В буквальном переводе сонмудо означает «боевое искусство дзэн».

Недалеко от побережья Японского моря на территории современной Южной Кореи, в двадцати километрах к востоку от Кёнджу, древней корейской столицы, расположен первозданной красоты пещерный комплекс Гольгульса – первый буддистский монастырь в истории страны.

Еще двадцать лет назад это место было полузаброшенным, немногочисленные строения в округе — ветхими, пока здесь не появился новый настоятель, мастер дзэн Шог-Ун Сёл. Он обновил храм, построил дорогу и превратил Гольгульсу во всемирно известный центр изучения корейского боевого искусства сонмудо.

Традиционное название его древнекорейского прототипа — Гум Ганг Йонг Хван (Gum Gang Yung Gwan). Эту дисциплину, похожую на карате, Шог-Ун (Jeog Un) изучал под руководством своего учителя Янг-Ик Сон Има (Yang-Ik) в храме Бусана. В 70-е годы XX века мастер Янг-Ик многое делал для сохранения древнего знания: систематизировал и обучал техникам, практически забытым в XIX веке. Шог-Ун продолжил дело любимого учителя, дав боевому искусству новое, простое имя — сонмудо — и вдохнув в него новую жизнь. С 1992 года Гольгульса — не просто благоустроенный храм и монастырь, а тренировочный центр, так называемый Темплстэй (Templestay), в который съезжаются люди со всех уголков планеты, чтобы, живя монашеской жизнью, изучать древнее боевое искусство и медитацию.

Боевые искусства дзэн традиционно восходят к китайскому ушу. В Корею буддизм стал проникать в VI веке в качестве разновидности махаяны, «мирского буддизма», ставшего основой для корейского дзэн. Японский термин «дзэн» китайцами произносится как «чань», корейцами — «сан», а в изначальном варианте, на санскрите, звучит как «дхьян». Это седьмая ступень классической индийской йоги, состояние полного сосредоточения и погружения в медитацию, предваряющее самадхи (состояние просветления). В условиях традиционной китайской культуры и климата статическая буддистская медитация стала активной, динамической, соединившись с боевыми искусствами.

Основа метода сонмудо — обрести гармонию, укрепив дух, очистив ум, подготовив тело. Шог-Ун учит: чтобы добиться этого состояния, необходима развитая концентрация и контроль над речами, мыслями и телом — тремя составляющими кармы.

В III-IV веках в Корее сложились первые государства — Когурё, Пэкче и Силла. Форма правления была заимствована из Китая, а проникший на полуостров буддизм быстро утвердился в качестве господствующей идеологии, вытеснив конфуцианство. Укрепление государств сопровождалось упадком китайской династии Нань (имеется в виду период до конца VI века под названием «Нань бэй чао», Южная и Северная династии, 386-589 годы, или 420-589 годы), что позволило Корее сохранить независимость. Внутренние конфликты и междоусобные войны быстро истощили Когурё и Пекче. В VII веке весь полуостров был объединен под властью южнокорейской Силлы со столицей в Кёнджу. Произошло это и потому, что Силла стала духовным центром Кореи: в VI веке святой Кванг Ю основал в окрестностях столицы пещерный монастырь Гольгульса с двенадцатью кельями-пещерами, храмом и огромной статуей Будды на вершине горы Хамвольсан. По преданию, в строительстве храма участвовали шестеро индийских монахов, передавших священное знание Татхагаты напрямую монаху Кванг Ю.

Гольгульса стала центром развития буддизма в Корее, здесь же монахи совершенствовались и в традиционном воинском искусстве Гум Ганг Йонг Хван. Но после упадка Силлы влияние Гольгульсы ослабло, и монастырь постепенно пришел в запустение. Для молодого мастера Шог-Уна возродить былую славу Гольгульсы, центра боевого искусства дзэн и всего корейского буддизма, было делом чести.

Закалить дух можно, подчинив себя жесткой дисциплине монашеского быта. День в Гольгульсе начинается в 4.00 громкими звуками моктака (деревянного гонга). Исключений не делают никому — проспавший должен принести три тысячи поклонов Будде и лишается пищи на весь день, а вместе с ним и его соседи по келье. В 4.30 начинается молитва в древнем пещерном храме Гольгульсы с чтением сутр. Это так называемый чантинг (chanting), когда пение сутр выполняется одновременно с ритмичными поклонами-простираниями. После этого — час сидячей медитации дзадзэн и час медитации в прогулках по территории монастыря и окрестностям.

Природа в Гольгульсе располагает к созерцанию. Территория горного монастыря утопает в зелени, а тишину ранним утром нарушает лишь журчание ручьев. Напоминанием о конечной цели практики возвышается огромная статуя Будды, высеченная в скале. Возраст этой статуи, по всей видимости, равен возрасту монастыря, и ее нижняя часть совсем стерлась от времени.

Дзадзэн — вид сидячей медитации, направленной на достижение состояния не-ума. Наравне с коанами — алогичными диалогами и высказываниями, сандзэн-приватными беседами с учителем, и физической подготовкой — боевыми искусствами, дзадзэн является одной из четырех основных практик дзэн. Основоположник дзадзэн, японский мастер XIII века Доген, дал детальное наставление по правильному положению тела и откорректированному состоянию сознания во время медитации: «Для практики дзадзэн желательно иметь тихое помещение. Следует быть умеренным в пище и питье, оставляя все иллюзорные желания. Оставляя все в стороне, не думайте ни о хорошем, ни о плохом, ни о правильном, ни о ложном. Таким образом остановив все возможные функции сознания, отбросьте идею стать Буддой. Это также истинно для дзадзэн, как и для вашей повседневной жизни.

Обычно на пол укладывается плотный квадратный коврик, на который вы садитесь, и круглая подушечка. Можно сидеть в положении полного «лотоса», так и в «полулотосе». Уложите правую стопу на левое бедро, затем — левую стопу на правое бедро. Одежды должны быть свободны и чисты. Затем положите правую руку на подошву левой ноги, а левую кисть — на правую ладонь, кончики больших пальцев рук слегка касаются. Сидите прямо, не наклоняясь ни влево, ни вправо, ни назад, ни вперед. Уши должны находиться на одной вертикальной линии с плечами, а нос — на линии пупка. Язык следует держать против верхнего неба, зубы и губы сомкнуты. Глаза постоянно открыты, дыхание спокойное, через нос.

Наконец, отрегулировав тело и сознание таким образом, глубоко вдохните, качнитесь всем телом из стороны в сторону и зафиксируйтесь твердо, как скала. Думайте о недумании. Как это делать? Думанием за пределами недумания и думания. Это основа дзадзэн. Дзадзэн — это не есть медитация, которую осваивают шаг за шагом. Это просто свободная и приятная практика Будды, реализация буддийской мудрости. Истина проявляется, и нет иллюзий. Если вы понимаете это, вы полностью свободны, подобно дракону, отыскавшему воду, или тигру, стоящему на горе. Высший закон тогда явится сам собой, а вы освободитесь от беспокойств и смущений.

В завершении практики дзадзэн плавно и медленно подвигайте телом и спокойно поднимитесь. Избегайте резких движений». (Цит. По: Коваль С.Н,Холин Ю.Е. Дух воина. — Краснодар: Маерли, 1993.)

Каждую трапезу предваряет Пару-Гонгянг — медитативная церемония. «Эта практика позволяет нам осознать необходимость порядка, гармонии, глубокого уважения и сострадания ко всем живым существам», — говорит настоятель. Рацион монашеской трапезы строго вегетарианский и состоит из постного риса, кимчи (острой корейской капусты), овощного супа, жгучих соусов и зелени. Правило монашеской трапезы гласит, что нельзя выбрасывать остатки пищи, поэтому все, включенное в трапезу, должно быть съедено.

В 9.00 после завтрака монахи практикуют сонмудо вместе с мастером, а затем, в 11.00, совершают 108 поклонов Будде. После обеда — снова медитации и практика сонмудо. Отбой — в 9.30, после интенсивной вечерней тренировки. График занятий кажется слишком суровым для некоторых новичков, но Шог-Ун уверен, что только так, преодолевая себя, можно укрепить дух и развить волю.

Занятия сонмудо разделены на две категории — спокойные и активные. Утренние тренировки проходят в расслаблении. Ученики практикуют дзэнскую йогу, асаны и техники релаксации тела и сознания. Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям. Шог-Ун говорит: «Дыхание — это мост, соединяющий тело и разум, поэтому нам особенно важно практиковать дыхательную гимнастику». Вечером ученики получают полную нагрузку, отрабатывая технику боевого искусства — удары и махи. Спарринги между партнерами не проводятся, в контакт друг с другом они не вступают. Такие занятия сопровождаются лекциями и демонстрациями мастеров.

В середине дня учеников ждет чайная церемония с мастером или одним из старших монахов. Во время чаепития учитель уделяет особенное внимание толкованию принципов практики активного дзэн: «Если вы находитесь в состоянии полного осознания в любой момент, что бы вы ни делали — это и есть активная медитация дзэн. Добиваться этого состояния необходимо, практикуя не только сидячую медитацию, но и боевое искусство».

Занятия сонмудо оказывают терапевтическое воздействие на организм, позволяя избавится даже от хронических заболеваний. Японский доктор Хасекава, наблюдая учеников Шог-Уна длительное время, пришел к выводу, что такая практика ускоряет обмен веществ и укрепляет выносливость, кровообращение и эндокринную систему организма. Развитие и укрепление сухожилий и связочного аппарата особенно полезно детям и подросткам — не случайно Гольгульса реализует специальную программу «Ва-Ранг» для корейских детей.

Ва-Ранг — элитное боевое монашеское подразделение времен расцвета Силлы. Оно формировалось из юношей и мальчиков, с детства воспитывавшихся в Гольгульсе. Юноши Ва-Ранга были знамениты храбростью, несгибаемым духом, совершенным знанием священных текстов и владением боевым искусством дзэн.

Программа «Ва-Ранг» рассчитана на детей в возрасте от 10 лет. По словам Шог-Уна, программа наследует дух юношей Ва-Ранга времен Силлы, но адаптирована к современным реалиям. В ходе специальных семинаров подростки изучают буддистские сутры и основы дзэн, знакомятся с традиционной корейской культурой, учатся медитировать. Корейские власти отметили, что участие в семинарах, проводимых в Гольгульсе, дисциплинирует учеников, развивает их телесно и нравственно.

Программа «Ва-Ранг» была признана столь успешной и полезной, что на ее основе был разработан факультативный курс для общеобразовательных школ — сонмудо теперь изучают по всей Корее. А в Кёнджу была создана специальная школа «Ва-Ранг», в которой старшеклассники получают углубленные знания дзэн.

В настоящее время сонмудо изучается в качестве базовой дисциплины в университетах Донггука, Пусана, Кёнгви и Кёнджу, в Корейском государственном университете искусств. Мастер Шог-Ун интенсивно работает над созданием специальной Академии сонмудо.

Помимо трехдневных тренинговых программ, осуществляемых с 1992 года на корейском и английском языках, Гольгульса предлагает расширенную программу с посещением буддистских святынь и мест силы, таких как расположенная в море гробница правителя Мун Му (661-681). Хорошая организация процесса, выстроенная методика обучения и неоспоримые достоинства практики, укрепляющей тело и дух, сделали свое дело — интерес к сонмудо шагнул далеко за пределы Кореи. Своеобразные «филиалы» Гольгульсы созданы и успешно развиваются сегодня в Канаде, Франции, Швейцарии.

(Информация взята на сайте http://natiwa.ru)

сонмудо