Кэндзюцу (кендзюцу)

Кэндзюцу (кендзюцу) – искусство фехтования японским мечом (катана).

В отличие от иай-дзюцу, включает приемы боя мечом, извлеченным из ножен, и разделяется на тати-дзюцу – фехтование длинным мечом, кодати-дзюцу – фехтование коротким мечом и рёто-дзюцу – фехтование двумя мечами.

Мечи применялись японцами уже в эпоху Яёй, но истоки фехтования изогнутым мечом классического типа синоги-дзукури восходят ко 2-й пол. эпохи Хэйан. К концу XII в. уже были канонизированы некоторые приемы фехтования для пешего и конного воинов, но по значимости в боевой подготовке самураев кэндзюцу уступало искусству стрельбы из лука с коня. В эпоху междоусобных войн Намбоку-тё мечи, благодаря улучшению их качества, появлению более легких и удобных доспехов и снижению роли конных лучников, становятся основным оружием самураев, начинается быстрое развитие кэндзюцу.

Касима-но Синдэн рю

Школа Касима-но Синдэн, по легенде, была создана Кунинацу-но Мабито, потомком одного из важнейших божеств синтоизма Амэ-но коянэ-но микото. По традиционной хронологии, произошло это при императоре Нинтоку (правил в 313 – 399 гг.). В то время Кунинацу-но Мабито воздвиг синтоистский алтарь на холме Такама-га хара в Касима и предавался молениям божеству Такэми-кадзути-но микото, которое, якобы, поделилось с ним своими знаниями в области фехтования. В результате появилась система боя мечом, которую сам Кунинацу-но Мабито назвал “Симмё-кэн” – “Чудесный меч”.

Позже эта система разделилась на древнейшую школу Касима (Касима Дзёко-рю) и школу Касима средней древности (Касима Тюко-рю).Практиковали их четыре жреческих рода из Касима-дзингу: Мацумото, Ёсикава, Огано и Нукага.

Наследие Касима отлилось трудами Цукахара Бокудэна в звонкую монету отчетливой школы позже, в XVI веке, получив имя Касима Синто-рю. Несмотря на кажущуюся молодость, её истинные корни глубоки, а боевая эффективность по понятным причинам значительно превышает эффективностью многих школ.

Во 2-й пол. XIV – XV вв. возникают 4 великих школы кэндзюцу, давшие начало большинству позднейших школ:

— Нэн-рю (основана дзэнским монахом Дзион, включала также дзюдзюцу и содзюцу),

— Катори Синто-рю (основана Иидзаса Тёисай Иэнао, включала также иайдзюцу, бодзюцу, нагинатадзюцу, дзюдзюцу, содзюцу, сюрикэндзюцу, ниндзюцу и др.),

— Тюдзё-рю (основана Тюдзё Нагахидэ),

— Кагэ-рю (основана Айсу Икосай Хисаси, включала также содзюцу и ниндзюцу).

Обучение в ранних школах кэндзюцу было нацелено на подготовку фехтовальщика, способного противостоять противнику, использующему другие виды оружия. Поэтому кроме кэндзюцу их последователи изучали приемы боя алебардой, копьем, длинным шестом и т.д., приемы борьбы без оружия. Техника кэндзюцу была рассчитана на ведение боя с противником, облаченным в доспехи, и учитывала их изъяны.

Удары наносились в <щели> доспехов, основными мишенями были шея, небольшая зона туловища в месте соединения нагрудника и подола-кусадзури, запястья и локтевые сгибы с внутренней стороны, внутренние стороны бедер и щиколотки. Для предотвращения поломки меча, меч не подставлялся под удары меча противника, вместо этого использовались разнообразные подрезки рук и разрезы живота и различные способы маневрирования, позволяющие уклоняться от атак противника. Основным методом совершенствования мастерства были ката – парные комплексы, с фиксированными ролями участников и порядком их движений, исполняемые с деревянными мечами бокуто. Длинные начальные ката позволяли развить выносливость и поставить дыхание, короткие комплексы более высокой ступени учили заканчивать бой одним-двумя ударами. Уровень подготовленности проверялся в соревновательных поединках, в которых удары реально не наносились, а останавливались в нескольких см от мишени, и дуэлях с использованием боевого оружия. Технически школы сильно отличались друг от друга, одни проповедовали агрессивный наступательный стиль, другие – выжидательную тактику.

В XVI в. появилась целая плеяда выдающихся мастеров кэндзюцу. Самыми знаменитыми из них стали:

— Цукахара Бокудэн (1490-1571), развивший традицию фехтования, связанную со святилищами Катори и Касима, и разработавший школу Касима Синто-рю, и

— Камиидзуми Хидэцуна (1508-1578; по другим данным 1520-1577), на базе Катори синто-рю и Кагэ-рю создавший Синкагэ-рю. Последний ввел в широкое обращение фукуро-синай – учебный меч, изготовленный из полос бамбука, обернутых кожей, что позволило практиковать учебные поединки с реальным нанесением ударов и в дальнейшем открыло возможность для развития кэндзюцу как вида спорта.

В 1-й пол. XVII в. наиболее влиятельными школами кэндзюцу были Ягю Синкагэ-рю, Итто-рю и Нитэн Ити-рю.

Ягю Синкагэ-рю, основанная Ягю Сэкисюсай Мунэёси (1527-1606), помимо кэндзюцу включала также нагинатадзюцу, дзюдзюцу, сюрикэндзюцу и др. В 1594 г. сын Мунэёси Ягю Мунэнори (1571-1646) стал инструктором по кэндзюцу Токугава Хидэтада, будущего 2-го сё:гуна династии Токугава. Он усовершенствовал технику школы и под влиянием дзэнского наставника Такуан, который адресовал ему свой известный трактат «Фудоти симмё року», разработал теорию совершенствования мастерства, основанную на принципе кэндзэн итти – единства фехтования и Дзэн, которую изложил в наставлении «Хэйхо кадэн сё».

Основателем школы Итто-рю: считается Ито: Итто:сай Кагэхиса (1560?-1653?). Он считал, что все технические секреты фехтования заключены в одном-единственном приеме – ударе мечом сверху вниз, который является истоком всех остальных бесчисленных приемов кэндзюцу Его ученик Оно Тадааки был наставником по кэндзюцу сёгунов Токугава Хидэтада и Токугава Иэмицу и тоже испытал сильное влияние Такуан, который адресовал ему свое сочинение «Тайаки».

Нитэн ити-рю: была основана Миямото Мусаси (1584-1645), который считается величайшим фехтовальщиком в истории Японии. Мусаси делал упор на фехтование двумя мечами – длинным и коротким – одновременно. Это гарантировало бойцу преимущество в бою, но, главное, формировало навык манипуляций мечом одной рукой, необходимый в конной схватке. Свои взгляды на сущность кэндзюцу Мусаси изложил в знаменитом трактате «Горин-но сё». Особое место среди школ этого периода занимала основанная Харигая Сэкиун Мудзюсинкэн-рю:, в которой кэндзюцу рассматривалось как вид дзэнского тренинга.

С середины эпохи Токугава кэндзюцу начинает утрачивать свое практическое значение. Влиятельные школы этого периода Синто: мунэн-рю (основана Фукаи Хэйуэмон Кахэй) и Сингёто:-рю: (основана Иба Дзэсуйкэн Хидэаки) делали упор на психологической закалке и достижении состояния муга – «Не-Я» или мунэн – «безмыслия».

Основатель Дзики синкагэ-рю Ямада Хэйдзаэмон Ко:току разработал защитное снаряжение для проведения учебных поединков с применением бамбуковых мечей, которое затем было усовершенствовано и перенято большинством других школ кэндзюцу Благодаря этому широчайшее распространение получили соревнования в поединках на бамбуковых мечах в защитном снаряжении, открывшие дорогу перерождения кэндзюцу из вида рукопашного боя в популярный вид спорта. Из новых школ только Дзицуё-рю (основана Хираяма Кодзо) подчеркивала боевую ценность кэндзюцу.

В конце эпохи Токугава наиболее популярными школами кэндзюцу продолжали оставаться Дзикисинкагэ-рю: и Синто: мунэн-рю:, к которым прибавилась Наканиси-ха Итто:-рю:, основанная Наканиси Ситэй и широко практиковавшая соревновательные поединки с использованием бамбуковых мечей и защитного снаряжения.

После реставрации Мэйдзи популярность кэндзюцу резко снизилась, многие школы были утрачены. Для сохранения кэндзюцу и получения средств к существованию группа мастеров во главе с Сакакибара Кэнкити из Дзикисинкагэ-рю начала организовывать публичные демонстрации схваток на бамбуковых мечах, ката, разрубания различных предметов и т.д. Это помогло возродить интерес к традиционному фехтованию, привлечь в залы кэндзюцу многочисленных поклонников. В 1876 г. кэндзюцу было признано видом физической культуры, пригодным для морально-этического воспитания японской нации в духе доктрины кокутай.

Обучение кэндзюцу было введено в полиции. Большую роль в возрождении кэндзюцу сыграла Ассоциация воинской добродетели (Бутокукай), созданная в 1894 г. В 1910 г. кэндзюцу стало одним из обязательных элементов программы физического воспитания в школах, а в 1912 г. специальный комитет из крупнейших мастеров разработал Ката приемов кэндо (Путь меча) Великой Японской империи, в которое были включены наиболее типичные приемы фехтования, положив начало японскому национальному виду спорта кэндо. В настоящее время кэндо в Японии занимаются около 2 млн. чел., сохраняется и ряд старинных школ кэндзюцу: Катори синто-рю, Касима Синто-рю, Синкагэ-рю, Итто-рю и др.

(Информация взята на сайте http://academy.muto.ru)

кэндзюцу кендзюцу