Тхайинг

Мьянма Тхайинг – Бирманский рукопашный бой

На фоне тайских, вьетнамских, филиппинских боевых искусств традиция самообороны Мьянмы (Бирмы), не известна достаточно широко, и упоминают о ней у нас, как правило, лишь вскользь. Такое сниженное внимание представляется нам незаслуженным, тем более, что, по мнению самих бирманцев, аутентичная традиция боевого искусства существовала в их стране с XI века, а столь широко известный тайский бокс является лишь достаточно выхолощенным и упрощенным вариантом боевого искусства бирманского происхождений. Правда, согласно тайским источникам, бойцы муай тай обычно побеждали своих бирманских противников, но спор тайцев и бирманцев о том, чье боевое искусство лучше, несколько напоминает японо- корейские дискуссии на темы, касающиеся взаимоотношений карате и тхэквондо.

В Бирме существует единый термин для обозначения боевых искусств вообще «тхайинг» или «мьянма тхайинг», что значит «бирманский рукопашный бой». Однако, как и в других языках, название это собирательное и объединяет «набан» — борьбу, подобную классической, имеющую индийское происхождение; «летхвэй» — оригинальный «бирманский бокс»; «бандо» — наиболее известную и в стране, и за ее пределами систему рукопашного боя, сформировавшуюся под определенным китайским влиянием; «баншай» — техники работы с традиционным оружием.

Данные о боевых искусствах впервые появляются в бирманских хрониках династии Паган (Х1-ХН). Особо отмечается их расцвет в правление Анауратхи Минсау. Центрами развития и пропаганды боевых искусств были буддийские монастыри. Насколько сильно в них было китайское влияние, не совсем понятно, но техники медитации, к которым там прибегали и прибегают по сей день. восходят к чань — буддийской традиции. Это важно иметь в виду. поскольку ведущим направлением бирманского буддизма является тхеравада. то есть хинаяна (малая колесница), которая проповедует уход от мира, и поэтому между нею и боевыми искусствами не произошло такого глубокого взаимопроникновения, как в Японии или Китае.

Центром обучения боевым искусствам была своеобразная «военная академия» Газа Кхунит Кьяунг или Кхо Кьяунг, в которой воины, сыновья правителей и аристократов изучали не только боевые искусства, но и получали широкое образование. Наставниками их обычно были буддийские монахи. Кроме этого, специально боевым искусствам обучались телохранители короля, и такого широкого преподавания боевых искусств, как во многих других странах Востока, здесь не было. Хотя, конечно, показательные выступления и состязания проходили часто. И раз в год лучшему бойцу страны присваивалось звание «королевского боксера». Традиция эта жила до XIX века, когда Бирма была оккупирована Англией, и сама королевская династия прекратила свое существование.

С установлением господства англичан наступил естественный упадок национальных боевых искусств. Закон начал преследовать и учителей, и учеников. Окончательно традиция не угасла, но спустилась до уровня деревенского развлечения, показательных выступлений на народных праздниках в отдаленных горных деревушках. Конечно, настоящие мастера боевых искусств — «летхвэй сая» продолжали тайное обучение реальным приемам, но делалось это все реже и реже, и многие из них эмигрировали в соседний Таиланд.

Первая счастливая возможность возродить национальные традиции искусства боя появилась в 1933 г., когда их начали пропагандировать во вспомогательных частях британской армии, состоящий, в основном, из бирманцев и непальских горцев — гуркхов, известных своей воинственностью. В этом году офицеры из числа отдельной бригады гуркхов, служащих в Бирме, организовали занятия в своем армейском гимнастическом клубе. Дальнейшее развитие эта тенденция получила во время второй мировой войны, когда пришедшие в Бирму японцы, поощрявшие бирманский национализм и даже создавшие марионеточную армию при таком же марионеточном бирманском правительстве, активно способствовали воскрешению местных боевых искусств. В 1942 г, известные мастера У Пье Тхиен и Сая Пуа начали активную пропаганду тхайинг. После второй мировой войны, когда Бирма получила независимость, министерство спорта начало проводить ежегодные соревнования по «бирманскому боксу». В 1946 г. Была сформирована Всебирмамская федерация тхайинг, которую возглавил ученик У Пье Тхиена У Чит Тхан. В этом же году У Ба Тхан Гьи, занимавший пост директора департамента физической культуры в министерстве образования, создал Международную ассоциацию бандо с центром в Рангуне, столице Бирмы. Задачами своими он считал как увековечивание памяти павших на бирманском театре военных действий, так и восстановление традиций бандо, создание единого и обновленного его стиля на базе комплексной традиции тхайинг.

(Информация взята на сайте http://mortalfite.narod.ru)

тхайинг