История Японии неразрывно связано с историей боевых искусств. Помимо всем известных единоборств, таких как каратэ или кэндо, в Японии существовали и весьма экзотические. Одним из таких необычных боевых искусств является тэссэн-дзюцу – искусство боевого веера.
Многие историки склоняются к мнению, что традиционный складной веер был изобретен именно в Японии. Помимо своего прямого назначения – охлаждения в жаркую погоду, японцы использовали веер и для других целей. Например, для японской знати веер был своеобразным аксессуаром, по расцветке и инкрустации которого можно было судить о ранге и занимаемом положении его владельца. Использовались они и военными – веер имел каждый командир отряда, причем, рисунок на веере говорил о принадлежности к тому или иному клану. Во время боя этим веером подавались специальные сигналы, при помощи которых военачальники управляли своими войсками.

Хрупкие деревянные веера были непрактичными и часто ломались, поэтому для военных их стали делать из металлических спиц, так появились веера, получившие название «тэссэн», что дословно так и переводится – железный веер. Сейчас уже точно неизвестно, кому первому в голову пришла идея использовать веер в качестве оружия, но так или иначе, владение железным веером как средством защиты и нападения сложилось в отдельное боевое искусство, названное «тэссэн-дзюцу». Техника ведения поединка в «тэссэн-дзюцу» во многом напоминает тактику боя на мечах – кэндо, но в силу специфичности данного оружия в арсенале тэссэндзюцу присутствует множество приемов, характерных только для этого вида единоборств. Уникальность веера в том, что в сложенном виде он может использоваться как оружие нападения, а в развернутом – как оружие защиты.

Особенно популярно тэссэн-дзюцу было среди низших слоев населения, которым запрещалось иметь меч. Некоторые бойцы тэссэн-дзюцу достигали такого уровня мастерства, что могли одним только боевым веером справиться с несколькими противниками, вооруженными мечами. Так, например, в летописи сохранился рассказ, датированный концом VI века, о некоем мастере единоборств Ганн-рю, который имея в руках лишь железный веер смог одолеть десять противников и вышел из поединка без единой царапины.

С появлением огнестрельного оружия роль веера, как и роль меча в вооруженных конфликтах была исчерпана, а со временем веер стал исключительно женским атрибутом. Поэтому искусство тэссэн-дзюцу сейчас фактически забыто, если где-то в Японии и можно встретить тех, кто занимается тэссэн-дзюцу, то это скорее единичные любители, ни о каком массовом увлечении этим единоборством речи быть не может. Впрочем, это не удивительно, ведь такие тренировки с использованием веера, имеющего острые металлические края, весьма травмоопасны и после них могут оставаться шрамы, так что придется потом обращаться в центр лазерной косметологии для их удаления.

Кстати, веера всегда активно используют приверженцы учения фэн шуй, согласно которому веер рекомендуется вешать на стену, направляя его опахало туда, куда нужно направить жизненную энергию ЦИ.

(Информация взята на сайте http://japan-his.ru)

Источник 2

Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Также оги использовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а рёбра веера укрепили лакировкой.

Также к этому времени буси (войны) уже знали и использовали боевые веера, имевшие по всей видимости всё ту же округлую форму и бывшие крайне жёсткими.

Такие веера известны под названием гумбай.

Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих., причём такие боевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и ян, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи.

С помощью гумбай (т.е. определённого рода жестикуляции с использованием веера) военачальники отдавали приказы, также веера использовались для вызова на поединок, а в настоящее время гумбай можно встретить в руках судьи на поединках сумотори.

Однако с позиции смертоносности куда больший интерес представляет такие веера, как гунсэн и тэцусэн (тэссэн). Гунсэн носили буси в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба этих веера были удобным оружием как атаки, так и защиты и обычно имели восемь или десять спиц. Во многих рю по стране проводилось обучение технике боя с таким веером – тэссэндзюцу, приемы которого как правило большей частью повторяли программу тренировок на мечах.

Как можно было ожидать, множество легенд окружает возникновение метода боя с применением железного веера. Одна из них, например, рассказывает, как Ёшитсуне, герой многих японских легенд, победил великана Бенкея (ставшего позже его преданным последователем), отразив удары копья соперника своим железным веером, а потом, зажав древко между жесткими ребрами веера, вырвавшего копье из рук Бенкея. Секреты ведения боя веером ему, по легенде, открыло лесное божество тенгу , ранее уже обучившее его искусству владения мечом.

В литературе, посвящённой боевым искусствам, нередко описываются случаи побед, одержанных при помощи только одного лишь веера. Очень часто опытные фехтовальщики, уверенные в своих силах, использовали боевой веер, не утруждая себя фехтованием мечом. Легендарный фехтовальщик XVI века Ганрю, по преданию, вышел победителем и без единой царапины из боя с несколькими противниками и использовал при этом именно боевой веер.

Умение использовать такой веер в качестве оружия приобрело популярность и у представителей других общественных классов, которым было запрещено носить меч в силу «низкого происхождения». Тэссэном можно было фехтовать, отражать им летящие дротики и ножи или же координировать действия подчинённых, а также использовать веер любыми другими способами. Боевой веер тессен обладал неисчислимым количеством назначений, прямо связанных с профессиональной обязанностью самурая – ведением боевых действий. Воин мог фехтовать им, вырывая меч из рук противника, зажимая лезвие между стальными ребрами веера и резко дергая на себя. Мог отражать пущенные в него ножи и отравленные дротики. Более того, веер служил важной частью обучения определенным техникам плавания, преподаваемых во многих школах боевых искусств.

Без сомнения искусство применения боевого веера является самым необычным и самым редким видом техники кобудо. Более мирного предмета, чем веер, трудно придумать, и все же он тоже может быть оружием. Никакой мистики в этом нет и секретной техники тоже. Просто в поединке используется не совсем обычный веер.А если быть совсем точным, то совсем необычный.

Смертоносность веера заключалась в том, что он был снабжен острыми лезвиями, которые размещались в складках и на концах веера, придавая ему ещё более режущие и ударные свойства. Быстрота и эффективность применения веера была на столько неожиданна, что жертва умирая так и не могла понять, что с ней произошло.

Маленькие ножи размещали между перьями, окаймляющими веер. Когда эти перья скользили по лицу врага, он ощущал укус острых лезвий, которые ослепляли его. Так же эти маленькие лезвия специальным методом складывались и хранились в складках веера и при резком его открытии ножи выстреливали, как метательные снаряды, поражая лицо и тело противника. Так же между перьями прятали мешочки с ядом, которые при раскрытии веера прорывались и яд поражал противника вызывая слепоту или даже смерть.

Ударной поверхностью веера были боковые его части, кончик рукоятки и верхушки ребер веера в открытом виде. С того момента, когда ребра веера стали делать из твердых пород дерева, его удар в висок или горло противника мог легко вызвать смертельный исход. Сегодня техники работы веером не включают в себя те элементы, которые могут вызвать потерю сознания, боль или временный паралич.

Боковые поверхности веера использовали для блокировки ударов руками и ногами. Контактными целями для веера были точки акупунктуры взятые из восточной медицины, которые вызывали широкий диапазон повреждений: от резкой боли до потери сознания, паралича или смерти.

Наиболее часто используемые точки для ударов веером — это точки выше и ниже колена. При резком тычке сюда противник падает или теряет баланс. Так же используются чувствительные точки около запястья, удар куда может позволить выбить предмет или ослабить его захват. Удар по точкам на подъеме стопы или с тыльной стороны икроножной мышцы может вызвать потерю баланса противника . Сила манипулирования веером создается за счёт скорости маха путём действия расслабленной кисти.

Сегодня искусством боевого веера по-прежнему занимаются несколько специалистов в Японии, так что древний, тяжелый гумбаи, наряду с другим специализированным оружием феодальной эры, появляется время от времени в тренировочных методиках современных дисциплин координации, таких как каратэ, айкидо и кендо.

(Информация взята на сайте http://lifeinjapan.ru/)

Тэссэн-дзюцу