевым точкам. Стоит обратить внимание, что для устрашения возможных врагов, сами ямабусы распространяли мнение, что они пользуются магией и насылают проклятия.

Связь с магией

Икэгути Экан в своих записях вот что рассказывает про ямабуси: «Сюгэндо имеет у себя в арсенале большое количество проклятий. Для них проклятье – это убийство при помощи заклинания. Те люди, которые подверглись подобным заклинаниям, в скором времени либо умирают, либо становятся «овощами», лишаясь духовных сил.

Однако, пользоваться заклинаниями ямабуси не всегда хотели. Ведь в их представлении наложению проклятья всегда сопутствовала отдача: неудача всегда возвращалась к тебе самому или к твоим потомкам. Поэтому прежде, чем прибегнуть к помощи магии, ямабуси молили Будду, чтобы возмездие за заклинание получил только ты, оберегая таким образом своих близких и потомков.

Древние ямабуси перед тем, как наслать проклятье, усердно молились Будде, длительное время уделяли медитации, зарыв тело в землю. Они были сходны с мумиями, объясняя это состояние тем, что после заклинаний может произойти что угодно.

Место для подобных ритуалов выбирали максимально грязным и нечистым. В процессе подготовки применяли треугольные печи, которые, считалось, были символами неудачи».

Перед произнесением заклинания, гёдзя полностью окрашивал себя в черный цвет: тело, белье, одежду, зубы, ногти. Таким образом он «превращался» в демона. В психологическом плане, заклинатель настраивал себя и на черные мысли, пропитывая свое сердце злом и ненавистью. Из глины гёдзя изготавливал куклу, представляя ее двойником человека, которого нужно было проклясть, и, соответственно, обращался к этой кукле, когда произносил заклинание. Затем он со всей ненавистью подвешивал «двойника» на крюк и сжигал ее, поместив в треугольную печь. Пока кукла горела, гёдзя, с заклинанием на устах, рубал ее своим мечом.

Кукла сжигалась не на обычных дровах, а на дровах из ядовитой породы дерева пикрасиму. Оно имело на своей поверхности колючки, а когда его поджигали, горело с треском и шипением и выделяло ужасающе неприятный запах. Помимо сжигания куклы, необходимо было провести жертвоприношение, для которого использовалось отвратительно пахнущее гнилое мясо, а сама обстановка должна быть максимально грязной и нечистой.

Чтобы провести подобный ритуал, гёдзя уходили далеко в горы, чтобы случайный наблюдатель не смог увидеть это грязное действие. Лишь спустя 7-10 дней укрытия в горах, можно было приступать к проведению ритуала.

Для того, чтобы произнести заклинание, очень важным было правильно подобрать время, место и необходимые приемы.

В тот момент, когда насылается проклятье, очень важно было мысленно направить всю ненависть и злобу в то место человека, которое считалось самым уязвимым. Время подбиралось соответственно фазам луны, приливов и отливов, важную роль играла дата рождения жертвы. Все это нужно было для того, чтобы рассчитать максимально удобный день для ритуала. Чтобы выявить момент, когда жизненная энергия человека максимально низкая и слабая, гёдзя пользовались своими познаниями в учении «инь» и «ян».

Проклятье начинало проявлять себя в промежутке от 10 дней до 3 месяцев. Будущая жертва сходила с ума, становилась слабоумной или вовсе умирала. При этом, врачи никак не могли помочь пострадавшим.

Создание собственной тактики

В связи с тем, что монастыри в Японии считались первостепенными и самыми важными культурными центрами, хранившие в себе множество знаний, записанных в книгах, которые были привезены из Китая, ямабуси имели полный доступ к этим источникам мудрости. Добравшись до трактата «Сунь-цзы», ямабуси овладели искусством войны, однако далеко не все приемы, содержащиеся в книге, можно было применить в полной мере. Это связано с тем, что китайские наставления относились к крупномасштабной войне, в которой сталкивались две или несколько огромных армий, частно на открытых территориях. Но ямабуси выработали собственную технику и стратегию ведения боя, основываясь на трактате «Сунь-цзы». Данная стратегия заключала в себе оперативное действие малых, но хорошо вооруженных отрядов, которые занимались диверсиями, саботажами и различными уловками.

В своих учениях и практиках ямабуси много времени и внимания уделяли маневрам. Они отлично ориентировались в местных горах, знали все потайные тропы, особенности рельефа, прекрасно ориентировались на местности, могли легко выживать в любых погодных условиях, добывать еду практически из неоткуда. Все эти навыки они приобрели во времена своих паломничеств, и знания передавались из поколения в поколение. Благодаря данным умениям, в последствии, многие ямабуси выступали в роли лазутчиков у различных военачальников. Более того, пересекая границы различных районов Японии, им не нужно было показывать какие-либо документы и подвергаться досмотру. Достаточно было продемонстрировать стражником какие-либо свои тайные умения и ямабуси пропускали без проблем дальше. Это, правда, способствовало проникновению через границы различных шпионов, которые хоть немного были знакомы с техникой и ритуалами «горных воинов».

Легенды

Принято считать, что на закате периода Хэйан в обществе ямабуси-хэйхо образовалось несколько боевых направлений. Легенды утверждают, что Хакуун Доси, гёдзя, по прозвищу «Даос Белое облако», создал школу Хакуун-рю, которая считается одной из самых древних в ямабуси-хэйхо. От нее, со временем, произошли множество других, более мелких школ, названия которых сегодня, к сожалению, уже утрачены. Но вот некоторые из них: Рюмон-рю (Школа Врат дракона), Готон дзюхо-рю (Школа пяти способов бегства и десяти методов), Кисю-рю (Школа провинции Кисю), Гэндзицу-рю (Реалистическая школа), Гэн-рю (Школа темонты).

Еще одна легенда утверждает, что 8 сохэев-ямабуси создали свою школу под названием Кёхати-рю (Курама хати-рю). В основу и принципы школы было положение учение из книг «Лютао» и «Сань люэ».

Несомненно одно – ямабуси-хэйхо оказало колоссальное влияние на развитие японских боевых искусств того времени. На этот счет имеется множество легенд, в которых повествуется о том, что создатель того или иного направления в бу-дзюцу, получил свои знания от горных отшельников. Не является исключением даже знаменитая школа дзю-дзюцу Такэноути-рю, о чем написано в книге «Бугэй хасири-мавари».

Во многих книгах и свитках запечатлены мифические тэнгу, создания, которые у японцев считаются прародителями ямабуси и ниндзя. В дословном переводе тэнгу – означает «небесная лисица». Если верить преданиям, то эти создания живут в горах, у них человеческое тело, длинный красный нос (в других источниках – клюв), имеются крылья как у птицы. Тэнгу прекрасно владеют магическим искусством, умеют летать и, даже, быть невидимыми. Они обладали, в том числе, техникой владения мечом.

Отсылки к прошлому

В некоторых народных преданиях даже существуют описания того, как тэнгу ходят в одежде ямабуси, которые совершают свое паломничество. Нередко можно увидеть, что слова «тэнгу» и «ямабуси» являются синонимами. Поэтому неудивительно, что в наставлениях множества школ кэн-дзюцу, дзю-дзюцу и, вообще, бу-дзюцу в целом, можно увидеть иллюстрации ямабуси. А это говорит о том, что «горные воины» оказали значительное влияние на становление различных школ боевых искусств Японии.

 

Ямабуси-хэйхо

Наша группа ВКонтакте