Мусо Дзикидэн Эйсин Рю
Основателем Мусо Дзикидэн Эйсин Рю в будо считается Хаясидзаки Дзинсуке Минамото но Сигэнобу (1542-1621). Техническими основами его школы были приемы быстрого обнажения меча, защиты и контратаки. Одновременно в этой системе оружие начало использоваться, и как адепт познания и совершенствования.
Хаясизаки Дзинсукэ путешествовал по Японии, представляя свою систему. В результате более чем 200 школ в тех местах, где он бывал, во время своих путешествий, стали развиваться под его влиянием.
Вторым мастером, продолжателем системы Хаясизаки Дзинсукэ Сигэнобу, считается Тамия Хэйбэй Наримаса, основатель школы Тамия Рю.
Следующим мастером, дополнившим в систему, был Хасэгава Хидэнобу. Хасэгава Хидэнобу (Эйсин) — 7-ой мастер системы обучался у Бано Нобусада методам Риндзаки Рю. На базе техники он развил систему и создал школу, которую назвал «Хасэгава Эйсин Рю». Это было направление Иай-до, выполнявшийся из «татэ-хидза» (где фехтовальщик сидит с поднятым коленом правой ноги, а его левая нога подвернута под ягодицу).
Дальнейшие изменения и дополнения были внесены во время 9-го мастера (Хаяси) — Омори Рокудайю Моримаса, обучавшегося под руководством мастера Араи Сэйтэцу Киёнобу в Эдо. Неизвестно точно кто внес эти изменения Омори Рокудайю Моримаса или Омори Рокуродзаэмон Масамицу, который также преподавал в школе, но в систему была введена церемония приветствия взятая из «Огасавара Рю» Рэйсики, — «сэйдза» (сидя на коленях), и фехтовальные приемы выполняющиеся из этого положения.
Базовая школа получила название «Мусо Дзикидэн Эйсин Рю» и расположилась на острове Сикоку в области Тоса. Школой была принята политика «закрытых дверей». С 11-го мастера, в школе произошел раскол на две фракции. Одна фракция «Синомура Ха» прослеживается до 16-го мастера — Накаяма Хакудо. Другая — «Танимура Ха», идет до 19-го мастера — Коно Мономори. 17-ый мастер «Танимура Ха» — Оэ Масамити изменил политику закрытых дверей, пересмотрел и упростил многие из ранее существовавших методов, которые были на его взгляд, слишком усложнены, ввел более простую терминологию. Затем объехав Японию он представлял эту систему, которая стала известна как «Мусо Синдэн Рю».
Сторонники консервативного подхода к изучению Иайдо считают, на 16 мастере «Синомура Ха» — Накаяма Хакудо, прервалась прямая связь передачи техники системы Хаясизаки. Тем не менее, система основанная Хаясизаки Дзинсукэ Сигэнобу является базовой для «Мусо Синдэн Рю».
(Информация взята на сайте http://www.kishintai.lv/ru)
Источник 2
История школы Мусо Дзикидэн Эйсин Рю Иайдзюцу Ямаути Ха Комей Дзюку (Muso Jikiden Eishin Ryu Yamauchi Ha Komei Juku)
Основатель стиля — Хаясидзаки Дзинсуке Сигенобу (Hayashizaki Jinsuke Shigenobu), другое имя — Дзинсукэ Минамото Сигенобу (1546–1621) из Хаясидзаки в префектуре Канагава. С 1571 года школа именовалась Хаясидзаки Мусо-рю (Hayashizaki Muso Ryu) — «Школа из сна в Хаясидзаки» или Сигэнобу-рю (Shigenobu Ryu) — «Школа Сигэнобу», которая стала прародителем многих стилей иайдо и иайдзюцу.
Впоследствии школа Хаясидзаки Сигенобу стала основой для создания многих известных школ и стилей, в частности Мусо Дзикидэн Эйсин Рю (Muso Jikiden Eishin Ryu), Мусо Синдэн Рю (Muso Shinden Ryu) и многих других.
2-м патриархом был Тамия Хэйбэй Сигемаса, основатель стиля Тамия.
3-й патриарх — Тасумицу Ансэй (Мураку Нюдо Кинросай) из Нагано.
4-й патриарх — Момо Гумбэй Мицусигэ.
5-й патриарх — Арикава Седзаэмон Мунетсугу.
6-й патриарх — Банно Дануэмон Но Йо Нобусада.
Важным в истории продолжения и развития школы стал 7-й патриарх школы – Хасегава Чикараносукэ Хиденобу, имевшему также имя Эйсин. Он одним из первых проанализировал и адаптировал приемы работы с мечом при переходе от формы меча «тати» к форме меча «катана». Кроме того, он разработал раздел, который сегодня в доработанной и несколько видоизмененной форме называется «Чудэн Татехидза но бу» (Chuden Tatehiza no bu). Сама школа стала именоваться Хасегава Рю (Hasegawa Ryu), Хасегава Эйсин Рю (Hasegawa Eishin Ryu) или Эйсин Рю (Tishin Ryu) по имени 7-го патриарха, внесшего свой вклад в развитие и совершенствование искусства.
8-й патриарх — Араи Сайтетсу Киенобу.
Следующим патриархом, оставившим большой след в истории был 9-й глава школы Хаваси (Хаяси) Рокудай Моримаса (Мутао Ансэй) (1661-1732). Во второй год Эмпо (1675) 9-й патриарх школы отбыл на службу в княжество Тоса (современная Префектура Кооти), и вскоре там распространился стиль «Эйсин» (Eishin), благодаря покровительству правящей семьи Ямаути, которая взяла школу как военное достояние под покровительство княжеского рода. Высший совет клана признал эффективность школы и важность её изучения для военной элиты клана, а потому было принято решение о запрещении распространения школы за границами Тоса. На протяжении 200 лет, до середины 19-го века княжеский клан правителей Тоса всячески ограждал стиль от посторонних.
Мутао Ансэй также предложил комплекс техник из положения «Сейдза» (Seiza), которые составили основу раздела «Шодэн» (Shoden). Как считается часть этих приемов была создана в стиле Хаваси Кэндзюцу (Hawasi Kenjutsu) известным фехтовальщиком Омори Рокуроцаэмоном из школы Синкаге Рю (Shinkage Ryu). Это было связано с широким распространением ритуала Огасавара Рю (Ogasawara Ryu), который постепенно менял старый ритуал Иссэй Рю (Issei Ryu). Базирование школы в Тоса определило и новое название школы – Тоса Эйсин Рю (Tosa Eishin Ryu).
10-й патриарх — Хаяси Ясутао Сейсо (Ансей).
11-й патриарх — Оогуро (Дайкоку) Мотоэмон Кийокатсу.
После смерти 11-го патриарха школы Оогуро Мотоцаэмона школа разделилась на две ветви: Танимура Рю (Tanimura Ryu) и Симомура Рю (Shimomura Ryu) по именам мастеров Танимура Каменодзо Такакатсу и Симомура Сигейти.
12-й патриарх — Хаяси Масау но Йо Масанари (Масуюки Масао, Сейси) — Патриарх стилевого направления Танимура. 12-й патриарх — Матсуйоси Тейсуке Хисанари (Симомура Сигэити) — Патриарх стилевого направления Симомура.
13-й патриарх — Йода Йорикатсу (Мандзо).
14-й патриарх — Хэйяси Яадайи Масайори (Ринъя Тафу Масаеси).
15-й патриарх — Танимура Камэ но Йо Йорикатсу (Камэносукэ Масатака).
16-й патриарх — Гото Магобэй Масасуке (Масааки Сейруо).
Одним из самых важных патриархов школы был 17-й патриарх Оэ Масамичи (Сикей)
(1852 -1927)
Он родился в Тоса в 1852 году. В молодости Оэ изучал Оэ Кокури Рю (Oe Kokuri Ryu) и Синкаге Рю кэндзюцу (Shinkage Ryu Kenjutsu) наряду с Симомура Эйсин Рю (Shimomura Eishin Ryu).
Чуть позднее он изучал Танимура Эйсин Рю (Tanimura Eishin Ryu) под руководством мастера Гото Магобеи. Оэ Масамичи также изучал Эйсин Рю Бодзюцу (Eishin Ryu Bojutsu) под руководством мастера Итагаки Тайсуке. Оэ Масамичи унаследовал лидерство в Танимура-Ха (Tanimura Ha), став её 17-м соке.
Он объединил направления Танимура Ха (Tanimuta Ha) и Симомура Ха (Shimomura Ha), обновив учебные и технические программы. Оэ Масамичи сформировал несколько разделов: Шодэн, выполняемый в положении сейдза, Чудэн в положении татэхидза, Окуиай (Окудэн), раздел Бангай и раздел Кумитачи. Все эти разделы, созданные Оэ Масамичи, повсеместно практикуются в большинстве направлений и линий школы и сегодня. При сохранении оригинальных методов работы с мечом, Оэ Масамичи изменил названия определенных техник, чтобы создать взаимопонимание при выполнении определенных технических разделов.
Реорганизованная школа стала именоваться Дзикидэн Эйсин Мусо Рю (Jikiden Eishin Muso Ryu) или в более «гладкой» последовательности иероглифов Мусо Дзикидэн Эйсин Рю (Muso Jikiden Eishin Ryu). В конце XIX века, будучи обеспокоенными упадком Будо, мастера школы предприняли серьезную попытку распространить стиль княжества Тоса на всю Японию. В 1900 году Оэ стал преподавать кэндо и Эйcин Рю (Eishin Ryu) в Кочи в Дай Ниппон Бутоку Кай и в различных местных школах. В 1924 году Оэ стал вторым человеком, которому после Накаяма Хакудо было присвоено звание Ханси (Hanshi) в Дай Ниппон Бутоку Кай. Оэ Масамичи умер в 1927 году.
Официально Оэ Масамичи не оставил прямого наследника школы и около 20 его ближайших учеников продолжили распространение Мусо Дзикидэн Эйcин Рю (Muso Jikiden Eishin Ryu) за пределами Тоса по всей Японии основав несколько самостоятельных ветвей школы — Ха (Ha). Усилиями Оэ Масамичи иайдо стал официально признанным искусством в рамках традиционного кобудо в 1932 году уже после смерти 17 патриарха.
Основными последователями Оэ Масамичи, создавшими свои линии школы Мусо Дзикидэн Эйсин Рю были:
Ямамото Такудзи – 1886 – 1977, Море Шигеки – 1890 – 1988, Хогияма Намио – 1891 – 1935, Ямамото Харусуке – 1892 – 1978, Харумаса Фукуи – 1894 – 1971, Коно Канемицу – 1896 – 1968, Масаока Катсутане (Кацуми, Иккан) – 1896 – 1973, Яамаучи Тоётаке – 1903 – 1946 и другие мастера.
Линия Ямаути Ха (Yamauchi Ha) ведет свою родословную от 2-х ближних учеников Оэ Масамичи: Ямаути Тоётакэ и Коно Канемицу. Последний фактически возглавлял направление школы, как более старший по возрасту и опыту наставник, а административные функции правления ветвью школы передал своему товарищу из старой аристократической семьи правителей Тоса — Ямаути Тоётакэ, который до конца своей жизни являлся 18-м патриархом стиля школы. Такая передача преемственности школы по линии княжеского рода правителей Тоса укрепляла принцип «Прямой передачи» техники и принципов школы по линии, которая напрямую курировала и опекала школу на протяжении более 2-х веков.
(Информация взята на сайте http://iaido-iaijutsu.ru)