Бо-дзюцу

Согласно «Тысячелетней истории Окинавы» Масакана Анко бо-дзюцу появилось в эпоху «воюющих провинций», когда на Рюкю существовали 3 государства. Оно использовалось местными правителями андзи. Иногда утверждают, что бо-дзюцу является более древним искусством, чем каратэ, однако исходя из названия «кон» можно предположить, что это боевое искусство испытало на себе большое влияние Китая.

Говорят, также существует мнение о том, что это древнее боевое искусство в чистом виде можно встретить в деревнях Окинава в так называемых «бо-одори» («танцах с шестом»). В самой Японии бо был связан с дзю-дзюцу, часто применялся в комплексе с копьем, алебардой (нагината) и другим оружием, а отдельных ката, как в каратэ не существовало. Развитие бо-дзюцу в Японии можно проследить по сборнику «Японское Будо» (6-й том):

Бо как боевое оружие упоминается в записях с древних времен. Техника с использованием «КОН» или «бо» описывается уже в древнекитайском трактате «Буби-си», составленном в эпоху династии Мин. На Окинава техника бо, испытавшая на себе, по всей вероятности, сильное влияние Китая, передавалась из уст в уста. В японских хрониках, например, в «Нихон-сёки» (7-й том) имеется запись о том, что в 12 год правления императора Кэйко уже «делали из морской камелии оружие для воинов», то есть использовали дерево в качестве оружия. Очень часто бо упоминается в эпоху Гэмпэй. Так, в «Записках о великом мире» («Тайхэйки») говорится о различных видах бо: из остролистного дуба, металла, что позволяет говорить о появлении бо-дзюцу как боевого искусства. В эпоху правления Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси появилось такое название как «яриорэ» («обломанное копье»). В эпоху Токугава шест распространился среди низшего самурайства и среди крестьян. Техника бо в префектуре Айти («Гэндзитэнрю», «Тогунрю») стала инструментом самозащиты крестьян.

Бо-дзюцу в самой Японии чаще всего являлось составной частью дзюдо и сочеталось с применением с пикой, алебардой, дзиттэ, серпом, и другим боевым оружием. Оно являлось оружием в торитэ и существовали различные разновидности бо, однако постепенно получил распространение бо длиной 6 сяку (примерно 180 см). Учитывая, что его держали посередине, его реальная длина была 3 сяку (90 см).

В эпоху Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси бо называли «яриорэ» (он напоминал копье, заостренный конец которого был обломан). Так в стиле «Тоёта Тэнсин Сэйрю» до сих пор вместо «бо» говорят «ЯРиОРЭ». Почему же все-таки в древнем боевом искусстве Окинава бо-дзюцу называют «кон»? Сейчас обычно принято выделять бо в кэндо, бо в дзюдо и бо в каратэ, однако в окинавском кобудо говорят «кон». Грубо говоря, в бо-дзюцу древнего боевого искусства Рюкю можно выделить искусство пришедшее из Китая, которое потом приобрело местный колорит, то есть испытавшее сильное влияние Юго-Восточной Азии, и появившееся собственно на Окинава. Причем в китайском кон-дзюцу шест имеет стандартную длину в 7 сяку 2-4 суна (216 -223 см) в соответствие с традицией монастыря Шаолинь, и, таким образом, отличается от японского бо. Название «кон» отражает его исторические особенности. В то же самое время это говорит нам об историческом влиянии китайского у-шу.

По-видимому, боевое оружие типа кон появилось в глубокой древности. Правда, его название записывалось другим иероглифом. В настоящее время термин «кон» исчез, однако он еще употребляется в некоторых древних выражениях. Нужно это признать. Бо-дзюцу мастера Сакугава называют «сакугава-но кон». Он также занимался кэмпо в Китае. Скорее всего это выражение появилось в силу того, что в Китае «бо» называли «кон». Не говоря уже о техническом содержании этого искусства, само название — это заимствование из Китая. Если сравнить его с боевыми искусствами собственно Японии, нельзя предположить, что название появилось на Окинава в эпоху сильного китайского влияния. Согласно Мияги Тёкусэй на юге длинная вещь называется «кон» и раньше имела точно такое же значение, как бо и кон. Так или иначе в кобудо Окинава в собственных именах и географических названиях используется слово «кон».

ПРОНИКНОВЕНИЕ В ЯПОНИЮ КОНДЗЮЦУ И ИМПЕРАТОРСКАЯ СИСТЕМА «О-ТОМОДЭ»

Согласно «Тысячелетней истории Окинава» Масакана Анко искусство бо-дзюцу появилось в эпоху «воюющих провинций» и им пользовались правители. В эпоху Кэйтё получили распространение копья, появился стиль цуката-бо, созданный Цуката Оэката (Сэйсоку). Отсюда можно сделать вывод, что бо появилось достаточно давно. Считается, что примерно 600 лет назад, когда началась торговля с Китаем, во время «Переселения 36 кланов» китайское у-шу (кэмпо, кон) пришли на Окинава.

Однако наряду с китайским влиянием были и местные традиции. Естественно, что на всем в ходе истории отложился местный окинавский отпечаток. Все виды китайского бо-дзюцу достаточно сильно отличаются от бо-дзюцу современной Окинава.

Например, можно привести чисто окинавские «изобретения»:

Сакугава-но кон мастера тодэй Сакугава;

Томаритару-но кон и ёнэгава-но кон мастера Оосиро Тёдзё;

Сэтэй-но кон мастера Сингаки.

Все стили переплелись друг с другом. Хотя в основу и было положено китайское кон-дзюцу, без сомнения на Окинава сложилось свое самобытное искусство. Возможно, оно идет тем же самым путем, что и каратэ. Есть, однако, одна проблема.

Среди ката, которые сохранились до наших дней на Окинава, самыми древними являются ката тёун-но кон и сюси-но кон. Не подлежит сомнению, что они пришли из Китая.

Китайские посланники оставили правителям свои секреты. Например, традиция известного в Сюри Соэиси Оэката. Его ката называют «соэиси-но кон». Это была секретная техника (о-тодомэ), которой владели лишь король Рюкю и старший сын Соэиси. Говорят, что эта система состояла из двух техник: из тёун-но кон и сюси-но кон. Действительно, она отличается от других техник кон. Некоторые говорят, что «соэиси-но кон представляет собой бессмертный шедевр, созданный Соэиси Оэката».

В бо-дзюцу, в отличие от каратэ, используется оружие, поэтому необходимо, чтобы тело и бо двигались параллельно, иначе в обороне появятся слабые места. Что касается положения нижней части тела, то в каратэ довольно часто используется стойка нэко-аси-дати, в то время, как в бо-дзюцу эта стойка совсем не применяется. В каратэ за основу берется расстояние от пятки до колена, а в бо-дзюцу шаг специально делается пошире, причем передняя нога образует с полом прямой угол, корпус обращен в сторону, только лицо направлено в направлении передней ноги, вторая нога оттянута назад и поставлена устойчиво.

Следует подчеркнуть особенные черты соэиси-но кон. Дело в том, что хотя мы и говорим «другие стили», существуют самые разнообразные направления, которые не подпадают под данные различия. Это может привести к выводу о том, что в соэиси-но кон применяется нуки-бо, а в других техниках кон — нет. Остается непонятным, какие техники понимаются под выражением «другие стили».

Наверное, было бы лучше сравнить конкретные ката. А пока обозначим основные особенности соэиси-но кон: 1)После завершения удара бо нужно прижать подмышкой и держать его горизонтально. 2) Во время нанесения удара необходимо перехватить бо в руках. 3) Если ты не смотришь назад, удар назад не наносится. Имеется 3 способа отведения руки (хикитэ) после завершения удара: зажать подмышкой, повернуть руку в запястье и прижать шест у поясницы, прижать шест к внешней стороне руки. Прижатие шеста у поясницы считается «деревенским бо», тем не менее, нужно рассматривать этот способ в связи с техникой «каэси-вадза» («ответный прием»). Поскольку в каждом способе есть свои преимущества, необходимо отрабатывать каждый из них и думать, как каждый из них может быть использован. Так как хотя особенности и важны, но они не обязательно являются рациональными.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ «ДЕРЕВЕНСКОГО ШЕСТА»  (БО-НО-ТЭ»)

Танцы с бо на Окинава, например, в Мияко, представляют собой превратившееся в танец военное искусство. Много интересного в смысле боевого искусства можно найти также в некоторых религиозных культовых церемониях, которые сохранились в деревне. В самой Японии также во многих местностях в качестве духовного культурного наследия сохранились «бо-но тэ» и танцы с бо. Начиная с эпохи Токугава, они передавались в основном в среде низшего самурайства и крестьянства, что наложило на них отпечаток некой «деревенщины».

Примерно в середине эпохи Эдо (1603-1867) в среде простолюдинов получило распространение «бо-но тэ». Эта техника широко использовалась дружинниками для поддержания порядка в городах. Обычно ее называли «каотори-но бо» или «кагосима-но бо», но в действительности, строгих правил и законов не существовало»

(Из «Истории древнего боевого искусства» Вататани Юкки).

Так приемы «бо-но тэ» распространились в самой Японии, однако они рассматривались как атрибут низшего сословия.

«Занятие бо — ремесло плебейское, и люди, смотрящие на него, в душе плебеи, сердца истинного не ведают».

(«Бо стиля Кёха-рю»1-й том).

На фоне сильной китаизации в школах каратэ передавались названия, в которые входило слово «кон», в то время как различные ката и искусство кумитэ, называемые бо-дзюцу, сохранились в деревне. В культовых народных ритуалах сохранились «танцы с бо». Они включали в себя различные элементы китайской, индонезийской, таиландской культуры, но постепенно вошли в народную жизнь Окинава.

В начале 18 века, примерно 270 лет назад, мастер бо-дзюцу Коти из Сюри отправился в Ёнагуни, женился на островитянке и передал ей своё мастерство. Эта девушка вышла замуж за Манма и передала учение четырем своим сыновьям. Они и стали основателями рода Тогэй, положив начало стилю Манна-бо и другим видам бо.

Такасима Кофу, Тогэй Кэндзиро, Такасима Сэйити. Чиновники пристально наблюдали за ними, поэтому они занимались как бы искусством самообороны, чтобы обмануть чиновников, они занимались под аккомпанемент барабанов. Они использовали сельскохозяйственные орудия и ввели в искусство использование бо размером 3 сяку, как мотыга, и дангу-бо, в котором используется весло.

Кроме того, был человек по имени Акатю из Цуката, который создал отдельный вид боевого искусства с применением весла, которое можно назвать «мечом» рыбаков. Он получил название «бо рыбаков» («гёмин-бо»). Его ката лучше всего подходили к песчаным берегам и также традиционно передавались. бо-дзюцу, сохранившееся на Окинава в Хандзя называют «хандзя-бо».»Как-то раз с острова Цуката в поселок Хандзя приехал некий наемный работник. Это было 100 с лишним лет назад и звали его Цуката Акана. Он ел вместе с поселянами их пищу и усердно работал, но в один день собрался вернуться на родину.

Желая отблагодарить поселян, он научил их семи приемам, таким как ридзинру, сану, тон-бо, взяв с них обещание не распространять эти знания. После этого люди, знающие хандзя-бо, приезжали в Цуката и показывали свое мастерство».

«БО-НО-ТЭ», «БО-ОДОРИ» («ТАНЦЫ С ШЕСТОМ)

На Окинава, чтобы отличать боевое бо от танцевального, первое называют «ойгусан». В просторечии его называют «кэнка-бо» («драка на палках»). В нем часто используются удары с поворотом, пронзающие удары (нуки-бо). По всей Японии созданы различные общества по сохранению искусства бо. Большой интерес представляет то, что в деревне бо сохраняется как часть культовых мероприятий и как реальная техника.

Необходимо выяснить, являлась ли техника бо средством самозащиты для крестьян, или элементы бо были просто неотъемлемой частью культовых мероприятий.

В Японии существует много стилей бо в префектурах Айти и Кагосима. Кажется, они имеют отношение к происхождению древнего боевого искусства.

«В народном искусстве Кагосима танцы с шестом занимают важное место. Многие из деревень можно смело назвать «местами военного искусства».

Во время эпохи Токугава на Кюсю правил один крупный клан, он был достаточно отдален от центрального правительства, и приказы из бакуфу плохо доходили до него: гонцы часто падали с лошадей и ломали ноги. Однако клан Симадзу в префектуре Кагосима проводил умелую политику, поэтому особенно не раздражал правительство. В то время сёгунат руководил подготовкой воинов по всей стране, а крестьянам и горожанам изучать военное искусство было запрещено. Клан Симадзу на всякий случай обучал крестьян боевым искусствам. Они занимались бо-дзюцу, так как занятия с мечами сразу бы бросились в глаза. Это не получило бы одобрения у сёгуната, поэтому тренировки проводились под видом «обучения методам самозащиты от разбойников». Говорилось также о том, что для «охраны праздничных шествий и других мероприятий разрешается использовать бо для сооружения изгороди». Так клан Симадзу обучал простой народ бо-дзюцу. Получалось интересное сочетание боевой техники с танцами.

Появились танцы, в основе которых лежала боевая техника. Правительство также не могло запретить танцы. Постепенно танцы распространились. Женщины научились пользоваться кусаригама (серп с цепью). Мужчины, носили сякухати (японская флейта) вместо мечей и танцевали с серпами. Иногда носили бабмуковые, или даже оловянные жерди. Разрешили использовать также нагината. Некоторым людям позволялось иметь с собой мечи. В таком снаряжении они уже стали подмогой войскам. Таким образом, было проведено вооружение народа кланом Симадзу. По этому поводу в клановом храме была проведена специальная церемония под бой боевых барабанов.

ТЕХНИКА БО В САКУРА (1912-1926)

Эта техника была широко распространена до эпохи Тайсё в Нагоя и дошла до наших дней в качестве техники стиля Синъэй-рю. Это крестьянское искусство не просто представляло собой совокупность боевых приемов, но использовалось во время различных синтоистских церемоний.

ТЕХНИКА БО В МАМОРИЯМА

Район Маморияма в Омори. Техника Омори с древности была распространена в СаНАГЭ (Микава), на востоке Овари (Омори), на западе Овари (г.Нода). И сейчас есть старожилы, которые рассказывают о том, что эта техника передавалась строго секретно, и люди приносили перед Богами клятву сохранить ее в тайне. Что касается зарождения этой техники, говорят, что ее передал в 1585 году житель из Kaгa. Говорят, что существовало 34 ката с применением БО, меча, пики, кусаригама. Во внешних формах применялся шест, а во внутренних — меч. Это направление включает в себя 4 стиля: Кито-рю, Кэнто-рю, Мусо-рю и Камада-рю.

ТЕХНИКА БО В МАЦУДАЙРА

Здесь придерживаются направления Кито-рю. Говорят, что его создание поощрялось здесь со стороны крупных кланов с целью воспитания воинов из числа крестьян.

ТЕХНИКА БО В САНАГЭ

Здесь во время праздника в храме Санагэ съезжались на лошадях представители из 286 деревень провинций Микава, Овари, Мино. Вскоре к этому добавилось и бо-но тэ. У «башни лошади» собирались мастера бо, приходил глава клана, они показывали свое мастерство, а потом они совершали жертвоприношения в храме Ихо. Это был очень известный праздник. Выступления мастеров бо на нем сопровождались выстрелом пушек.

ТЕХНИКА БО В КЁБО

Эта техника обычно называется Камада-рю. Житель Миягути Фукада Сахэй встал во главе этого направления. Этот Фукада считается основателем данного направления. В дальнейшем все получали посвящение только в доме Фукада.

ТЕХНИКА БО В САКУРА-МАТИ

Эта техника была передана по преданию крестьянам в 1506 году воином Сикибу Дайфу из клана Имакава, который здесь останавливался. И сейчас известны 26 видов этой техники. В те времена крестьяне очень страдали от бесконечных нападений ночных воров и грабителей. Однако сюда прибыл этот воин и крестьяне овладели этим боевым искусством. Потом ситуация успокоилась, однако технику владения шестом продолжали называть «Сикибу-рю». Молодые продолжали заниматься этим искусством. По праздникам в храме устраивались состязания по бо-дзюцу. Здесь распространились все 4 стиля, которые сохранили свои особенности. Традиция живет и сегодня.

ТЕХНИКА БО В ДЕРЕВНЕ ФУДЗИОКА

Здесь были известны стили Кито-рю, Кэнто-рю («меч- глициния»). Они и легли в основу данного стиля, который родился на праздниках в храме Санагэ. Первоначально использовали в борьбе шест, затем перешли к технике с пикой, мечем, кусаригама. Это очень мужественный стиль.

ТЕХНИКА БО В АСУКЭ

Район Асукэ включает в себя 3 места: Гоханда, где получил распространение стиль Камада-рю; Оивакэ — Кэнто-рю и Тоёока — Кито-рю. Отличием является использование во время выступлений раковин в качестве музыкальных инструментов.

ТЕХНИКА БО В АСАХИМАТИ

Этот стиль ближе всего с к Кито-рю. В 1885 году он обосновался в местечке Оцубо. Он получил репутацию более высокого мастерства, чем стиль Кито-рю. Для того, чтобы сохранить его для потомков, был создан «Комитет Оцубо по распространению».

ИЗВЕСТНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ

Не говоря об Окинава, в самой Японии помимо вышеописанных много других видов Б О — Д 3 Ю Ц У. Названия о тличаются в зависимости от местности:

1) Бо-одори (Окинава, Кагосима, Мяядзяки);

2) Бо-но тэ (Айти, Гифу);

3) Бо-дзюцу (Нагасаки, Сага, Ойта, Тотиги, Ибаки, Сайтама);

4) Бо-дзукаи (Окаяма, Ямагути);

5) Сочетание бо- одори с бо-дзюцу (Коти, Миядзаки);

6) Бо-кэн- сики (Сига);

7) Бо-ути гассэн (Осака);

8) Бо-ути-сики (Хёго);

9) Бо-фури (Хоккайдо).

Среди них 4, 6, 7, 8, 9 — своеобразные названия. В префектурах Эхимэ и Вакаяма, например, существуют танцы с в еслом (кай-одори). В окинавском кобудо были широко распространены приемы с веслом (кай).

(Информация взята на сайте http://www.shitoryu.narod.ru/)

Бо-дзюцу