Тогакурэ-рю – «Стиль Спрятанной двери», один из трёх стилей нинпо, входящий в систему подготовки по программе Будзинкан додзё, наряду с Кумогакурэ рю и Гёкусин рю. Название стиля тесно связано с японской мифологией. В частности с мифом о том, как богиня Солнца Амэтарасу-но ками скрылась в пещере и только благодаря стараниям других богов вновь явилась в мир. Этот миф неоднократно описывался в отечественной литературе, посвященной истории, культуре и мифологии Японии, и мы не станем подробно останавливаться на нем здесь. Тогакуси (или Тогакурэ) – эта та самая дверь, которая скрывала вход в пещеру, которая, как верят японцы, как раз и находилась недалеко от места, где расположена деревня, и соответственно храм Тогакуси-дзиндзя. В этом храме каждый год отмечается праздник, в котором символически «открывают дверь» и люди, собравшиеся в храме, видят… зеркало, то есть самих себя!

По мнению сокэ Хацуми, Тогакурэ-рю – важнейший стиль для практики ниндзюцу стиля Будзинкан, особенно для западных учеников, знающих очень мало о двух других школах.

Тогакурэ-рю – один из самых старых стилей нинпо, до сих пор существующих в Японии. Источниками этого стиля традиционно считают знания известного нам по истории Гёкко рю генерала Икай и сакральные методы сюгэндо, практиковавшиеся его учениками. Непосредственным источником «Стиля спрятанной двери», как считается, послужил стиль Хакуун рю ниндзюцу, основанный Хакуун Доси.

Напомним, что побывав в Китае, Икай вернулся оттуда с большим багажом воинских знаний. В частности, как утверждается в некоторых источниках, именно он принес в Японию знания о стратегии боевых искусств, основанных на бессмертном труде Сонси (кит. Суньцзы), которые затем трансформировались в различные рюха, развиваемые в последствии в местности Ига. Он также принес знания и принципы, сыгравшие свою роль в развитии политической и культурной жизни Японии той поры. В городке Сада (пр. Ига), где он обосновался по возвращении, с его именем до сих пор связаны места, называемые Тодзин-Ива («Китайская скала») и Карадобути («Дверь китайской воды»), стиль оформления которых полностью схожи с китайскими вкусами тех лет.

С другой стороны, горы Ига – это традиционные центры практикующих «Путь обретения могущества» — сюгэндо. Так, совсем близко, немного на Юго-восток от Ига расположена гора Ёсино, занимающая лидирующее место по расположению сект сюгэндо. К Югу от Ига находится гора Кумано, где существует другая секта сюгэндо. На горе Хэйдзан где расположен храм Энряку-дзи, сегодня считается центром по изучению Тэндай сюгэндо. Естественным поэтому является большое влияние, которое оказывали ямабуси (или, иначе, сюгэндзя) на философию и методологию жизни населения Ига.

Первым учеником Икаи стал Гамон Доси («Доси» означает в приблизительном переводе «учитель Пути»). Он и его ученик, Гарю Доси, известны как основатели многих частей традиции боевого искусства (не только ниндзюцу), развитого в и вокруг Ига.Так, например, Гарю Доси , взявший себе в последствии имя Хакуун Доси, является основателем одноимённого стиля Хакуун рю ниндзюцу, оказавшего непосредственное влияние на Тогакурэ рю.

Хатирю Нюдо , учившийся у Гарю Доси. Результатом его аскетической практики явилось то, что во сне он сформировал учение секты Тэндай сюгэндо — кайхогё.

Неподалеку от тех мест находится маленькая деревушка под названием Тогакурэ (или Тогакуси).

Это место непосредственно связано со стилем Тогакурэ-рю , основателем которого считается Нисина Дайсукэ , впоследствии взявший себе имя Тогакурэ Дайсукэ.

тогакурэ-рю