Китайцы твердо убеждены в существовании загробной жизни и множества других жизней. Китайский фольклор изобилует завораживающими рассказами и чудесных райских кущах, составляющих десять небесных миров. Не менее красочны ужасающие описания преисподней – места вечных мук и страданий.
В сингапурских садах Хап Пау повсюду попадаются чудовища из преисподней – одно пугающее изображение за другим. Там показаны обитатели рая и ада. Сад Хап Пау – азиатский аналог Диснейленда.
Познакомившись с влиянием, которое буддизм оказал на китайские верования и культуру, можно понять, что все эти олицетворения рая и ада отражали буддистские представления о видах реинкарнации, в том числе в трех «низших мирах».
Первые три мира возрождений считаются низшими, буддисты стремятся прожить свою жизнь так, чтобы впредь никогда не рождаться в этих мирах. Подобные возрождения считаются признаками крайне плохой кармы. Именно она является причиной рождений в низших мирах.
Мира ада. Сфера огня и серы
В аду царят страшный холод и нестерпимая жара, физические мучения, непрекращающиеся голод и жажда. Те, кто при жизни совершал греховные поступки, попадают в ад и томятся там тысячи веков. Это поверье побуждает буддистов, особенно старших наставников и ревнителей буддизма, всю жизнь молиться за тех, кто очутился в аду. Эти молитвы считаются проявлением религиозного сострадания.
Мир голодных призраков. Место голода и жажды
Обители мира голодных призраков теряют карму, позволяющую им есть и пить, поэтому их мучают голод и жажда. Только когда за них возносят особые молитвы, эти призраки получают жалкие капли воды, чтобы увлажнить пересохшие рты.
Всякий, кто попадет в мир голодных призраков, обречен оставаться в нем тысячу лет – пока молитвы не освободят его. По этой причине все, кто многого достиг в духовной жизни с помощью медитации, не боятся бродячих голодных духов. Всякий, кто сознает, как страдают голодные призраки, не испытывает к ним никаких чувств, кроме сострадания. В буддизме далай-ламы и монахи совершают специальные обряды ради спасения этих заблудших душ.
Мир животных. Порождение гнева или щедрости
Зачастую причиной рождения в этом мире становится загрязненная карма. Некоторые домашние животные обладают сравнительно хорошей кармой, при жизни их балуют. Все мы слышали о собаках и кошках, которым хозяева оставляли в наследство огромные состояния: у этих животных есть карма богатства, но нет кармы управления этим богатством.
Мир людей. Место осознанного существования
Родиться в этом мире – большая удача. Осознав, что только здесь мы имеем возможность управлять своим разумом, мы понимаем, как драгоценная человеческая жизнь.
Мир рая. Боги и полубоги
Эти два мира, мир формы и мир отсутствия формы, — место, где рождаются обладатели чистой кармы. Эти места называются миром девов, здесь в изобилии обитают боги и богини. Но эти миры нельзя считать лучшим местом для новых рождений: очутившись здесь, существо вскоре расходует всю свою хорошую карму и после этого попадает в один из низших миров, в колесо возрождения и смерти.
(Информация взята из книги Лилиан Ту «Китайская мудрость»)