Каларипаятту

Каларипаятту — это древнее боевое искусство и тантрическая система самосовершенствования, история которой насчитывает много тысяч лет. Некоторые из принципов Каларипаятту описаны в Дханурведе — древнем ведическом трактате по военному искусству, однако основные традиции, существовавшие еще до написания Дханурведы, передаются посредством шрути от Учителя к ученику. Кроме того, Каларипаятту, являясь частью системы ведических знаний Санатана Дхарма, тесно связано с другими древними науками о физическом и тонком теле человека и его роли во Вселенной.

В Пуранах (ведических мифах) говорится, что творцом Каларипаятту является Бог Шива — начало, символизирующее высшую форму трансформации сознания. Шива передал это знание Парашураме (воплощение Вишну) и святому Риши Агастье. Но прежде, чем это произошло, они долго добивались Его благосклонности, чтобы заслужить право обладать знаниями боевых искусств.

Прошли тысячелетия, эти знания были сохранены и по сей день передаются из поколения в поколение. В былые времена в Индии все дети, независимо от пола, с 7 лет должны были обучаться Каларипаятту. Девочки после достижения половой зрелости могли выбирать, желают ли они продолжать обучение или нет. Искусством Каларипаятту владели также монахи и священнослужители, которые в жизни соблюдали принцип Ахимсы (ненасилия), но в безвыходной ситуации могли постоять за себя, своих близких и других членов общества. Упоминание об этих святых воинах встречаются в Махабхарате, Пуранах и других ведических писаниях.

Последние несколько веков центром традиции Каларипаятту был южно-индийский штат Керала, благодаря чему тут всегда успешно отражали многочисленные нападения вражеских армий, неоднократно завоевывавших менее защищенные части Индии, в том числе нашествия португальцев, исламских султанов и имперских войск Великобритании. Во время нашествия англичан Керала ни разу не была захвачена силой, она пала только из-за предателей, подкупленных британцами. После укрепления британской власти Каларипаятту было запрещено. Учителя передавали это знание тайно. Часть знаний была утеряна, но к счастью многое сохранилось и передаётся по сей день.

Как в древности, так и в нынешнее время круг интересующихся Каларипаятту не ограничивается только воинами, йогами и энтузиастами восточных единоборств. Уже упоминалось, что раньше это боевое искусство и искусство самосовершенствования с самого детства должны были знать все. Кроме того, Каларипаятту являлось неотъемлемой частью учебной программы учеников традиционных индийских танцев, поскольку длительное практикование Каларипаятту способствует развитию четкого позиционирования и ощущения себя в пространстве, слаженного действия мышц, координации и правильного восприятия окружающей среды. Все это способствует успеху в любых физических дисциплинах. В современном мире пользу Каларипаятту признают и профессиональные представители боевых видов спорта. Пополняя свои тренировочные программы элементами Каларипаятту, они становятся более успешными в своих дисциплинах и быстрее продвигаются в спортивной карьере.

Почему же Каларипаятту является уникальной системой самосовершенствования? Одним из его главных преимуществ является то, что знания, которые в нём используются, более обширны, чем простое понимание физиологии и тренировки реакций. Каларипаятту развивает не только физическое тело человека, но и в очень большой степени совершенствует и уравновешивает его тонкое тело. Знатоки Каларипаятту являются профессионалами в вопросах работы с Нади (энергетическими каналами тонкого тела), Чакрами (энергетическими центрами или сплетениями Нади), Марма Чикитсы (науки об энергетических точках на теле человека), Тридоша Видьи( знания о трёх главных конституциях человека), принципа Шивы и Шакти (равновесия мужского и женского начала во Вселенной), Дхьяны (медитативного состояния сознания человека), а также тонкой связи с животным миром, позволяющей обрести определённые способности и инстинкты, которые присущи животным.

Эти бесконечные знания имеют разнообразное применение в искусстве Каларипаятту:

Во-первых, они используются для того, чтобы максимально способствовать развитию физического тела и оптимизировать этот процесс. Движения тела и упражнения, которые делаются в соответствии с истинными принципами Каларипаятту, позволяют оптимально распределять Прану (тонкую внутреннюю энергию) по всему физическому телу, что особенно важно в процессе работы с мышцами и связками. Таким образом, тело развивается с меньшими затратами сил, и человек меньше устает. Это позволяет людям накапливать энергию и быстро востанавливаться после утомительныех с виду занятий, сложных упражнений и приёмов. Этот «заряд» энергии обладает терапевтическими свойствами, сохраняется в течение нескольких дней и с регулярной практикой становится всё более ощутимым, оздоравливая все тело.

Во-вторых, все эти знания направлены на достижение равновесия в тонком теле человека. Это является причиной того, что уравновешивается и его сознание – вялые и неуверенные в себе люди быстро становятся более активными, бойкими и внутренне сильными, а слишком агрессивные и вспыльчивые обретают адекватность и безмятежность. Иными словами, укрепляется и уравновешивается как тело, так и дух. Этот внутренний баланс даёт человеку покой и состояние удовлетворенности, а также иной, более объективный взгляд на все события в жизни.

В-третьих, энергетическое равновесие, достигаемое посредством практики Каларипаятту, обеспечивает иное восприятие окружающей среды и людей, у практикующего появляется способность своевременно чувствовать возникновение и ожидаемый ход опасных ситуаций. Таким образом, человек заблаговременно знает, чего ожидать и как реагировать, зачастую даже не успевая это логически обдумать. Также обостряется и физическое восприятие — люди начинают больше видеть, слышать и чувствовать. Тут свою роль играет и мистическое влияние так называемых «поз животных».

Наконец, постижение себя, своей энергии даёт полноценное представление о возможностях других людей. Это позволяет понять, как быстро и эффективно нейтрализовать противника и как в случае необходимости вернуть его к жизни, а также дает знание о том, как помочь людям, пострадавшим в несчастных случаях.

Каларипаятту даёт человеку глубокое и целостное понимание о развитии своего тела, энергии и сознания, тем самым, предоставляя ему более полное восприятие окружающей среды и людей. Недаром Каларипаятту считается также и динамической медитацией — медитацией на себя во Вселенной и Вселенной в себе. Целью этой Дхьяны (медитации) также является Йога или единение с собой, со своими доброжелателями и недругами. Находясь в таком состоянии, у человека появляется возможность адекватно взаимодействовать как с одними, так и с другими. Это далеко не единственные уникальные особенности Каларипаятту.

(Информация взят на сайте http://garavasara.com)

Источник 2

Это одно из древнейших боевых искусств мира. Оно сохранилось до наших дней в ряде деревень и городов штата Керала, на юго-западе Индии. На языке малаяли (языке дравидов, темнокожих коренных жителей субконтинента, обитавших здесь еще до прихода ариев) каляри значит «священное место», слово же ппаятт (или «ппаятту») переводится как «бой», «боевые приемы». Таким образом, это название означает что-то вроде «боя на священном месте», что связано с интересной особенностью тренировок: их никогда не проводят на открытой площадке.

Обычно сначала размечают прямоугольник 12 на 6 метров. Затем углубляются в землю на 2 метра. Сверху настилают на решетку из прутьев пальмовые листья. Или же обкладывают стены котлована камнем. Тем самым решаются сразу две задачи: не так жарко, как на открытом месте (тропики!), и есть укрытие от посторонних взглядов.

С одной стороны делаются ступеньки входа, в дальнем углу устраивается алтарь богини войны и отваги Махакали. Там горит масляная лампада, стоят цветы, находятся изображения богини. На стенах — портреты прежних учителей школы. Возле алтаря сложено оружие.

Спустившись в этот зал-котлован (входить туда надо всегда только с правой ноги), ученик должен коснуться рукой пола и поднести ее ко лбу (взять прах), затем поклониться алтарю, а потом встать на колени перед учителем и прикоснуться лбом к его ступне. Когда все собираются вместе, начинается тренировка. В ней четко выделяются 4 раздела.

Первый называется «метхотхари». Это комплекс общефизической подготовки. Он включает в себя различные шаги, прыжки, приседания, отжимания, махи руками и ногами, повороты, наклоны, вращения в сочетании с определенной техникой дыхания. Ритм упражнений задает учитель (гурукал), напевая мелодию в индийском стиле бесконечной импровизации. Метхотхари занимает много времени и дает большую нагрузку.

Второй этап — «колтхари», упражнения с оружием. Сначала с «отта», деревянной толстой палкой в форме бивня слона. Потом с бамбуковой тростью (кеттукари), с «мади» — своего рода кинжалом из двух рогов антилопы, соединенных торцами (это двуконечное оружие держат рукой посередине), с «черувати» (короткой палкой), с саблей и маленьким круглым щитом, с гибким обоюдоострым мечом-плетью «уруми» и другими видами старинного вооружения.

Третий раздел называется «ангатхари». Это упражнения без оружия, к ним переходят только после того, как научились владеть оружием. Здесь два основных положения. Во-первых, гуру-кал показывает ученикам 12 точек человеческого тела, поражение которых влечет смерть, и еще 96 точек, воздействие на которые вызывает либо сильную боль, либо временный паралич. Во-вторых, приемы боя голыми руками и ногами основаны на подражании животным: змее, льву, пантере, медведю, тигру, слону и другим. Существуют 8 (или 12) традиционных способов нападения и защиты, объединенных в определенные комплексы типа «звериных ката».

Четвертый раздел «верамкхари» — означает учебные поединки. Они бывают трех типов: безоружного против вооруженного; двух одинаково вооруженных противников; противников с разным оружием (например, у одного длинный меч (пулиянкам) и щит, а у другого — только один гибкий меч (уруми).

В каляри-ппаятт различают 2 основных стиля — Юга (более древний) и Севера. В северном стиле много прыжков, ударов ногами по верхнему уровню (в том числе в прыжках), длинных выпадов. Стойки здесь закрытые, руки и ноги в ударах и блоках никогда до конца не распрямляются, основная ударная форма рук — кулак.

Южный стиль предпочитает удары и блоки открытой рукой, высокие удары ногами и прыжки встречаются редко, круговые движения преобладают над прямолинейными. В целом, стиль Юга более жесткий, чем северный, он сохранил первозданный облик чисто боевой техники, тогда как на Севере каляри-ппаятт в большей мере стал искусством военного танца. В этом смысле можно провести параллель между местным фольклорно-танцевальным театром «катхакали» и «пекинской оперой». Там и там практикуют, по существу, сценическое, а не реальное искусство боя.

Наиболее древний трактат «каляри-ппаятт». был записан на пальмовых Листьях около двух с половиной тысяч лет назад. Он называется «Асата вадиву». Кроме того, здесь имеется книга о нервных центрах и жизненно важных точках тела (тоже записанная на пальмовых листьях 2. тысячи лет назад) — «Марама-сутра». Учителя каляри-ппаятт все, как один, являются специалистами в области традиционной индийской медицины. Они умеют лечить ушибы и переломы, вывихи и растяжения, останавливать кровотечение и снимать боль, вправлять кости и вообще устранять последствия любых травм. Для этого они используют массаж, различные мази и снадобья, хиропрактику, внушение и магические обряды. Воинская магия вообще играет важную роль в этом древнем искусстве, но о ее сути мало что известно.

Каляри-ппаятт намного старше самых старых школ китайского ушу, не говоря уже о корейских и японских школах. В этом главная ценность экзотического реликта давно ушедших времен.

(Информация взята из книги «Энциклопедический справочник. Боевые искусства. 200 школ боевых искусств Востока и Запада»).

Каларипаятту