Русский стиль — рукопашный бой — стиль боевого искусства на основе древних русских традиций, обогащённый опытом военных действий и современными боевыми техниками, применяемыми в полицейских и военных спецподразделениях.

Русское боевое искусство — это комплексное явление, включающее ряд направлений и школ, которые могут существенно различаться по техническим приёмам, а также по традициям, лежащим в их основе. Между тем, есть ряд особенностей, которые выделяют русский стиль среди других западных и восточных боевых искусств, в частности, речь идёт об основополагающих принципах, например:

— Клин клином — т.е. в качестве контрприёма используется аналогичный приём, например, для нейтрализации узла кисти — узел кисти;

— Независимость движений — каждая часть тела во время боя работает независимо от других частей — по своей собственной программе;

— Непротивление — использование энергии противника;

— Приёмов нет — защита сливается с нападением, удар с толчком и т.д. — т.е. боевой процесс невозможно разделить на фазы и многое другое;

Для русского боя характерны разнообразные передвижения, с использованием круговых траекторий, разнообразных поворотов, перешагиваний и перепрыгиваний. Уникальны техники защиты, позволяющие посредством непрерывного движения рук создать вокруг бойца своеобразный защитный кокон, который позволяет эффективно противостоять противнику даже в полной темноте. Важным аспектом является использование опоры, причём в этой роли может выступать не только пол, но и даже движения частей тела бойца.

Благодаря обилию круговых и спиралевидных траекторий человек, тренирующийся по системе русского боя, овладевает не только приёмами на физическом уровне, но и оттачивает свою интуицию, позволяющую во время схватки мгновенно находить верное решение.

Вообще русский стиль характеризуется крайним разнообразием боевых техник — броски, удары, захваты и т.д. — трудно найти группы приёмов, которые отсутствуют в его арсенале. Это связано с тем, что боец должен иметь возможность применить самый эффективный приём, в зависимости от конкретной сложившееся ситуации, а также с учётом своих субъективных особенностей.

Тренировки с системе русского боя характеризуются серьёзными физическими нагрузками (большое внимание статико-динамическим упражнениям), которые предъявляют повышенные требования к подготовке занимающихся. Есть и растяжка, но акцент в ней делается не столько на растяжение мышц, сколько на подвижность суставов, позволяющую совершать широкоамплитудные движения.

В некоторых школах практикуется очень интересная система обучения боевым техникам. Ученику ставится задача (например, освобождение от захвата) и он должен сам подобрать решение и продемонстрировать его на мастере. Путём ряда итераций боец находит оптимальное именно для него решение, которое наиболее подходит ему с учётом индивидуальных физических и психологических характеристик. Кроме того, постигнутое на собственном опыте, ценится гораздо больше, чем полученное от мастера в готовом виде.

Рассматривая русский бой, в частности одну из самых известных его школ — систему А.А. Кадочникова, необходимо отдавать себе отчёт в том, что это в основе своей именно боевая система, рассчитанная на подготовку бойцов спецподразделений. Это не спортивное единоборство, в нём не практикуются спарринги, оно ориентировано на применение именно в условиях реальных боевых задач. Обратной стороной этого преимущества, является невозможность качественной адаптации подобных стилей к массовому спорту, ведь обычный занимающийся ставит перед собой совсем другие цели, чем разведчик или диверсант.

К счастью, русские боевые традиции не замыкаются в технике подготовки бойцов спецназа — они гораздо шире и наряду с техническими приёмами включают пласт русской духовной культуры, впитавший в себя многовековые традиции. В 90-е годы возник повышенный общественный интерес к русскому рукопашному бою, именно тогда встал вопрос о его исторических корнях. Учёные предполагают, что некоторые характерные черты русского боя сформировались уже во времена Александра Невского, можно отметить такие тактические приёмы как внезапность, скрытность, мобильность. Отсутствие письменных источников крайне затрудняет поиск  информации о конкретных проявлениях русской боевой традиции, скрытой в глубине веков. Но известно, что большую роль в подготовке воинов играли различные боевые состязания — кулачные и палочные бои, ножевой бой, борьба, различные виды конных состязаний, большое количество игр, направленных на развитие ловкости, находчивости, быстроты, силы, подвижности и выносливости: бой «по мордам», «по бокам», поединки «сам на сам», «стенка на стенку», бой с использованием засад, «свалка-сцеплялка» и др. Большую роль в обогащении русской боевой традиции сыграло казачество, которое оттачивало военное искусство в постоянных сражениях, включая Отечественную войну 1812 года, Первую мировую войну и др. После октябрьской революции традиция прервалась, но потом была возрождена на новом уровне — советская власть понимала важность эффективной рукопашной подготовки бойцов спецподразделений и активно привлекала для обучения офицеров царской армии. В годы Великой Отечественной войны был накоплен громадный опыт рукопашного боя, который нашёл отражение в боевых системах подготовки бойцов, разработанных Н.Н. Озношибиным, В.Н. Короновским, К.Т. Булочко. На сегодняшний день наиболее авторитетным специалистом в области русского рукопашного боя является А.А. Кадочников — по его системе тренируются военные разведчики, спецназ ГРУ и др.

В заключении нужно отметить, что русское боевое искусство всё ещё очень мало изучено, практически не используются его оздоровительные аспекты. Кроме того, не стоит забывать, что это один из ключей к русской духовной традиции, и, что наиболее важно, крайне эффективный для патриотического воспитания молодёжи.

(Информация взята на сайте https://samopoznanie.ru)

русский стиль