Синъэй тайдо, или иное произношение «синва тайдо», — мало кому известное боевое искусство, которое редко показывается на демонстрациях публике.

Автором школы является Иноуэ Нориаки, который родился в 1902 г. в городе Вакаяма. Семья Нориаки была очень богата и жила торговлей с другими государствами. Он приходился племянником основателю айкидо Морихею Уэсибе. С 10-и лет Нориаки начал изучать дзюдо под руководством мастера Такаги Киёити.

В начале 20-х годов, благодаря тесным контактам с Дэгути Онисабуро, который стоял во главе религиозной секты Оомото-кё, он пришел к мысли, что настоящее воинское искусство должно базироваться на «синварёку» — мистической силе дружелюбия.

Как Иноуэ Нориаки относился к древним бу-дзюцу и к современным ему направлениям будо неплохо показывает такой эпизод. Уэсиба Морихей, дядя Нориаки, некоторое время с упорством постигал дзю-дзюцу школы Дайто-рю у ее мастера Такэда Сокаку. Когда Такэда предложил Нориаки тренироваться вместе, тот открыто заявил: «Мне не нравятся ваши тренировки, и я не буду с вами тренироваться. Толку от ваших тренировок нет никакого»! И тем не менее Такэда на такое высказывание молодого человека не обиделся. Наверное, такое критичное отношение Нориаки к Дайто-рю было из-за того, что, как он думал, использование энергии в этой школе идет неправильным путем. Например, когда он первый раз увидел тренировку под руководством Такэда Сокаку на Хоккайдо, сразу заявил: «Э-э, неправильно все это. Течение (ногарэ) полностью неверное»!

Гораздо позже Иноуэ Нориаки сказал в одном из интервью: «Наши движения совершенно иные. В Дайто-рю техника преподается как отдельные приемы: такой-то кадзё, такой-то кадзё и т.д. По моему же мнению, никаких кадзё нет. В действительности течение «ки» беспрерывно. В этом едином, реальном существующем течении рождаются, изменяются, вырастают самые разные вещи. Поэтому я и сказал, что мне не нравится методика тренировки и техника Дайто-рю».

Тем не менее в технике синъэй тайдо все же заметно определенное влияние Дайто-рю. Это видно в отдельных приемах дзю-дзюцу, а также в технике боя двумя большими мечами (тати), которой отличается именно Дайто-рю и является тайным разделом данной школы. Правда, эти элементы Нориаки заимствовал не от самого Такэда Сокаку, а от своего дяди Морихея Уэсибы.

Он был уверен, что Синва тайдо- система гораздо более высокого уровня, нежели айкидо. При этом в техническом отношении она проще. Но в этой простоте и таится ее сила, так как способы управления энергией синварёку (или «ки») проще понять именно через простые движения. Если в айкидо в приемах идет переход от течения «ки» (ки но нагарэ) к болевым фиксациям (катамэ-вадза) или броскам (нагэ-вадза), то техника синъэй тайдо, по уверению Иноуэ Нориаки, дает возможность исполнять все приемы, не прерывая течения «ки».

В отличие от айкидо, в синъэй тайдо активно используются удары, причем важнейший акцент делается все-таки на мягкости. По теории этой школы, сочетание максимальной мягкости с высочайшей скоростью порождает огромнейшую разрушительную мощь. Мастера уверяют, что даже мягким стеблем растения можно расколоть железную плиту. Мягкость порождается течением «ки» без задержек и остановок, она рождает поразительную мощь (в том числе разрушительную). Стоит отметить, что разрушительная сила мягкости, практикуемая в синва тайдо, — не просто слова. Не зря в числе учеников Иноуэ был один из известнейших мастеров каратэ XX века Эгами Сигэру (Сётокай).

По убеждению Иноуэ Нориаки, синва тайдо можно справедливо назвать «ки но-будо» — «воинский путь ки».

(Информация взята на сайте http://jma.su)