Кюдо буквально переводится как «Путь Лука», это японское искусство стрельбы, а также современное боевое искусство (гендай будо).

Установлено что уже более полумиллиона людей практикуют Кюдо сегодня. Кюдо необычный вид спорта в том смысле что не зависит от возраста или пола практикующего и если практикующие целеустремленны, мужчины или женщины, они способны изучать кюдо в любом возрасте. Никогда ни слишком рано ни слишком поздно начать его изучение. Но хотя можно начать заниматься в любой момент своей жизни, может пройти вся жизнь в самосовершенствовании в этом направлении.

Из всех боевых искусств Японии, трансформировавшихся в середине ХХ в. в спортивные виды, кюдо в наибольшей мере сохранило свою первоначальную форму.

Во времена своего возникновения, пришедшиеся на период монгольского нашествия на Японию, именно кюдо первым испытало на себе влияние дзэн-буддизма. Тогда была создана первая тренировочная школа по стрельбе из лука. Процедура тренировки в ней строилась таким образом, чтобы воспитывать духовную сторону личности воина. С тех пор и доныне для японца кюдо не просто техника стрельбы из лука, техника поражения цели, а образ жизни и мысли — путь (до). В Японии считали, что усвоить ритуалы стрельбы из лука — значит научиться правильному образу жизни.

Соблюдаемый в мельчайших деталях древний японский ритуал стрельбы из лука, насчитывающий более чем двухтысячелетнюю историю, заметно отличается от европейской техники.

На Западе лук натягивается до тех пор, пока тетива не коснется лица, при этом локоть работающей руки ставится под углом к линии плеч. В Японии такая манера считается неудобной и эстетически неприемлемой, поэтому тетива протягивается за ухо. Обе руки стрелка образуют прямое продолжение плеч, при этом грудная мускулатура расслабляется, плечи расправляются, что облегчает дыхание. Главное предназначение сложной процедуры подготовки и самой стрельбы заключается в том, чтобы «слить воедино тело, лук, стрелу и цель».

В большинстве случаев и в своей изначальной форме Кюдо практикуется как искусство и способ духовного и морального развития. Многие лучники практикуют Кюдо как спорт с «показательностью» в идеологии. Как бы то ни было, достижением цели самых целеустремленных практикующих Кюдо является «Сейша Сейчу», «Правильная стрельба — правильное попадание». Уникальнейшее действо в Кюдо, «Нобиай», приводящее к естественному освобождению стрелы, вот что я вляется постоянным поиском лучников. Когда дух и баланс стрельбы правильный, результат для стрелы неминуем — достичь цели. Отдать себя полностью выстрелу — духовная цель посвящающего себя в Кюдо человека. В этом свете, многие практикующие Кюдо верят что соревнование, экзамен или любая другая возможность которая ставит лучника в вышеописанную бескомпромисную ситуацию важны, в отличии от тех кто избегает соревнований и любого рода экзаменаций.

Кюдо имеет множество школ и стилей. И даже между додзе одного стиля, форма практики Кюдо может отличаться. Чтобы привести практику Кюдо к большей гармонии, в 1953 году, Всеяпонская Федерация Кюдо (ANKF) сформировала и утвердила комитет из главных школ Кюдо, чтобы выбрать лучшие элементы от каждой школы и сформировать ANKF — стиль Кюдо, который используется сегодня по всей Японии и в большинстве Федераций Кюдо на западе.

При стрельбе лук держится в левой руке, а тетива натягивается правой. Варианта для левшей не предусмотрено. Стрельба ведётся из положения левым боком вперёд, параллельно линии выстрела. В отличие от обычной стрельбы из лука в кюдо юми натягивается за ухо. После выстрела юми проворачивается против часовой стрелки и тетива оказывается с наружной стороны левой руки, что также является отличием от стрельбы из обычного лука.

Техника

Техника стрельбы детально расписана. Согласно Федерации Кюдо и официальной техники существует восемь основных позиции, хассэцу.

Асибуми — переход в стойку для стрельбы. В начальной позиции стрелок стоит левым боком к цели, ноги вместе, левая рука с луком и правая со стрелой (или двумя стрелами) руки согнуты и уперты в бока, верхняя часть лука находится в десяти сантиметрах от пола, голова смотрит вперед. После этого выполняют движения в одном из двух вариантов.

Голову поворачивают влево к цели, левую ногу сдвигают, не отрывая от пола и не сгибая колен, на половину длины стрелы, носок смотрит на 30° влево от центральной линии тела. Правую ногу, не сгибая, подведя к левой и начинают отводить вправо, носок на 30° вправо. После этого голову возвращают, взгляд направлен в пол примерно на 4 метра вперёд.

Голову поворачивают влево к цели, левую ногу сдвигают, не отрывая от пола и не сгибая колен, на половину длины стрелы, носок смотрит на 30° влево от центральной линии тела. После этого голову возвращают и следя за ногами взглядом отводят правую ногу на половину длины стрелы вправо.

В результате носки должны находиться примерно на расстоянии стрелы и под углом 60° друг от друга раскрываясь вперёд, без отклонения линии ног от линии цели.

Додзукури — приготовления к стрельбе, установка стрелы. Стрелок проверяет позицию и стойку. Лук, повернув тетивой вниз, поднимается вертикально на уровень глаз по месту хвата. Правая рука со стрелой заводится за левую за луком и стрела перехватывается левой рукой. Правой рукой, следя за ней взглядом, задвигают стрелу и крепят на тетиве. Лук, отведя левую руку вперёд, упирают нижним концом над коленом левой ноги. Правую руку упирают в бок.

Югамаэ — проверка тетивы и стрелы, формирование позы для начала стрельбы. Взглядом проводят по тетиве вверх и вниз от точки крепления стрелы к ней сантиметров на десять. Затем, проведя взглядом по стреле, проверяют цель. Так же, проведя взглядом по стреле, голову поворачивают в исходную позицию. Правой рукой перехватывают тетиву, большой палец под стрелой, средний палец перехватывает большой в кольцо, указательный, положив на средний, прижимает стрелу к луку. Стрелу кладут на пальцы левой руки. Руки чуть согнуты, локти в стороны . Плечи опущены.

Утиокоси — подъём лука. Голову поворачивают к цели. Лук поднимают перпендикулярно земле, так, что локти находятся чуть выше глаз. Плечи опущены.

Хикивакэ — натягивание тетивы. Сгибая правую руку только в локте, левую отводят в сторону и выпрямляют. Стрела держится параллельно полу. Плечи опущены.

Кай — полное натяжение. Сохраняя параллельность стрелы полу левую и правую руки разводят в стороны. Правая рука, двигаясь по прямой, заходит за ухо. Левую руку вытягивают в сторону. Плечи опущены.

Ханарэ — выстрел. Чуть повернув правую руку, тетиву, лежащую на выступе какэ, освобождают и тут же отводят от тела вправо горизонтально

Дзансин — равновесие духа. Позиция после выстрела сохраняется некоторое время. Стрелок созерцает результат выстрела.

Не входит в хассэцу.

Юдаоси — дополнительное движение, возврат к началу. Руки упирают в бока, голову поворачивают по центру. В случае, если лук при выстреле не повернулся тетивой наружу, опустив верхний конец на пол, лук поворачивают в исходную позицию. Ноги сдвигают вместе начиная с правой

(Информация взята на сайте http://boevoe-iskustvo.blogspot.ru)

кюдо