Источник 1

Бандо – бирманское боевое искусство голыми руками. Истоки его зарождения прослеживаются в XI-XII веках при династии Паган. Центрами его развития были буддийские монастыри и военные академии. Обучались бирманским боевым искусствам в основном сыновья аристократов и правителей. Преподавали обычно буддийские монахи. Помимо них были допущены к изучению и войны королевской гвардии. Не смотря на то, что это искусство не было столь распространенно, как например в Китае или Японии, тем не менее в Бирме часто проводились состязания и показательные выступления. Раз в год особо отличившемуся бойцу присваивалось звание королевского боксёра. Эта традиция существовала до XIX века, пока Бирму не окупировала Британия, и сама королевская династия не прекратила своё существование.

С установлением господства англичан наступил упадок национальных боевых искусств. Новое правительство начало преследовать как наставников, так и адептов боевых искусств. Однако традиция не угасла насовсем. Она осталась не тронутой благодаря крестьянам, практиковавшим Бандо и организуя празничные выступления, демонстрируя всю его силу, мощь и красоту в дали от глаз захватчиков. Естественно и истинные мастера (летхвей сая) не оставили своего искусства, продолжая тайные прикладным техникам реального боя. Но таких мастеров становилось всё меньше. Некоторые из них эмигрировали в Тайланд, граничащий с Бирмой.

Техника Бандо включает в себя блоки, удары головой, удушения, захваты, удары кулоками, ногами, коленями, локтями, пальцами, когтями, подножки и броски. Бандо подразделяется на три основных формы: Мягкое – бой ведут с воображаемым противником по определённому плану комбинаций. В учебном бою партнёра не задевают ударом, а если и касаются, то только для того, чтоб отметить удар. Чем-то напоминает стили Каратэ или Ушу, основанные на отработке Ката и Таолу.

Среднее Бандо – условные спарринги в лёгкий контакт в течении трёх минут. Бой не прекращается при успешном проведении приёма, чтоб засчитать очко, а принимается финальное решение в конце схватки для определения победителя.

Жёсткое Бандо – называется Бирманским боксом Летхвэй. Противники деруться до тех пор, пока один из них не падёт в нокаут. Внешне похожи на поединки в Муайтай, но лишены каких-либо ограничений, запрещённых атак. В поединках Летхвэй разрешены удушения и захваты, на руках бойцов надеты не боксёрские перчатки, а кожаные ремни, намотанные на руку, что даёт более обширную технику действий, например открытой лaдонью и пальцами.

Базовая техника Бандо интересна тем, что весь основной арсенал зиждется на принципе “девять на девять”. Существуют девять основных способов передвижений; девять базовых блоков; девять типов ударов ногами; девять способов ударов локтями, кулаками и коленями; девять основных направлений атаки и обороны; девять основных типов захватов, удержаний и бросков. Нужно полагать, что арсенал приёмов в Бандо гораздо шире, чем девять, однако все они осваиваются на этом фундаменте.

(Информация взята на сайте http://boevie-iskusstva-mira.ru)

Источник 2

Это Бирманское традиционное единоборство. В 1946 г. У Ба Тхан Гьи (директор департамента физической культуры в министерстве образования) учредил в Рангуне Национальную ассоциацию бандо. Ее главной задачей он считал создание единого обновленного стиля этого традиционного вида единоборства. У Ба Тхан Гьи объехал всю Бирму, встречался почти со всеми народными мастерами, собирая и кодифицируя приемы. Он же придумал правила для спортивного варианта бандо. К 1950 г. «новое бандо» было создано, а в 1962 г. объявлено национальным видом спорта. У Ба Тхан Гьи умер, считаясь Великим Учителем. В связи со сложной политической обстановкой в стране, его сын Маунг Гьи эмигрировал в США, где создал Американскую федерацию бандо, наиболее известную среди организаций, практикующих бирманские боевые искусства за пределами Бирмы.

Техника традиционных школ бандо напоминает технику некоторых южнокитайских школ ушу. Она подразделяется на 12 «звериных» стилей (стили тигра, пантеры, кабана, оленя, буйвола, гадюки, кобры, удава, орла, полевой птицы, обезьяны, скорпиона). Приемы включают в себя блоки; удары кулаками, локтями, пальцами и ладонями (типа «когтей»), коленями, ступнями, головой; удушения; захваты, подножки и броски.

Существуют три варианта практики бандо — мягкий, средний, жесткий. «Мягкое» бандо — это «бой с тенью», схватка с воображаемым противником по заранее выученной схеме. Такой условный бой похож на практику таолу в ушу. Он называется «летхвэй ей» и представляет связки передвижений и приемов, имитирующие действия какого-либо из 12 указанных животных.

«Среднее» бандо, это трехминутный спарринг в легкий контакт. Партнеры проводят удары по всему телу, но не вкладывают в них силу. Иначе говоря, удары, удушения и болевые приемы только обозначаются. Это своего рода быстрая игра. Схватка идет без перерыва, судьи принимают решение о присуждении победы по количеству баллов за успешно выполненные приемы.

«Жесткое» бандо — это бирманский бокс летхвэй. Поединки проходят в полный контакт и часто заканчиваются нокаутом. Они похожи на поединки муай тай, но лишены большинства принятых там ограничений, обеспечивающих безопасность спортсменов. Например, в «летхвэй» разрешены удушения, захваты и броски, а вместо боксерских перчаток бойцы наматывают на руки кожаные ремни (это позволяет бить не только кулаком, но также открытой ладонью и ее тыльной стороной).

В классификации приемов бандо и в его тактике господствует принцип «9 на 9». Имеются в виду 9 основных направлений атаки и обороны; 9 основных способов перемещения; 9 базовых блоков; 9 видов ударов ногами; 9 способов ударов локтями, кулаками и коленями; 9 основных захватов и бросков; 9 вариантов освобождения от захватов; 9 видов болевых приемов и т.д. В действительности вариантов приемов известно гораздо больше, однако вся «классическая основа» укладывается в данную схему.

Бандо известно любительское и профессиональное. В последнем случае подготовка начинается в подростковом возрасте и проходит аналогично подготовке боксеров в Таиланде. Бандо изучают в армии и полиции. Кстати говоря, лучше всего его традиции сохранились именно в воинских частях. Бандо занимаются и женщины. Техника освобождения от захватов — удобный для них вид самообороны.

Наряду с современным спортивным бандо, сохранились народные школы, различающиеся, в основном, по этническим признакам. Бирма — страна многонациональная, кроме бирманцев в ней живут шаны, карены, моны, качины и кхмеры, являющиеся коренным населением отдаленных районов. Лучшими бойцами традиционного бандо считаются качины и карены.

Одежда бойцов в традиционном бандо состоит из шортов (либо набедренной повязки) и лангота — треугольного пояса, играющего роль своеобразного протектора для защиты паха. Во время поединка его можно хватать для проведения броска. Иногда бойцы натирают тело кокосовым маслом, а на руки и ступни надевают примитивные протекторы. В школах современного бандо (особенно в США) бойцы носят черную униформу, под цвет шкуры черной пантеры (тотем бандо).

Как и в муай тай, на телах профессиональных бойцов имеется татуировка, обычно изображающая животных. Раньше вытатуированный зверь обозначал принадлежность бойца к тому или иному подразделению бирманской армии, а сейчас считается, что этот зверь как бы передает бойцу часть своей силы и быстроты.

В традиционном бандо отсутствует система официальных рангов. Поэтому в США, где с проблемой градации пришлось столкнуться, систему данов увязали со стажем занятий. Для того, чтобы получить первый дан, нужно заниматься 5 лет. Затем через каждые три года практик получает следующие даны вплоть до шестого. Для получения седьмого, восьмого и девятого данов требуются интервалы в 10 лет. Руководители бандо не стремятся превращать его в спорт. Большинство школ являются некоммерческими и не прибегают к рекламе своей своего стиля.

Если мягкое и среднее бандо практиковали, в основном, аристократы и военнослужащие, то летхвэй был крестьянским видом. Состязания обычно приурочивались к празднику урожая и проводились на утрамбованной земляной площадке (либо на деревянном помосте) диаметром около восьми метров. В жестком поединке разрешается бить кулаками, ступнями, локтями, коленями и головой. Захваты и броски применяют ограниченно. Запрещено царапаться, дергать за волосы, укусы, удары в пах.

Бой проходит в очень быстром темпе и яростно, часто до первой крови. Но бойцы должны уделять определенное внимание к своему партнеру в том смысле, чтобы не причинять ему серьезных травм. Нельзя бить упавшего.

Матч судят рефери и двое боковых судей. Каждый бой разделен на четыре раунда, а каждый раунд состоит из четырех отрезков, продолжительность перерыва между которыми определяют судьи. Весовых категорий нет, бойцов разделяют на три категории по степени их мастерства.

Как и в муай-тай, бой проходит под аккомпанемент музыкальных инструментов. Примитивная мелодия меняет ритм, ускоряясь по мере развития схватки и достигает кульминации в моменты особенно быстрого обмена ударами.

(Информация взята на сайте http://sc-oberig.kiev.ua)

Источник 3

Упоминания о боевых искусствах впервые появляются в бирманских хрониках династии Паган (XI—XII вв.) Центрами их развития и пропаганды были буддийские монастыри, а также своеобразная «военная академия» «Газа Кхунит Кья-унг», или «Кхо Кьяунг», в которой сыновья правителей и аристократов изучали боевые искусства и военное дело. Наставниками обычно были буддийские монахи. Кроме этого, боевым искусствам обучали воинов королевской гвардии. Но широкого преподавания боевых искусств всем желающим, как во многих других странах Востока, здесь не было. Хотя показательные выступления и состязания проходили достаточно часто. Раз в год лучшему бойцу страны даже присваивалось звание «королевского боксера». Традиция эта жила до XIX века, пока Бирму не оккупировала Англия, и сама королевская династия не прекратила свое существование.

С установлением господства англичан наступил упадок национальных боевых искусств. Закон начал преследовать как учителей, так и учеников. Однако окончательно традиция не угасла. Она сохранилась в качестве деревенского развлечения и показательных выступлений во время народных праздников в отдаленных деревушках. Конечно, настоящие мастера боевых искусств («летхвэй сая») продолжали тайное обучение реальным приемам, но с годами делалось это все реже и реже. Многие из них эмигрировали в соседний Таиланд.

Первая возможность возродить национальные боевые искусства появилась в 1933 г., когда их начали пропагандировать во вспомогательных частях британской армии, состоявших, в основном, из бирманцев и непальских горцев — гурк-хов, известных своей воинственностью. В том году офицеры отдельной бригады гуркхов, расквартированной в Бирме, организовали занятия ими в своем армейском гимнастическом клубе. Дальнейшее развитие эта тенденция получила во время второй мировой войны, когда пришедшие в Бирму японцы, поощрявшие бирманский национализм и даже создавшие марионеточную армию при таком же марионеточном бирманском правительстве, активно способствовали воскрешению местных боевых искусств. В 1942 г. известные мастера У Пье Тхиен и Сая Пуа начали активную пропаганду бандо.

После второй мировой войны, когда Бирма получила независимость, министерство спорта стало проводить ежегодные соревнования по «бирманскому боксу». В 1946 г. удалось создать Всебир-манскую федерацию тхайинг, которую возглавил У Чит Тхан, ученик У Пье Тхиена. В том же году У Ба Тхан Гьи, занимавший пост директора департамента физической культуры в министерстве образования, создал Международную ассоциацию бандо с центром в Рангуне, столице Бирмы. Ее главными задачами он считал восстановление традиций бандо, создание единого и обновленного его стиля на базе комплексной традиции тхайинг. К 1950 году обновленное бандо было создано, а в 1962 г. объявлено национальным видом спорта. У Ба Тхан Гьи много странствовал по Бирме от одного мастера к другому, собирая и кодифицируя приемы. Он же придумал правила для спортивного варианта бандо. Умер он, считаясь Великим Учителем. Его сын Маунг Гьи эмигрировал в США, где создал Американскую федерацию бандо, наиболее известную из организаций, практикующих бирманские боевые искусства за пределами страны.

В Европе бандо нередко называют бирманским каратэ, видимо потому, что его напоминают современные разновидности бандо. Традиционые школы включают в себя красивые плавные движения, более похожие на технику китайских внутренних школ, чем на каратэ. Есть в бандо и «звериные» стили, имитирующие движения буйвола, кобры, орла, обезьяны, пантеры, удава, скорпиона, кабана, оленя, полевой птицы, тигра, гадюки.

Техника бандо включает в себя блоки, удары головой, удушения, захваты, удары кулаками, локтями, ступнями и коленями, пальцами наподобие «когтей», подножки и броски. Обычно бандо практикуют в одной из трех основных форм. В «мягком» бандо бой ведут против воображаемого противника по заранее подготовленной схеме. Даже если партнер присутствует, то контакта с ним нет или почти нет. Это немного похоже на ката в каратэ. В «среднем» бандо есть спарринг в легкий контакт в течение трех минут. Это похоже на спарринг в каратэ, но бой не прерывается, когда засчитывается очко при успешно проведенном приеме, а финальное решение принимается по истечении всего времени, отведенного на схватку. «Жесткое» бандо — это бирманский бокс летхвэй. Бои проходят в полный контакт и заканчиваются нокаутом. Они очень напоминают поединки муай тай, но лишены каких-либо ограничений, обеспечивающих безопасность партнеров. Например, в отличие от муай тай или кик-боксинга, в поединках «летхвэй» разрешены удушения и захваты, а бойцы носят не боксерские перчатки, а кожаные ремни, намотанные на руку, что позволяет бить не только кулаком, но и открытой ладонью или ее тыльной стороной.

В технике обучения, в классификации приемов бандо и в его тактике господствует принцип «девять на девять». Существуют девять основных способов перемещения; девять базовых блоков; девять типов ударов ногами; девять способов ударов локтями, кулаками и коленями; девять основных направлений атаки и обороны; девять основных типов захватов, удержаний, бросков; девять приемов, направленных на отрыв противника от земли. Конечно, на самом деле приемов гораздо больше, чем девять, однако все они основываются на этом фундаменте.

Бандо может быть любительским и профессиональным. В последнем случае подготовка начинается с подросткового возраста и проходит по принципу, аналогичному подготовке борцов сумо в Японии и боксеров в Таиланде. Бандо изучают в армии и полиции. В современной Бирме считается, что лучше всего его традиции сохранились именно в воинских частях. Бандо занимаются и женщины. Техника у ходов и освобождений от захватов, принятая в бандо — удобный для них вид самообороны.

Одежда, применяемая в традиционном бандо, состоит из шортов (либо набедренной повязки) и лангота — треугольного пояса, играющего роль своеобразного протектора для защиты паха. В Бирму он, скорее всего, пришел из Индии. Во время поединка его можно хватать для проведения броска. Иногда тело натирают маслом, а на руки и ступни надевают примитивные протекторы, сделанные из кокосового ореха. В школах модернизированного бандо (особенно в Америке) носят черную униформу, под цвет шкуры черной пантеры — тотемного зверя бандо. Как и в муай тай, тела профессиональных бойцов могут быть покрыты татуировкой, обычно изображающей животных. Раньше вытатуированный зверь обозначал принадлежность бойца к тому или иному подразделению бирманской армии, а сейчас считается, что этот зверь как бы передает человеку часть своей силы и быстроты. Помимо того, сама процедура нанесения сложного рисунка на кожу, достаточно болезненная и длительная, служит одним из способов воспитания выдержки и силы духа.

В бандо традиционно отсутствует система официальных рангов. Считается, что выделение кого-то может обидеть окружающих. Поэтому в Америке, где с проблемой градации пришлось столкнуться, систему данов построили просто по стажу занятий. Чтобы получить первый дан, нужно заниматься 5 лет. Затем через каждые три года присуждается последующий дан вплоть до шестого. Седьмой, восьмой и девятый присуждают с интервалом в 10 лет. Бандо не стремится превращаться в спорт. Большинство его организаций являются некоммерческими и не прибегают к рекламе своей школы или своего стиля.

(Информация взята из книги «Энциклопедический справочник. Боевые искусства. 200 школ боевых искусств Востока и Запада»).