С давних времен остров Окинава является универсальным полигоном, для создания максимально эффективного искусства боя невооруженного человека. Таким искусством стало ОКИНАВА-ТЭ.

В морских просторах, на середине пути между китайским островом Тайвань (600 км) и Японским островом Кюсю (500 км), в 800 километрах от материка раскинулась гирлянда небольших островов — архипелаг Рюкю (Нансэй), площадь его всего 2,5 тыс. кв. км. и почти половина (1,2 тыс. кв. км.) приходится на самый большой остров — Окинаву. Слово Окинава буквально означает – «веревка на горизонте», и этот суровый остров действительно своим видом напоминает завязанную в узел веревку, брошенную в море. Об Окинаве известно было сравнительно мало вплоть до 1945 г., когда остров стал местом тяжелых боев между Японией и США в конце второй мировой войны.

Если представить Японию, Корею, Тайвань, Филиппины и др. в виде раскрытого веера, то Окинава придется как раз на его середину, поэтому до последнего времени, даже когда военные времена ушли в прошлое, остров Окинава остался крупнейшей американской военной базой в Юго-Восточной Азии, и основная причина этого состоит в том, что Окинава занимает очень важное стратегическое положение. Сейчас чтобы покрыть расстояние от материка (Китая) до Окинавы нужно всего лишь несколько часов, а раньше пользуясь ветром и течением доплывали за 3-5 суток. Все это делает понятным роль положения острова Окинава. Население архипелага, этнически тяготеющее к японцам, до сих пор сохраняет свою этнографическую специфику. Окинавцы — не японцы и не китайцы, однако подлинная история происхождения коренных жителей этих островов остается неизвестной. Тот факт, что Окинава находится недалеко от Китая, имеет важнейшее значение при рассмотрении вопроса об истоках развития Окинава-тэ. Благодаря этому обстоятельству китайские послы, купцы, монахи, пираты, окинавцы путешествовали в континентальный Китай. В результате такого обмена окинавцы могли познакомиться с различными аспектами китайской культуры, в т.ч. с китайскими боевыми искусствами того времени. Из древнейших литературных источников, в частности Дадао бицэи (записки большого острова), известно, что развитие отношений между Китаем и Окинавой было сложено уже в 6 веке н.э. (период императорской династии Сун), а своего пика достигло в середине 15 века во времена правления Окинавских королей династии Сё.

Развитие боевых искусств на Окинаве того времени шло в 2-х направлениях: цюань фа (китайские системы боя) и ти (окинавские боевые искусства). Однако 1609 г. приносит быстрый конец отношениям между Окинавой и Китаем, от которых Окинава получала большую экономическую и культурную пользу.

Князь южно-японского клана Сацума, Шимадзу Иэхитса с разрешения японского императора, с 3-мя тысячами самураев вооруженных пушками, на ста кораблях осуществил захват и оккупацию Окинавы. Это был конец Окинавской независимости и начало сложного покорения архипелага Рюкю.

В 1610 году князь Шимадзу издает множество запретов и указов, население Окинавы облагается жесточайшими налогами и подвергается полной дискриминации. Однако, один из запретов, неожиданным образом для захватчиков, оказал мощный стимул для развития нового боевого искусства – окинава-тэ. Речь шла о запрете не только на ношение и хранение, но и на владение каким-либо оружием, а также на занятия будзюцу вообще, под угрозой смертной казни. В ответ на это, все тайные общества цюань фа и ти в 1929 г. объединились в единый союз против японских оккупантов. Следствием этого является создание нового смертоносного искусства, которое возникло как комбинация всех существующих концепции, названное просто ТО ДЭ, а позднее ОКИНАВА-ТЭ. В постоянных схватках с самураями вооруженными не только холодным, но и огнестрельным оружием (португальскими мушкетами) оттачивали бойцы Окинава-тэ свое искусство, в обстановке полнейшей секретности проводилось обучение и подготовка. Официальные японские законы той эпохи гласили: «Если лицо низшего сословия, такое как горожанин или крестьянин, будет виновно в оскорблении самурая речью или грубым поведением, его следует тут же зарубить».

Выло введено понятие — «тамеси гири» (проба меча) дающее право опробовать меч на голове любого простолюдина. В ответ на это, в столкновениях с самураями Окинаватэ приобретает ужасающую славу, провозглашая кардинальный принцип — «иккэн хиссацу» (убить одним ударом). Мастера Окинаватэ тайно посещают Китай и задерживаются там .годами, изучая наиболее эффективные стили и побеждая самых известных мастеров. Постоянное реальное усовершенствование системы, секретность и нелегальность становятся сопровождающими признаками Окинава-тэ вплоть до начала XX века, хотя официальная оккупация клана Сацума заканчивается в 1875 г., когда Окинава признается составной частью Японии, а ее население приобретает все гражданские права и свободы.

Рассказывая об истории окинавских искусств боя, нельзя не упомянуть КОБУДО. Жители Окинавы, лишенные возможности иметь какое-либо оружие, во время тренировок уделяли большое внимание применению предметов и инструментов будничного назначения (главным образом хозяйственных), как оружия. Основных видов этих предметов всего пять. Это БО — обычный шест, имевший различную длину, чаще всего примерно 180 см. Тупой трезубец, используемый для разрыхления почвы при посадке риса — называемый САЙ, развивавшийся как оружие для защиты от мечей. Малый цеп для вымолоте риса, называемый НУНЧАКУ— наиболее известный в мире вид окинавского кобудо, запрещенный во многих странах как оружие из-за своего смертельного воздействия. Ручка от мельничного ручного жернова называемая ТОНФА. Мастеру ручка укрепляет предплечья и облегчает возможность отражать атаки. Тонфой можно наносит множество непредсказуемых ударов.Даже в наше время во многих странах она используется как полицейская дубинка. Серп для сбора рисового урожая называемый КАМА, еще один вид окинавского КОБУДО. Используется обычно в парном варианте и представляет собой небольшое в форме клюва, лезвие заточенное с внутренней стороны на средней длины деревянной ручке.

Все эти виды оружия являются неотъемлемой частью Окинава-тэ, единым целым классического искусства боя.

В годы Мейдзи (1867—1912) Японским правительством был издан указ о мобилизации, в т.ч. и на Окинаве. В школах проводились медицинские осмотры, и врачи были поражены увидев, что занимающиеся Окинава-тэ юноши резко отличаются от других учеников прекрасной физической подготовкой, стройностью и пропорциональностью. В связи с этим, примерно в 1901 —1902 гг. на Окинаве в педагогическом училище и в одной из школ г. Сюри были впервые введены легальные уроки Окинава-тэ для всех желающих.Вот таким образом, благодаря истории своего развития Окинава стала универсальным полигоном для создания максимально эффективного искусства боя невооруженного человека.

Столетиями это искусство развивалось, изучалось и оттачивалось целым народом, живущим в условиях запрета на оружие. В наше время, под гигантским наплывом «основных» стилей каратэ, это искусство незаслуженно забывается, однако, до сих пор сохраняются фамильные школы, придерживающиеся старых методов обучения и искусство это до последних лет полностью не раскрыто, оно передается по секрету от учителя к ученику, из поколения в поколение, на протяжении всего жизненного пути истины.

Школа СИНДОРЮ СИДЗЮИТИКАЙ

– это древнее искусство многих поколений реальных бойцов окинаватэ;

  • это школа, возрождающая истинное, боевое каратэ, которое в своем развитии не потеряло актуальности и в наши дни.

СИНДОРЮ СИДЗЮИТИКАЙ каратэ окинаватэ рюги — это фамильная школа боевого староокинавского каратэ и кобудо направления Сёрин. Главной чертой стиля, название которого условно можно перевести как «школа истинного пути», является сохранение идеалов БУДО воинского искусства и становление личности человека на этом трудном, но достойном пути. Отличительной чертой окинавской школы каратэ СИНДОРЮ СИДЗЮИТИКАЙ является проведение схваток подготовленных бойцов в полный контакт. Делается это потому, что только жесткий, реальный поединок позволяет по-настоящему оценить эффективность усвоенной на тренировках техники и проверить силу своего духа.

К сожалению, в наши дни лишь в немногих стилях применяются традиционные староокинавские правила поединка «ури куми го», где запрещенными являются только удары в пах и по глазам, а разрешается любая техника, в том числе захваты и удары по ногам. Все это без какого-либо намека на контроль и без защитных приспособлений. Для того, чтобы избежать травм, применяются специальные древние методики подготовки, позволяющие через полтора — два года упорных тренировок успешно участвовать в таких поединках без ущерба для своего здоровья. Причем методики не получают широкого распространения и практически неизвестны даже знатокам боевых искусств, так как это основное богатство эзотерической системы фамильной школы. По традиции соревнования по «ури куми го» проводятся только внутри школы. В случае, когда представитель другого направления заявляет себя на участие в турнире, это поощряется, но при этом люди с бесконтактными или полуконтактными навыками подвергают себя опасности травмы, участвуя в состязаниях, так как не имеют правильных рефлексов для ведения жесткого поединка. Однако, на начальных этапах занятий в период становления техники — когда о боях в полный контакт без ограничений говорить еще рано — а также с точки зрения сотрудничества с другими стилями, исключительно полезным является участие в жестких поединках по правилам японского нокдауна, фулл-контакт каратэ или таиландского бокса. В этих единоборствах можно получить необходимый первоначальный опыт, закалить свое тело и волевые качества.

На последующих этапах изучается кобудо — работа с традиционным оружием — бо, тонфа, нунчаку, сай, кама. Обучение кобудо проходит по той же схеме, что и обучение тэ: кихон (основная техника), ката (формальные упражнения) и кумитэ (спарринг).

Существуют также адаптированные, более мягкие, методы тренировок для людей пожилого возраста, женщин и детей, где не ставится задача участия в поединках, а главным становится воспитание высокоморальных качеств и обучение эффективной самообороне.

В стиле СИНДОРЮ СИДЗЮИТИКАЙ не существует спортивной конкуренции, так как считается, что школа — это большая семья, а ученики — братья и сестры. В поединках также не ставится задачи победить любой ценой, основным смыслом остается самопознание. Необходимым условием для каждого ученика является сотрудничество, основанное на взаимном уважении и понимании.

(Информация взята на сайте http://www.okinawakarate.ru)

окинава-тэ