Последнее время много говорят о том, что у китайского ушу есть японский если не аналог, то младший брат — сёриндзи кэмпо. Такое предположение для человека несведущего покажется вполне обоснованным, поскольку в переводе с японского на китайский «сёриндзи кэмпо» означает «шаолиньсы цюаньфа» («кулачное искусство Шаолиньского монастыря»), да и история сёриндзи также начинается в Шаолине. При ближайшем рассмотрении оказывается, что сёриндзи и ушу находятся в довольно дальнем родстве и что сёриндзи — отнюдь не какая-то секретная техника Шаолиня, а сравнительно молодое боевое искусство.

Шаолинь был построен в уезде Дэнфэн в горном массиве Суншань в i-ii вв. н.э. Точность приведенных дат сомнительна, но достоверно известно, что в v-vi вв. монастырь уже существовал. Ведь, согласно тем же легендам, ушу ведет свое начало от индийского проповедника буддизма Бодхидхармы (кит. — Дамо, яп. — Дарума), который прибыл в царство Северная Вэй, но, не найдя понимания у правителя тогдашнего Китая, удалился в Шаолиньский монастырь.

Проведя 9 лет в глубокой медитации в одной из пещер в горах Суншань, Дамо разработал специальный комплекс упражнений, с помощью которого не только восстановил потерянное здоровье, но и обучил этим упражнениям монахов монастыря. Считается, что этот комплекс упражнений послужил основой для многих систем боевых искусств Востока.

Тем не менее, китайские хроники содержат явные разночтения в толковании этой истории. Под сомнение зачастую ставится даже сам факт существования Бодхидхармы, хотя он продолжает почитаться в качестве родоначальника воинских искусств в Поднебесной и за ее пределами. Источниками отмечается, что в Китае известно, по крайней мере, пять монахов, по имени Дамо, да и Шаолиньских монастырей в Поднебесной насчитывается не менее десятка. Есть мнение, что Бодхидхарма ничего не создавал, а просто принес из Индии древнее воинское искусство Калари Паятт и обучил ему монахов монастыря.

Бодхидхарма почитается также как создатель буддийской религиозно-философской школы Чань, во всем мире известной под японским наименованием Дзен.

Таким образом, в Шаолине была заложена основа уникальной системы психофизического треннинга, состоящей из комплекса физических упражнений и философии, которую мы знаем как кэмпо.

Сёриндзи кэмпо появилось гораздо позже ушу, в ХХ веке. Его основал японский мастер боевых искусств Со Досин (Накано Мичиоми). Кайсо (яп. — основатель) родился в 1911 г. в Японии, но обстоятельства сложились таким образом, что свое детство он провел в Маньчжурии (северная часть Китая), где и познакомился с практикой боевых искусств.

Вернувшись в Японию, молодой Накано вступил в тайное «Общество белого дракона», которое в 1928 г. направило его в Китай c миссией разведывательного характера. Для соблюдения конспирации он стал учеником даосского мастера боевых искусств Чэн Ляна, а затем и не менее именитого мастера Со Бунта. Накано изучал преимущественно технику шаолиньцюань в разных вариантах, а также чаньский буддизм, даосизм, восточную медицину.

Глубокие познания в области китайского ушу, техниках индийского рукопашного боя, школ бу-дзютсу и даже бокса позволили Накано создать свой стиль в единоборствах, который мы знаем как сёриндзи кэмпо. Техника сёриндзи включает более 600 приемов и делится на три раздела. Первый из них (Го Хо) — раздел твердой техники изучает удары ногами, восходящие к японским стилям боевых искусств, удары руками, которые взяты из шаолиньцюань, блокировки и т.д. Второй раздел (Дзю Хо) включает в себя броски, освобождение от захватов, удушений, а третий (Сэй Хо) учит воздействию на различные точки организма человека, медицинским аспектам и восстанавливающим техникам.

В 1946 г. в маленьком городке Тадоцу в Японии Накано Мичиоми открыл свое первое додзё. А годом позже была официально зарегистрирована первая Школа сёриндзи кэмпо, действующая и поныне.

Сейчас школа имеет 29 филиалов в разных странах. Ее штаб-квартира находится в монастыре «Конго Дзен Со Хонзан Сёриндзи» в городе Тадоцу.

(Информация взята на сайте http://voindao.ru)

сёриндзи кэмпо