Тайдзюцу

Тайдзюцу — («искусство тела») боевое искусство, родиной которого является Япония. Система тайдзюцу имеет довольно широкий смысл — это не просто какая-то разновидность боевого искусства, а целый комплекс существующих техник ближнего боя, где в качестве вооружения выступает непосредственно тело воина. Данный вид японского боевого искусства представляет собой фактически всю известную совокупность техник: нанесение ударов конечностями, применение болевых и удушающих приемов, выкручиваний, бросков и прочих приемов. В цели и задачи тайдзюцу заложено изучение психофизических практик, поддержки здоровья в теле воина, развитие его самосознания и воинского духа при изучении искусства на основе реальных боевых техник.

О начале существования тайдзюцу можно сказать, что периодом его зарождения является точка начала существования самого человечества. С нанесением первого удара, не важно — рукой или ногой он был нанесен, искусство ближнего боя начало свое развитие.

На начальных этапах развития Японии термин «тайдзюцу» с некоторой периодичностью поддавался некоторым изменениям в обозначении методов борьбы, хотя это не повлияло на его основной принцип — главным оружием в бою у воина оставалось только его собственное тело. Никакого вооружения, никакой хитрости, никакой магии!

Прогресс в общественном совершенствовании, усовершенствование армии оказали должное влияние на боевое искусство, что наполнило его следующими составляющими:

  • элементы борьбы —прототип классической японской борьбы сумо;
  • элементы кулачного боя, наследие, завезенное китайскими бойцами (с использованием либо без ударов нижними конечностями—несколько десятков разновидностей);
  • ведение боя в доспехах (ёрой, позднее, когусоку), имеет схожесть с сумо;
  • масса разнообразных упражнений, направленных на развитие силы, гибкости, а также других необходимых воину качеств.

Искусство ведения боя без оружия для воинов-ниндзя — святая обязанность, хотя о значительности данного утверждения можно поспорить. В любом случае интеллектуально подготовленный воин справится с поставленной задачей лучше, чем просто физически развитый. Естественно, что и главное оружие воина-тени (его тело) в любой момент времени обязано быть готовым к поединку, как с использованием оружия, так и без него. Соответственно, постижение техник тайдзюцу было обязательным изучаемым минимумом для многих воинов — и для воина-ниндзя, и для самурая.

С термином «тайдзюцу» существует прямая связь зачастую употребляемых следующих названий искусств рукопашного боя, имеющих определенное направление в стиле ведения боя:

  • дакентай-дзюцу — нанесение травмирующих опасных ударов, ведущих к переломам костных тканей и прочим схожим брутальностям;
  • дзютай-дзюцу — броски, приемы, связанные с использования захвата и удержания противника;
  • коси-дзюцу —нанесение травм, нацеленных на повреждение мягких тканей оппонента;
  • киай-дзюцу —мастерство влияния на психофизическое состояние врага.

Естественным наследием «искусства тела» в нынешнее время можно считать любое из боевых искусств, особо не обращая внимания на его популярность. Почти любое, из существующих, содержит в себе массивную долю элементов, имеющих непосредственное отношение к тайдзюцу, хотя эти искусства имеют тесную связь с использованием некоторых видов вооружения. Рассматривая тему более широко, можно прийти к мнению, что и никак не японские, но в нынешнем мире довольно популярные, бокс и самбо тоже следует с некоторым «натягом» ввести в разряд искусства тайдзюцу.

Конечно же немного жаль, что современное человечество в своих понятиях о боевых японских искусствах приравнивает мастерство ниндзюцу к остальным «военным искусствам» нынешней современности. Мифы о «наикрутейших» воинах-тенях известны всем — нет для воина-ниндзя достойного соперника, кроме другого воина-ниндзя. И никакой боксер тут для сравнения даже не подходит. При более детальном рассмотрении исторического прошлого и самого понятия ниндзюцу, становится понятным, что, если бой перешел на стадию невооруженной битвы, это может означать лишь одно — все прочие методы воин-тень уже использовал, а этот — крайняя мера. Из этого следует, что считать искусство ниндзюцу разновидностью тайдзюцу — мнение категорически ошибочное, хотя в современном мире достаточно распространенное.

тайдзюцу