Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю (Касима Синдэн, Дзикисинкагэ-рю)

Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю («божественно переданное, честное отражение сердца школы Касима»), также именуемая просто Дзикисинкагэ-рю или Касима Синдэн — школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в 1570-х годах мастером по имени Мацумото Бидзэн-но-ками Таокацу. Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю, основанная в середине XVI века, является одной из немногих древних японских школ боевых искусств, дошедших до XXI века и всё ещё существующих на сегодняшний день.

История

Школа Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю была создана в 1570-х годах (поздний период Муромати) мастером по имени Мацумото (Сугимото) Бидзэн-но-ками Таокацу (1467—1524) в храме Касима. В качестве основы для своего стиля Мацумото использовал знания таких школ, как Синкагэ-рю и Айдзу Кагэ-рю.

Айдзу Кагэ-рю была основана самураем Айдзу Ико приблизительно в 1490 году. Он совершенствовал своё искусство, путешествуя по всей Японии. Позже знания этой школы перенял Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна, который, развив свои навыки фехтовальщика, основал собственную школу — Синкагэ-рю. Мацумото Бидзэн-но-ками, практиковавший Дзикисинкагэ-рю, что в переводе означает «новейшая школа древней тени», был известным мастером этого стиля кэндзюцу. На основе своих знаний он создал собственную школу, которая изначально называлась Касима Син-рю, а затем уже получила имя Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю.

В XIX веке Дзикисинкагэ-рю являлась одной из самых популярных школ кэндзюцу в восточной Японии, особенно в области Эдо. 14-й сокэ, Кэнкити Сакакибара (1829—1894), был одним из самых известных фехтовальщиков своего времени, и служил личным телохранителем сёгуна.

Сакакибара обучил более сотни студентов на протяжении своей жизни. Многие из них получили мэнкё кайдэн или звания сихана. Как минимум 20 лицензий можно найти в официальном списке наследников школы. Некоторые из них основали собственные ответвления от Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю. Самыми талантливым учеником Кэнкити Сакакибары является Ямада Дзирокити (9 января 1863 — 23 октября 1930), который основал линию Сэйто-ха, название которой переводится как «линия основной/традиционной системы/школы».

Менее известным учеником, но высококвалифицированным обладателем мэнкё кайдэн, является Мацудаира Ясутоси (род. в 1835 году, точная дата смерти неизвестна), который, как и Ямада Дзирокити, изучал более традиционные техники Дзикисинкагэ-рю. Его лучшим учеником был Макита Сигэкацу, молодой представитель семьи самураев из Хоккайдо. Его имя и школа Дзикисинкагэ-рю прославились на северном острове во времена японской гражданской войны в 1868 году. Помимо фехтования, Макита практиковал искусство кюдзюцу. Он был наследником титула сихан стиля Дзикисинкагэ-рю, но был вынужден вести безнадёжную борьбу против императора в революции. Каста самураев была расформирована, и Сигэкацу был вынужден скрываться. Позже он вернулся в Хоккайдо и открыл свой собственный додзё под названием Дзикисин Кан Додзё, который был популярен несмотря на запрет на ношение катаны в 1876 году.

После смерти Сигэкацу в селе Ацута был сооружён чёрный гранитный обелиск в его честь. Этот мемориал можно увидеть и сегодня. Семейная традиция была перенята внуком Макиты, Кимиёси Судзуки (род. в 1934 году). Помимо Дзикисинкагэ-рю, Кимиёси изучал Годзю-рю Каратэ.

Из менее известных практикантов Дзикисинкагэ-рю, обучавшихся под руководством Сакакибары и не достигших высокого уровня и, следовательно, не получивших право называться преемниками, самым известным является Сокаку Такэда, открывший широкой общественности традиции школы Дайто-рю.

Характеристика

Стиль Дзикисинкагэ-рю имеет множество отличий в сравнении с современным кэндо. Особенно это проявляется в работе ног и дыхании.

Передвижения в школе называются унпо, что можно перевести как «закон», «правило» или «метод транспортировки / переноса / передвижения». В отличие от суриаси современного кэндо, в Дзикисинкагэ-рю ноги должны всегда прочно стоять на земле. Киай заключается не только в крике, как и большинстве боевых искусств, но и в надлежащем состоянии сознания и правильных вдыхании и выдыхании. Особенно это выражено в технике глубокого дыхания, синхронизированного с дыханием партнёра, под названием Аум, которое сопровождает большинство движений.

В каждом ката для практикантов отводится две роли: утидати («разящий, нападающий меч») и сидати («отражающий, работающий меч»). Некоторые части ката одинаковы для всех, такие как камиханэн и симоханэн (также называется дзёханэн и гэханэн). Эти нетрадиционные вадза («методы») являются характерной чертой школы Дзикисинкагэ-рю. Грубо говоря, фехтовальщик рисует полукруг (сверху или снизу) обеими руками: правая удерживает меч, левая — свободна. Движение заканчивается вытягиванием рук; меч направлен вверх, а указательный палец свободной руки смотрит вниз. Подобные движения можно рассматривать в качестве приветствия или формы медитации, и, как правило, выполняются в начале и в конце выполнения серии ката или субури.

Другим типичным для этого стиля методом является мородэ — работа обеими руками, при которой утидати поднимает меч сидати на уровень дзёдан с последующим вторжением (утикоми) со стороны лезвия.

В Дзикисинкагэ-рю техники кэндзюцу прорабатываются как с одати, так и кодати (но по отдельности).

(Информация взята на сайте https://ru.wikipedia.org)

Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю Касима Синдэн, Дзикисинкагэ-рю